Цель урока:
Ребята, когда вы утром приходите в класс, что вы делаете прежде всего? Давайте поздороваемся с гостями и представимся, кто мы.
Я - учитель и наставник ребят, я - заводила, я - юморист, я - хохотушка, я - чистюля, я - книголюб, я - сладкоежка, я- озорник, я - шутник, я - математик, я - любитель булочек, я - игровик, я - капризуля, я - весельчак, я - ботаник, я - фантазёр, я - мечтатель, я - вожатая, помощник ребят. Ну-ка, дети, станьте в ряд. Вместе дружный мы отряд.
Сегодня на уроке продолжим составление пиктограмм, т. е. будем изображать подлежащее и сказуемое в виде рисунка или символа.
Что вы знаете о подлежащем? (Оно отвечает на вопросы кто? что? Подлежащее - главный член предложения)
- А где ещё бывают главные части? У автомобиля- мотор, в стае птиц-вожак.
4 учащихся у доски, остальные выполняют у себя в тетрадях, автомобиль - мотор, человек - сердце, Россия - Москва, семья - мама и папа.
- Что вы знаете о сказуемом? (Отвечает на вопрос что делает?)
- Тоже главный член предложения) Что сообщает сказуемое в предложении
- Дети учатся? (Сообщает, что учатся)
- Какова же роль сказуемого? (Сообщать, рассказывать, что делает подлежащее)
«Оживим» сказуемое. Кого из живущих на земле оно напоминает? Кто из животных изображается в сказках всегда болтливым? (Это сорока. Она разносит по лесу новости)
- Что самое примечательное должно быть на рисунке во внешности существа, любящего поболтать? (Длинный язык)
Выполнение пиктограммы «Сказуемое»
(Сорока с длинным языком)
Постройтесь в один ряд: сначала чёрненькие (брюнеты), затем светленькие (шатены), и в конце беленькие (блондины).
Во 2-ой половине урока мы поговорим о том, как выбрать нужное решение.
Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку-
Каждый выбирает для себя» (Ю. Левитский)
- Как-то я вам читала стихотворение В. Берестова «Три дороги». Сейчас я вам его напомню:
Приходил я в третий класс
По одной из трёх дорог.
Приходилось каждый раз
Выбирать одну из трёх.
Первая из них была
Длинной улицей села.
Там из окон, из ворот
Всё поглядывал народ.
Я товарищей встречал
Различал их за квартал
То кого-то поджидал
То кого-то догонял.
А вторая за мостом
Потаённая тропой
Вьётся в ельнике густом.
Птиц послушай. Песню спой.
Посиди чуть-чуть на пне
Сам с собой наедине.
Третья тропка коротка
Три минуты до звонка.
Мчишься, голову сломя,
Между первыми двумя.
- Какую из 3-х дорог выбрали бы вы?
- Почему вы выбрали разные дороги? (Потому что мы все разные по характеру, интересам)
А теперь послушайте рассказ Иосифа Дика - современного детского писателя - и подумайте, кто из его героев проявил себя как самостоятельный человек.
«Мы с Вовой решили у нас во дворе посадить дерево. И стали гадать, какое посадить: ель, сосну, берёзу!
А потом Вова сказал:
- Знаешь, что? Давай посадим дуб!
- А почему дуб? - спросил я.
- А потому что дубы живут тыщу лет!
- Ну давай. - согласился я.
И мы поехали за желудем в лес.
На торжественную посадку Вова созвал всех ребят, игравших во дворе, и сказал речь:
- Ребята! Вот вы видите у меня в руке один маленький жёлудь. Мы его сейчас воткнём в землю, а пройдёт тыща лет, и у нас во дворе будет стоять огромный дуб, под ним будет тень, и все люди будут здесь отдыхать.
- А мне как тогда будет: холодно или жарко? - вдруг с усмешкой спросил Федя Сковородкин.
- Не знаю, как тебе тогда будет, а мне сейчас приятно!- нашёлся Вова.
- Ну а ты будешь нам сейчас помогать?
- Нет,- сказал Сковородкин.
- Зачем мне это нужно. Кто тогда об этом вспомнит?
- Ладно, не заплачем,- сказал Вова и спросил у всех:- Ребята, а кто из вас хочет выкопать ямку?
- Я! Я!- раздались голоса.
В общем, одному мальчишке Вова дал в руки лопату, другого послал за водой, а третьему велел принести бутылку с пробкой и авторучку. Когда бутылка и ручка были принесены, Вова написал на бумажке: «Дорогие будущие граждане! Этот тенистый дуб посадили мы - ребята, жившие в этом дворе».
И все расписались: Вова, Петя, Шурка, Катя и я. А потом мы заложили это письмо в бутылку и закопали её рядом с маленьким жёлудем. А Федьке Сковородкину мы не дали расписаться. Раз он такой, пусть о нём никто и не вспомнит через тысячу лет!»
- Так кто же был самостоятельным?
Дети в совместном обсуждении приходят к выводу, что и Вова, и мальчик, от чьего лица ведётся рассказ, и Федя - все они были людьми самостоятельными. Только их самостоятельность разная. Объясняется это их индивидуальными особенностями. Вова - общительный, трудолюбивый мальчик, он заботится о других людях и будущем.
Феде же интересен он сам, он беспокоится лишь о сегодняшнем дне, не хочет работать для чужих людей, он недружелюбен. Вова и его друзья решили жить по неписанному закону: надо оставить в жизни заметный след, каждый человек должен посадить дерево. А Федя этот закон не признаёт.
- Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?
Ответы
а) остался бы дома;
б) не знаю;
в) пошёл бы в школу;
Поясните, почему выбрали именно такое решение.
(Изучение индивидуально-психологических особенностей ученика)
На листе нарисованы 11 кружков, в каждый кружок вписаны слова: звонок, книга, учитель, класс, игрушки, физкультура, школа, урок, собака, домашнее задание, тетрадь.
Задача - раскрасить кружки в тот или иной цвет. Если ребёнок окрашивает предметы в тёмный или чёрный цвет, это говорит о том, что он испытывает негативные эмоции по отношению к этому предмету.
Делая какой-то выбор, совершая самостоятельный поступок, человек исходит из своего желания и интереса, ориентируется на правила и законы, которые приняты окружающими, представляет себе последствия этого выбора, думает о результатах, к которым приведёт его поведение.
Самостоятельное решение (выбор) - следствие - результат.
- Вы хорошо сегодня поработали. Что вам понравилось?
- Всем спасибо за урок!