Урок литературного чтения в 3 классе "Несколько доказательств в рассуждении"

Педагогическая задача: создать условия для формирования умения строить развернутое рассуждение.

Планируемые результаты:

  • обучающиеся научатся правильно строить текст–рассуждение;
  • обучающиеся получат возможность применять несколько аргументов для убедительности рассуждения.

Ход урока

Мобилизующий этап
Учитель: Кто из вас сможет ответить на вопрос "Нужна ли ложь во спасение?" (Ученики читают свои домашние заготовки)
- В ответе вы использовали несколько примеров "спасительной" лжи, тем самым у вас в ответе получилось не одно, а несколько конкретных доказательств. Это сделало ваш ответ еще более убедительным.

Формулирование темы урока и целеполагание

Учитель: Вот над такими рассуждениями, где несколько доказательств, мы сегодня и поработаем. Какую цель поставим? (учиться строить развернутое рассуждение с несколькими доказательствами)

Самостоятельная работа

Учитель: Прочитаем задание 1 на доске.
Ученики читают:

Задание 1. Прочитайте текст рассуждения.
"Дети обычно видят, что травы в лиственном лесу больше, чем в хвойном. Почему это происходит? Во-первых, в лиственном лесу она лучше освещена солнцем. Во-вторых, в лиственном лесу каждую осень на землю ложится ковер из листьев. Снег покрывает опавшие листья, к весне они сгнивают, а земля от этого становится плодороднее".

Учитель: Какова тема рассуждения? (Тема рассуждения - травы в лиственном лесу больше, чем в хвойном)
- Каково объяснение? (Само рассуждение – объяснение: во-первых, в лиственном лесу она лучше освещена солнцем; во-вторых, в лиственном лесу каждую осень на землю ложится ковер из листьев, снег покрывает опавшие листья, к весне они сгнивают, а земля от этого становится плодороднее)

- Сколько причин в объяснении? (Приведено 2 причины)
- Какие специальные слова встретились? Как они пишутся? (Специальные слова: во-первых, во-вторых, которые пишутся через дефис)
- Подумайте, есть ли еще причины? А если бы были, то как бы мы их написали? (слово в-третьих)

Учитель: Прочитаем задание 2 на карточке.
Ученики читают:
Задание 2. Прочитайте текст

"Тысячи лет тому назад уже строили дворцы из кирпича. Очень он строителям понравился. Делают кирпичи из глины и песка - они почти повсюду найдутся, везде под рукой.
Не горит кирпич, воды не боится. В самый сильный мороз не трескается. В кирпичном доме тепло зимой, летом прохладно". (В. Зубков)

Учитель: Постройте развернутое объяснение на тему: "Почему людям понравилось строить дома из кирпича?" (Ученики работают самостоятельно, затем выслушиваются 2 ответа и анализируется наличие доказательств в рассуждении)

- Вы знаете, что летом и зимой Арктика бела от снега и льда. А раз так, значит, тут никто не живет. Согласны ли вы с такой точкой зрения? Постарайтесь привести несколько доказательств. Работайте в парах. (Ученики работают самостоятельно в парах, затем выслушиваются 2 ответа и анализируется наличие доказательств в рассуждении)

Учитель: Всем известно, что осенью начинается листопад. А почему деревья сбрасывают листву? Работайте в четверках (2 пары). (Ученики работают самостоятельно в четверках, затем выслушиваются 2 ответа и анализируется наличие доказательств в рассуждении)

- Дайте развернутое объяснение, работая в шестерках (3 пары), на любой из предложенных вопросов на карточке:

  • Почему нужно читать книги?
  • Куда бы мы хотели поехать на каникулах и почему?
  • Кем бы мы хотели стать, когда вырастем и почему?
  • Какая телепередача нам больше всего нравится и почему?
  • Какой школьный предмет - самый интересный и чем?

Ученики работают самостоятельно в шестерках, затем выслушиваются ответы и анализируется наличие доказательств в рассуждении.

Рефлексия

Учитель: Зачем человеку нужны рассуждения? (Человек пользуется рассуждениями при ответе на проблемный вопрос, чтобы показать свое мнение)
- Когда рассуждения становятся более убедительными? (Рассуждение будет тем убедительнее, чем больше будет аргументов в правоте мнения и приведено мнение какого-то известного человека)

Домашнее задание

Построить письменно развернутое рассуждение на тему "Природное равновесие, нужно ли оно?"

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!