Цель урока: развитие практических умений и навыков по иллюстрированию литературного произведения И. Бунина "Первый снег".
Задачи:
- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Меня зовут Софья Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Карандаш, альбом и краски.
Проверили? Садитесь.
И с усердием трудитесь!
- Ребята, а любите ли вы рисовать? (ответы учащихся)
- А сейчас я хочу узнать, с каким настроением вы начинаете урок.
- Как вы думаете, с каким настроением надо начинать урок плохим или хорошим?
- Важно ли хорошее настроение на уроке?
- Правильно, на уроке должно быть хорошее настроение, для того что бы все задания были успешно выполнены.
- Давайте начнем.
- Вспомните, пожалуйста, с каким поэтом мы познакомились на последнем уроке литературного чтения. (Иваном Буниным)
- Верно, а как называлось стихотворение у И. Бунина, которое мы с вами анализировали. ("Первый снег")
- Правильно, но мы же с вами на уроке изобразительного искусства, почему я вспомнила про произведение Ивана Бунина? Как вы думаете? (Потому что мы будем иллюстрировать стихотворение "Первый снег")
- Да, вы молодцы!
- Может быть, кто-то сможет тогда сформулировать тему нашего урока? (Иллюстрирование по стихотворению)
- Верно, тема нашего урока "Иллюстрирование отрывка из произведения И. Бунина "Первый снег".
- А что такое иллюстрирование? (Это изображение, рисунок чего-либо)
Иллюстрация – это рисунок, фотография, гравюра или другое изображение, поясняющее текст
- В нашем случае это будет рисунок отрывка стихотворения.
- Давайте, вновь вернемся к стихотворению, и прочтем его. (Читают стихотворение)
- О чем стихотворение? (О первом снеге…)
- Соглашусь с вами, стихотворение "Первый снег" о том, как поздней осенью выпал первый снег.
- Для иллюстрирования мы с вами возьмем второе четверостишье и будем рисовать пейзаж, как с рассветом деревья и землю накрыло снегом.
- Ребята, если уже выпал первый снег, могут ли быть на деревьях листья? (Да, Могут быть)
- А где еще они могут быть? (На земле)
- А что еще может быть на земле? (Пожухлая трава)
- Если это рассвет поздней осенью, какое небо мы будем рисовать? (Темное, с просветами солнца)
- Как вы думаете, какие цвета мы будем использовать в нашей работе? (Белый, коричневый, голубой, синий, черный, желтый, зеленый)
- А почему мы будем использовать такие цвета как коричневый, и охра, ведь у нас пейзаж на тему снег. (это первый снег, и еще на земле лежат листья, и видны кусочки земли)
- Да, все верно. Ребята, мы с вами будем рисовать акварелью, при работе с акварелью не надо торопиться и делать все поэтапно.
- А первый снег мы будем с вами класть гуашью.
- Вот образец выполнения иллюстрации к произведению Ивана Бунина "Первый снег".
Физминутка
- Мы с вами разобрали, что будет изображено на нашем рисунке, какие цвета мы будем использовать.
- Можем приступать. Положите лист горизонтально. Откройте акварель и приготовьте белый цвет гуаши.
- Я буду выполнять работу вместе с вами. Буду объяснять вам, как и в какой последовательности выполнять практическую работу. (Дети садятся удобно, готовы к выполнению практической работы)
1. Для начала мысленно проведите линию горизонта. Смочите лист водой. Желтым цветом изобразите небольшой кусочек солнца. Далее синими оттенками акварели нарисуйте небо, акварель разбавляйте с водой.
Чем ближе к горизонту небо, тем оно темнее. После того как изобразили небо, приступайте к земле, рисуя таким же способом как и небо. Можно взять светло коричневый, охру. Смачивают лист водой. (Рисуют фон: небо и землю)
2. Далее рисуем деревья, темно коричневым или взять погуще коричневый цвет. Прорисовываем ветки. Можете нарисовать 3-4 дерева, пень, также можете изобразить мазками листья на земле и немного на деревьях.
На земле прорисовать тропинку и пожухлую траву для этого взять болотно-зеленый или смешать охру с зеленым. (Подбирают цвета. Рисуют деревья, пень, траву, тропинку)
3. Прорисовываем тени на деревьях, пне для этого берем черный, темно-коричневый цвет. Также можно добавить детали на небе, добавить больше цвета. (Прорисовывают детали на деревьях, пне, небе)
Теперь берем белую гуашь и мазками наносим краску, почти на всю поверхность земли, а также на деревья. (Наносят мазками белую краску, по всей поверхности земли и на деревья)
И последние штрихи прорисовываем вновь детали. Возможно, какие то веточки сделать немного ярче, которые на переднем плане. Где-то прорисовать листья, кусочек земли. (Прорисовывают детали)
- Ну что, ребята, наш урок подходит к концу.
- Что мы сегодня делали на уроке? (Рисовали иллюстрацию к стихотворению)
- Правильно, мы иллюстрировали отрывок из произведения Ивана Бунина.
- А как оно называлось? (Первый снег)
- Молодцы. Теперь давайте оценим нашу деятельность на уроке.
- На партах у вас лежит карточка под названием "Шкала оценки моей работы".
- Оцените себя от 1 до 5. Отвечая на следующие вопросы.
- Сейчас поднимите руки у кого 3 балла? 4 балла? 5 баллов?
- Отлично! Давайте сделаем выставку наших работ посвященных стихотворению Ивана Бунина "Первый снег".
- Наш урок подошел к концу. Ребята, уберите, пожалуйста, свои рабочие места.
- Спасибо за урок, до свидания!