Цель урока: показать, как в сказке Оскара Уайльда "Мальчик-звезда" раскрывается понятие подлинной красоты человека, помочь учащимся осознать, что истинная красота невозможна без доброты, любви и ответственности за свои поступки.
Задачи:
Оборудование: учебное пособие; Тип урока: комбинированный урок.
В начале урока включен проектор звездного неба.
- Посмотрите внимательно на то, в какой обстановке начался наш урок литературного чтения.
- Сегодня мы с вами с помощью современных технологий можем наблюдать звездное небо утром, прямо на нашем уроке.
- Какие чувства возникают у вас с появлением звезд? (Ответы детей)
- Что такое для вас "Звезда"?
- Какие слова, понятия, действия связаны у вас со словом Звезда"?
- Для меня это слово связано со словами "красота необыкновенная, далекая". Слово "Звезда" напоминает нам о неземной красоте, которая может нести свет, вести за собой – "путеводная звезда", - может быть образцом красоты.
На экране включено звездное небо с падающими звездами.
- Иногда в ночном небе можно наблюдать такое явление, как падающие звезды. Особенно часто оно встречается в августе и феврале. Правда, то, что мы принимаем за звезды, - вовсе не звезды, а метеоры.
- Попадая в атмосферу, мелкие частицы, метеороиды, сгорают на высоте около 100 км, и мы видим светящиеся следы - метеоры, которые часто называют падающими звездами.
- Какую народную примету, связанную с этими падающими звездами – метеорами вы знаете? (Нужно загадывать желание)
- Давайте и мы все сейчас загадаем желание. Каждый загадает свое желание мысленно, ведь вслух его произносить нельзя, а то не сбудется.
- Я не буду знать ваших желаний, но верю, что все они обязательно сбудутся!
- А тем временем к нам на урок спустилась с неба одна звезда! Посмотрите на нее. (Проектор выключается, появляется картонная звезда)
- Ребята, как вы думаете, над каким произведением мы будем работать сегодня на уроке? (Над сказкой Оскара Уайльда "Мальчик звезда")
- Каждое произведение литературы – всегда загадка. И отгадывать их порой очень трудно, потому что в произведении часто бывает не один, а несколько правильных ответов.
- Чтобы "отгадать" произведение литературы, то есть увидеть то, что на первый взгляд кажется ясным и понятным, нужно очень внимательно следить за "подсказками" автора, которые помогут разобраться в прочитанном.
- Сказка Оскара Уайльда тоже своего рода загадка, она и озаглавлена необычно "Мальчик-звезда". Попробуем разгадать, почему автор именно так назвал свою сказку.
- Что может обозначать сочетание слов "звезда" и "мальчик"?
- Каким мы ожидали увидеть Мальчика-звезду? (Он должен быть красивым, и с ним должно быть связано что-то волшебное)
- Как часто мы говорим: "Какой красивый человек!"
- А что значит красивый?
Выяснение значений слова красивый.
- Сегодня на уроке я предлагаю использовать в качестве эпиграфа слова американского писателя Джеймса Фенимора Купера:
Есть много людей с красивой внешностью, которым, однако, нечем похвастаться внутри.
- Сказка О. Уайльда "Мальчик–звезда" необычна тем, что помогает решить сложный философский вопрос: в чем заключается подлинная красота человека, ответ на который мы и постараемся найти к концу нашего урока.
- Чтобы проанализировать сказку, надо вспомнить ее содержание. В этом нам поможет ваше домашнее задание. Напомните, как вы готовились к уроку?
Класс был разделен на несколько групп, каждая группа делала иллюстрацию к отрывку сказки.
- Используя ваши иллюстрации, мы кратко вспомним сюжет сказки и проследим за тем, какой путь преобразований прошла душа мальчика звезды.
- Отразим этот путь в виде схемы.
- В нашей схеме 5 ступеней. Как вы думаете, это ступени к чему? Что ждет героя, который их пройдет, в самом верху? (Хорошая жизнь, чистая совесть и т.д.)
- Давайте вспомним, как начинается сказка. Что же случилось с двумя Лесорубами в зимнем лесу? Как они отнеслись к своей находке? (Краткий пересказ эпизода)
- В какую семью попадает мальчик? Как отнеслась жена Лесоруба к находке мужа? Найдите в тексте и зачитайте.
- Итак, Дитя-звезда стал расти вместе с детьми Лесоруба, и ел за одним с ними столом, и играл с ними.
- И каким же он вырос?
тап подготовки к сознательному и активному усвоению нового материала
- Мальчик звезда вырос очень красивым, каким мы его и представляли в начале сказки. Но что принесла красота Мальчику-звезде? (Зло, он вырос себялюбивым, гордым и жестоким)
- А как называют себялюбивого, гордого человека? (эгоистом)
- Это и есть первая ступень на пути души мальчика звезды.
1 ступень - эгоизм, себялюбие
- На этом этапе для описания литературного портрета О. Уайльд использует такой прием, как сравнение с цветами. Как вы думаете, почему?
- С какими цветами автор сравнивает мальчика звезду?
- Найдите в тексте и зачитайте. (Нарцисс, роза, фиалка)
Знакомство с легендами о происхождении нарцисса, розы и фиалки. (Рассказывают 3 подготовленных учащихся)
1. О происхождении цветка нарцисса существует древнегреческий миф.
У речного бога Кефисса и у нимфы Лириоэссы был сын, прекрасный юноша. Нарцисс вырос юношей необычайной красоты. Когда в него влюбилась нимфа Эхо, молодой человек отверг ее страсть. Нимфа от безнадежной страсти иссохла и превратилась в эхо, но перед смертью произнесла проклятие: "Пусть не ответит Нарциссу взаимностью тот, кого он полюбит".
Увидев в воде собственное отражение, юноша влюбился в него. Терзаемый неутолимой страстью, он умер, а в память о нем остался красивый, благоухающий цветок, венчик которого так и клонится книзу, как бы желая еще раз полюбоваться собою в воде.
2. Одна греческая легенда рассказывает нам о том, как появилась роза ее создала богиня Хлорис. Однажды богиня обнаружила мертвую нимфу - и решила попробовать оживить ее.
Правда, оживить не удалось, и тогда Хлорис взяла у Афродиты привлекательности, у Диониса - пьянящего аромата, у граций - радость и яркий колер, у прочих божеств все остальное, что так притягивает нас в розах.
Так появился самый прекрасный цветок, правящий среди всех остальных - роза. С давних времен и по сегодняшний день роза всегда считалась и остается непревзойденной царицей цветов, воплощением красоты и величия, символом совершенства.
3. По одной из древнегреческих легенд, фиалки уронила на землю дочь Зевса Персефона, когда ее похитил Плутон - владыка царства мертвых. Цветоводы, очарованные красотой цветка, отмечают его капризный нрав.
- Так почему, как вы думаете, именно с нарциссом, розой и фиалкой сравнивается внешность героя? (Нарцисс напоминает о самовлюбленности; роза о красоте, но колкой, непреступной; фиалка о капризности)
- Красота - это сокровище. Но распорядиться ею, как и любым сокровищем, можно по-разному.
- Как вы считаете, так что же делает людей некрасивыми? (Некрасивыми могут быть не только внешность, но и чувства, и поступки людей. Если у человека "холодное" сердце, то он теряет свою красоту)
- Мальчик звезда очень долго находился на первой ступени развития души, и мог бы там и остаться на всю жизнь.
- Но все же события в его жизни привели его к пути духовного очищения. Подумаем, а какой эпизод сказки положил начало перерождению Мальчика-звезды? (Встреча с нищенкой)
- Кем оказалась нищенка? (Матерью мальчика) Докажите.
- Как Мальчик-звезда отнесся к своей матери?
- Каким вы представляете себе Мальчика- звезду в этой сцене: красивым или некрасивым? (Некрасивы чувства Мальчика-звезды. У него "холодное" сердце, т.к. прогнал, оттолкнул от себя самого близкого на свете человека – Мать)
- Получил ли Мальчик-звезда наказание за свои поступки?
- Было ли это наказание страшным для него? (Да, он наказан. И это наказание для него – есть самое страшное, т.к. кроме своей внешней красоты он больше ничего не имел, а он ее потерял, значит, он потерял все)
- Какие чувства испытываете вы в этот момент?
- Внешность Мальчика изменилась, а изменилась ли его душа? С чего, с какого момента начинается изменение в его душе? (Сцена у водоема стр. 68: Он заплакал в первый раз в жизни. Именно с этого момента начинает меняться его душа. Слезы растопили его "холодное" сердце)
- Как вы считаете, перешагнул ли мальчик звезда на следующую ступень? Как вы думаете, как будет называться эта ступень, зная, какие события буду происходить в сказке дальше?
2 ступень – страдание
- Когда он страдает? Как? (Три полных года он бродил по свету и нигде никогда не встречал ни любви, ни сострадания. Теперь он страдает сам, и "весь мир обошелся с ним так же, как поступал он сам в дни своей гордыни. Зло вернулось к нему. Народная мудрость гласит: "Как поступишь с другими, так поступят и с тобой")
- Как вы понимаете слова маленькой дочки Лесоруба: "Это еще не беда, что ты утратил свою красоту. Оставайся с нами, и я никогда не буду дразнить тебя".
- Каково было решение Мальчика-звезды? Почему?
- Как обращаются люди с во время его скитаний?
- Почему Крот, Коноплянка и Белочка не помогают Мальчику-звезде?
- Какое качество личности он проявлял, когда получал отказы в помощи от животных, был гонимый людьми в городах, не находил своей матери? (Терпение)
- В этот момент он перешагнул на третью ступень изменения своей души.
3 ступень – терпение
- Какие события сказки отражают данные иллюстрации?
- Начал ли меняться внутренний мир Мальчика-звезды?
- Почему Мальчик-звезда, который обижал всех, спас зайчика?
- Почему Мальчик звезда отдал монеты прокаженному?
- Какие качества души мальчика проявляются в этих эпизодах? (Жалость, сострадание, сочувствие, милосердие)
- Шагнул ли мальчик на новую ступень?
4 ступень – милосердие
- Когда мальчик звезда нашел свою мать – нищенку, как он себя повел?
- Хвастался ли он своими хорошими поступками? (Нет. Следует вывод, что поступки Мальчика бескорыстны. Сердце мальчика-звезды стало добрым, он достигает истинной красоты)
- Кем оказалась нищенка? (Королевой)
- Прокаженный? (Королем)
- Когда к нему вместе с внутренней красотой вернулась внешняя?
Урок литературного чтения в 4 классе по сказке О. Уайльда "Мальчик-звезда" публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже