Конспект урока математики 1 класс "Вырезаем и сравниваем"

Цели урока:

  • знакомство с симметрией на уровне наглядных представлений;
  • развитие пространственных представлений.

Задачи:

  • Формировать представления о симметричных фигурах и оси симметрии (не называя термины).
  • Формировать умение вырезать симметричные фигуры из сложенного листа бумаги.
  • Определять опытным путем (с помощью сгибания) число осей симметрии у квадрата.
  • Определять на глаз ось симметрии равнобедренной трапеции, круга, прямоугольника, ромба; обсуждать число осей симметрии у этих фигур.
  • Формировать умения наблюдать, выявлять практическим способом симметричность геометрических фигур.
  • Развивать пространственные представления, внимание, логическое мышление, математическую речь учащихся.

Ход урока

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок математики. Скажите пожалуйста, чего вы ждете от урока, каким он должен быть?
- А что мы должны сделать для этого?

Мотивация к учебной деятельности

- Мы с вами уже говорили, что математика – очень важная наука и что наш учебный предмет математика связан с другими предметами. Приведите примеры такой связи. (ответы учащихся)
- Сегодня мы увидим, какие математические знания нам пригодятся на уроках технологии.

Актуализация опорных знаний

- Давайте вспомним, что изображено на рисунке? (геометрические фигуры)
- Назовите известные вам фигуры. (точка, прямая, кривая, квадрат, круг, трапеция, прямоугольник, ромб)

- Сегодня у нас будет необычный урок. У вас на партах лежат ножницы.
- Давайте вспомним правила безопасного обращения с ножницами.

Постановка темы и цели урока

- Ребята, какой приближается праздник?
- Как мы готовимся к Новому году?
- Сегодня мы будем делать новогодние украшения, используя свойства геометрических фигур. Для чего нам нужны ножницы? (вырезать)

На доске появляется 1 слово в теме урока "Вырезаем".
- Давайте возьмем зеленый лист. Как называется линия, которую вы видите на нем?
- Вырежем по линии нарисованную фигуру, развернем ее. Что вы можете сказать о получившейся фигуре?

- Обратите внимание на линию, по которой был согнут лист. На какие части он делит фигуру?
- А как вы догадались, что они одинаковые? (сравнивали)
На доске появляется тема урока "и сравниваем".

- Это тема нашего урока. А как вы думаете, все фигуры можно сложить так, чтобы получились одинаковые половины?
- Давайте, проверим. Это и будет целью нашего урока.
- У кого в течение урока возникнут затруднения, поднимайте красную сигнальную карточку

Первичное восприятие

- Возьмите оранжевый листочек и шаблон. Как вы думаете, как нужно приложить шаблон к листу, чтобы получить грибок?
- Обведите шаблон, вырежьте грибок, приклейте его в тетрадь.
- Делит ли линия сгиба его на 2 одинаковые половинки?

Открытие нового знания

Самостоятельная работа в парах

- Достаньте из конверта белую фигуру. Что это за фигура?
- Как можно сложить квадрат, чтобы получить 2 одинаковые части? (Дети пробуют сделать это, результаты отмечают на листе бумаги, на котором изображено 4 квадрата. Потом в результате обсуждения подобный рисунок выполняется на доске)

Первичное закрепление

Работа с заданием № 4 учебника

Можно предложить учащимся выполнить задание, используя разрезной материал или заранее подготовленные фигуры. Учащиеся сгибают геометрические фигуры разными способами так, чтобы их части совпали.

- Первая фигура имеет одну ось симметрии, поэтому ее можно разделить на две одинаковые части только одним способом.
- Круг можно разделить на две равные части, сложив его по любой прямой линии, проходящей через центр. (у круга бесконечное количество осей симметрии)
- Прямоугольник можно разделить на две равные части двумя способами. (две оси симметрии)

- Ромб делится на равные части четырьмя способами.
- Разносторонний треугольник не имеет осей симметрии.

Самостоятельная работа

- Возьмите желтый лист. Сложите его пополам и попробуйте вырезать свою фигуру. Где нам может пригодиться это умение?

Работа с карточкой

Установление соответствия между рисунком половины геометрической фигуры и ее полным изображением. Учащиеся соединяют рисунки линиями и называют фигуры: квадрат, круг, ромб, пятиугольник. Самопроверка по образцу на доске. Оценивание с помощью "линеечки".

Применение полученных знаний в более сложной ситуации

Задание: Взять лист, сложенный "гармошкой", вырезать по линии. Получилась новогодняя гирлянда.
Вырезание снежинки из белого квадрата

Рефлексия, итог урока

- Ребята, скажите пожалуйста, что нового вы узнали на уроке?
- Что пригодится вам в жизни?

- Получился ли у нас урок таким, каким вы его задумали в начале урока?
- Спасибо за работу!

Размер:
16.6 Kb
Скачали:
7