Открытый урок литературного чтения в 4 классе "К. Паустовский "Кот Ворюга"

Форма урока: урок-исследование.

Цель:

  • формировать умение анализировать художественный текст, делать обобщающие выводы;
  • развивать умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), творческое воображение, навык выразительной речи с помощью интонации;
  • воспитывать интерес к предмету.

Оборудование и материалы: проектор, ноутбук, презентация, музыкальная физминутка, карточки с заданием.

Ход урока

Организационный момент

АМО "Настроение"

Учитель: Настал новый день. Какой он сегодня? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? (Ответы детей)
- Какое настроение вызывает у вас такая погода? Давайте скажем все вместе.

Настроение у нас – отличное,
А улыбки – дело привычное,
Пожелаем друг другу добра,
Ведь урок начинать нам пора

- Улыбнитесь мне, друг другу. У вас такие лучистые улыбки, что от них стало так тепло, ярче стал день.
- Я вижу ваши глаза, и читаю ваше желание узнать новое. Итак, за работу! Я верю в вас!

Слухоречевая зарядка

1. Фонетическая ритмика

- Сегодня дежурные звуки [в-ф].
Ва во ву
Фа фо фу

Афо-аво афу-аву афа-ава
Сва-сфа сво-сфо сву-сфу

Вор ворюга воровал
ловкий ловко
Ворюга ловко воровал.

- Спросите у меня, какой будет урок.

- Елена Сергеевна, какой будет урок?
- Будет урок литературного чтения.

- Назовите жанры литературных произведений, которые вы знаете.
- Какой жанр мы изучаем? (рассказ)
- Как называется рассказ? ("Кот–ворюга")

- Кто автор рассказа? (Константин Паустовский)
- Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, озвучивать диафильм.
- Что будем делать на уроке?

Постановка темы, цели и задач урока

- Ребята, подумайте, какая будет тема урока? (Рассказ Константина Паустовского "Кот ворюга")
- У вас на парте у каждого есть лист самооценки. Прочитайте этапы работы на уроке.
- Оценивать свои знания вы будете по листу самооценки.

- Работать сегодня будете группами. (Учитель определяет группы)
- Работая в группе вы должны выполнять вместе задания, помогать друг другу.

Актуализация знаний

- Ребята, каждый урок литературного чтения для вас необычен, т.к. каждый раз вы открываете для себя что-нибудь новое, узнаете какую-либо тайну.
- Сегодня я хочу предложить вам стать исследователями.
- Кто знает, что значит исследовать? (предположения детей)

Исследовать – подвергнуть научному изучению, выяснению.
- Сегодня на уроке мы будем исследовать жизнь кота-Ворюги.

Дидактическа игра "История жизни кота"

– Первое исследование "История жизни кота"
- На прошлых уроках мы составили план рассказа? (да)
- Сколько частей в рассказе? (4 части)
- Вспомните последовательность плана и исправьте ошибки.

У каждой группы карточка с деформированным планом. Учащиеся должны цифрой обозначить последовательность плана. Взаимопроверка.

  • Кот ворует.
  • Кота поймали.
  • Наказание для кота.
  • Кот охранник.

На доске деформированный план рассказа. Учащиеся читают его. Проговаривают правильный план. Ученик у доски составляет план.
Учитель подводит итог. Ученики оценивают свою деятельность.

Дидактическая игра "Портрет кота"

- Напомните мне, кто главный герой рассказа? (главный герой рассказа кот)
- Какая внешность у кота?
- Посмотрите на портрет кота. (бесцветный портрет)

- Как автор описывает кота, вы помните?
- Вы должны найти и исправить ошибки в описании внешности кота.

У детей на столах карточки с описанием кота. Учащиеся должны найти и исправить ошибки в описании.

Это был толстый, серый кот-беспризорник с чёрными подпалинами на спине. У кота оторвано ухо и разорван кусок грязного хвоста.
Это был тощий, рыжий кот-беспризорник с белыми подпалинами на животе. У кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста.

После выполнения работы проводится взаимопроверка, пары меняются работами и проверяют. Оценивают работ по листу самооценки.

Физминутка

Шли по крыше три кота,
Три кота Василия. (ходьба)
Поднимали три хвоста
Прямо в небо синее. (поднимание рук)

Сели киски на карниз,
Посмотрели вверх и вниз. (приседание)
И сказали три кота:
Красота! Красота! (хлопки в ладоши)

Обобщение и систематизация знаний

Исследование "Вот это кот"

- Сейчас мы исследуем поведение кота. Мы узнаем, как автору удалось совместить в рассказе противоположные по эмоциональной окраске чувства к коту.

1. Подберите рисунок к 1 части рассказа

- Какие чувства у вас вызывает кот в этой части? (досада, раздражение)

Учащиеся выбирают и ставят таблички под рисунок.

- При чтении 2 части, какие чувства? (злость)

- При чтении 3 части? (удивление, восхищение)

- При чтении 4 части? (уважение, любовь)

2. Выборочное чтение

- Сейчас вы должны исследовать рассказ и доказать ваши предположения примерами из текста. (Учащиеся открывают учебники, выбирают текст, зачитывают)

1 группа

Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой. Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями, протащил в зубах кукан с окунями.

2 группа

Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувима. Кот смотрел на нас дикими глазами и грозно выл.

3 группа

Дали ему замечательный ужин: жареную свинину, заливное из окуней, творожники и сметану. Кот ел больше часа. Он вышел из чулана пошатываясь, сел на пороге и мылся, поглядывая на нас и на низкие звезды зелеными нахальными глазами.

4 группа

На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок. Кот, дрожа от негодования, прокрался к курам и с коротким победным криком прыгнул на стол. Куры взлетели с отчаянным воплем.

Кот несся за ним на трех лапах, а четвертой, передней лапой бил петуха по спине. Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти.

- Почему кот воровал? (он был бездомный)
- Почему изменился кот? (у него появился дом)
- Исследовав рассказ вы доказали какие чувства вызывает у вас кот в начале рассказа и в конце.

Работа над интонацией

- Я предлагаю вам прочитать фразу "Вот это кот". Произнесите фразу, с такой интонацией, которая бы выражала ваше отношение к коту в начале рассказа и в конце рассказа.

Пересказ рассказа. Диафильм "Кот Ворюга"

- Изучая рассказ, вы рисовали сюжеты к этому произведению. Я собрала ваши рисунки и создала диафильм "Кот Ворюга", но этот фильм не озвучен.
- Я предлагаю вам озвучить диафильм. (Учащиеся пересказывают содержание рассказа по рисункам диафильмы)

Диафильм по рассказу К. Паустовского "Кот Ворюга"Диафильм по рассказу К. Паустовского "Кот Ворюга"

Контроль усвоения

- Мы провели исследование рассказа, доказали, как и почему изменился кот. О ком говорили на уроке?
- Что мы исследовали? (поведение кота)
- Ребята, чему учат нас рассказ? (доброте, чуткости, любви к животным)

- Что было более интересным, трудным?
- Как вы справились с работой?
- Оцените свою работу на уроке. (Учащиеся оценивают свою работу и выставляют отметку)

Домашнее задание

- Вам понравился рассказ о коте?
- У кого дома живет кот?
- Кто хочет рассказать о своём питомце на следующем уроке?

- Домашнее задание: составить рассказ "Мой кот".
- Большое спасибо, ребята, за хороший урок, замечательную работу в группах. Работали дружно и слажено!

Размер:
93.68 Kb
Скачали:
16