Цель урока: создать условия на уроке для знакомства с буквой К (к), обозначающими звуки [к] и [к`].
Задачи:
Предметные навыки:
Оборудование: учебник "Букварь" 1 ч., тетрадь "Я учусь писать и читать", картинки: "брюки", "карта", "крот", касса букв, фишки, карточки с буквами, лодочки трех цветов: зеленые, желтые, синие.
Учитель: Ребята, все ли вы готовы к уроку? Хорошее, ли у вас настроение? Давайте ладошками прикоснемся друг другу, передадим свое тепло соседу, улыбнемся и начнем урок.
- Давайте повторим правила, которыми мы пользуемся на уроке.
Дети: Не выкрикивать.
Мы слышим друг друга.
Не перебивать друг друга.
Учимся работать сообща.
Класс поделен на три группы. Первая групп находится за конторками, а вторая и третья за партами.
- У вас на партах лежат листочки. Возьмите их. Что вы видите на них? (буквы)
– На какие группы их можно разделить? (гласные и согласные)
- Как отличить гласный звук от согласного? (гласный звук произносится свободно, его можно пропеть, а согласный при произношении встречает препятствие: язык, губы, неба)
– Возьмите карандаши и вычеркните буквы, которые мы уже изучили. Какая буква осталась?
- Кто-то из вас знает ее? (это буква "ка")
- Сформулируйте тему урока. (познакомимся с буквой К, к)
- Отталкиваясь от темы урока и опираясь, на слова-помощники, сформируйте цели нашего урока.
- С чего начнем знакомство? (проведем звуковой анализ слов)
1. Звуковой анализ слов "карта", "брюки".
Отгадайте загадки.
По дороге я шел, две дороги нашел.
Да и в обе пошел. (Брюки)
Вторая группа работает за конторками, первая и третья за партами.
Я ходил по разным странам,
Плыл по рекам, океанам,
По пустыне шел отважно -
На одном листе бумажном. (Карта)
2. Выполните звукобуквенный анализ слов
- Откройте букварь на стр. 81. Расмотрите схемы рядом с рисунками. Сколько звуков в каждом слове? Как догадались? (Каждая схема состоит из 5 квадратиков. А каждый квадратик – это звук)
- Поработайте в парах. Составьте звуко-буквенный анализ слов.
- Проведите самопроверку. Сравните схемы с доски с вашими моделями.
- Все ли у вас правильно?
- Какие ошибки допустили?
- Исправьте их в своих схемах.
Использовать офтальмо тренажер В.Ф. Базарного.
Чтобы нам не уставать,
Нужно малость пробежать
По прямым дорожкам длинным
Влево – вправо, влево – вправо.
Ох, забот у нас немало
Пройдем по красному овалу.
Получается на славу!
Зоркость, чтоб развить немножко,
Пойдем по синей мы дорожке,
А потом кругом, кругом,
Все бегом, бегом, бегом.
Все сидят за партами.
- Замените фишки в схемах слов буквами, которые мы уже знаем.
Дети: В первой схеме заменим 2,3,5 звуки – буквами а, р, а.
- Во второй – 2, 3, 5 звуки – буквами р, ю, и.
- Сравните звуки, указанные в схемах звездочками.
Дети: В слове "карта" звук [к], а вслове "брюки" - [к`]
- Звуки [к] и [к`] обозначаются буквой "ка" - большой и маленькой.
- На что похожа эта буква?
На прямую палочку
Справа села галочка,
Там поныне и сиди т -
Буквой К на нас глядит.
Третья группа стоит за конторками, первая и вторая сидят за партами.
– Ребята, давайте заменим в схемах звуки – буквой к. (Дети заменяют звуки, буквой к, работая у доски)
Работа в тетради "Я учусь писать и читать", с 46.
Закрепление зрительного образа буквы к.
– Закрасить зеленым карандашом те части рисунка, в которые вписана буква к.
- Что у вас получилось?
Игра "Кто больше?"
- Назовите слова со звуками [ к] и [ к`] в начале слова. (Кино, кукла, кошелек, клен, карандаш, котел, керосин, клоун, киоск и т.д.)
– Когда используется большая буква?
- Назовите такие слова. Есть ли у нас в классе дети, у которых встречается эта буква? (Большая буква нужна для имени, отчества, фамилии людей, название городов: Кирилл, Катя, Курск, Конькова, Карпенко, Костя)
2. Чтение слогов и слов. Работа по учебнику.
- Прочитайте слоги по "окошкам".
- Прочитайте слоги по строкам, по столбцам.
- Прочитайте слоги, в которых твердый звук [к]
- Прочитайте слоги, в которых мягкий звук [к`]
- Составьте и прочитай слова. (кора, кони, край, крой, колокол)
- Придумайте свои слова со слогами "ко", "кра", "кро". (корова, коса, кот, коза, краб, кран, крот, кровать, кровь)
Физкультминутка
Офтальмотренажеры "Бегущие огни"
– Отгадайте загадку.
Сделал дырку, вырыл нору,
Солнце сияет, а он не знает. (Крот)
- Назовите слово, которое на одну букву больше. (Кроты – добавили букву ы)
- Назовите слово, которое на одну букву меньше. (Рот, кот – убрали буквы к, р)
Составление слов по схеме
- На доске схема, состоящая из 6 клеточек. Составьте слова.
Чтение рассказа Г. Остера "Так нечестно"
Дифференцированная работа. Читают дети, которые могут хорошо читать.
Вопросы:
- В какую игру играли котенок и щенок? (Ловишки)
- Вам знакома эта игра? (Догонялки)
- Могут ли кошка с собакой жить дружно? (Очень часто животные, которые с детства воспитывались вместе, живут в мире и дружат)
- Давайте ответим на вопросы:
Дети оценивают свое настроение, выбирая цвета: