УМК: "Школа России".
Цель: создание условий для повторения ранее изученного материала по теме: "Корней Иванович Чуковский и его произведения".
Задачи:
Оборудование: учебник "Литературное чтение", раздаточный материал, карточки с заданием.
В природе есть солнце. Оно светит и греет. Так пусть же сегодня каждый его лучик доберется до вас и не только согреет своим теплом, но и придаст вам сил и уверенности в своих знаниях.
Речевая разминка (прием "Немотехника")
- Ребята, перед чтение давайте проведем речевую разминку, у нас на доске есть картинки, давайте с их помощью составим скороговорку.
Маша шила для мартышки шубу, шапку и штанишки.
- А сейчас я предлагаю, повернуться к своему соседу и рассказать скороговорки друг другу, которые вы знаете.
- Сегодня мы отправляемся путешествовать по страницам произведений известного вам писателя, а какого вы сейчас узнаете, посмотрев на доску.
- Здесь у нас даны произведения, которые мы уже изучили, прочитайте их! ("Мойдодыр", "Федорено горе", "Телефон", "Доктор Аболит")
- Кто автор этих произведений? (Корней Иванович Чуковский)
- Ребята, скажите, а какая же тема нашего урока, если мы уже изучили эти произведения? (Закрепление знаний по теме "Корней Иванович Чуковский и его произведения")
- Мы сегодня расширим свои знания о жизни К.И. Чуковского, будем путешествовать по его произведениям, познакомимся с новым стихотворением".
- Какую цель мы поставим на уроке? (обобщить знания о произведениях Корнея Ивановича Чуковского)
- Ребята, какие задачи мы поставим перед собой? (вспомнить основные факты биографии и творчества Корнея Ивановича Чуковского; закрепить свои знания путем выполнения различных заданий, познакомиться с новым стихотворением Корнея Чуковского)
- Сегодня на уроке мы с вами будем читать и вспоминать произведения, которые принесут нам много радости.
- Итак, начнем наше путешествие…
- Первой страницей нашего путешествия будет рассказ о жизни К.И. Чуковского.
Рассказ о жизни и творчестве К.И. Чуковского с опорой на портрет.
- Корней Иванович Чуковский прожил долгую, полную, интересную жизнь. У него было четверо детей. Общение со своими и чужими детьми он считал лучшим отдыхом и огромным счастьем. Корней Иванович вставал в 5 часов утра, ложился в 9 часов вечера, выполнял точно в срок все обещания, отвечал на все письма.
- А вы знаете, что К. Чуковский до 37 лет не писал детских сказок и стихов.
- Сказки у Корнея Ивановича родились не случайно. Первой была написана сказка "Крокодил", когда заболел маленький сын Корнея Ивановича. Отец вез его домой в ночном поезде, и чтобы чуть-чуть облегчить страдания мальчика, под перестук вагонных колес стал рассказывать какую-то сказку, которую давно хотел написать:
Жил да был Крокодил.
Он по улицам ходил.
По-турецки говорил –
Крокодил, Крокодил Крокодилович…
- А знаменитый "Мойдодыр" начался с того, что маленькая дочка писателя не желала умываться. А Чуковский взял ее на руки и произнес фразу:
"Надо, надо умываться
по утрам и вечерам…"
- Произведения Чуковского приносят всем нам радость. Даже ваши мамы и папы, бабушки и дедушки в своем детстве читали его произведения.
- Так давайте же вспомним и познакомимся с некоторыми произведениями Корнея Ивановича.
Сколько Чуковский стихов написал!
Каждый, наверно, их все прочитал.
Все ж хорошо с ними встретиться снова,
Вы к этому, дети сегодня готовы?
- Второй страницей нашего путешествия будет посвящена загадкам.
- Чуковский отличался большим трудолюбием. Где бы он ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приемной у зубного врача, он не любил попусту тратить время, сочинял для детей загадки. Попробуйте их разгадать.
1. Два коня у меня, два коня,
По воде они возят меня.
А вода тверда,
Словно каменная. (Коньки)
2. Хожу, брожу не по лесам,
А по усам и волосам.
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
3. Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня! – Что это? (Крапива)
4. Мудрец в нем видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана.
Овцу в нем видела овца, и обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему Федю Баратова
И Федя увидел неряху лохматого. (Зеркало)
5. Лежу у вас я под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне,
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковер)
(парная работа)
- Ребята, сейчас я предлагаю попробовать отгадать Викторину по строчкам из знакомых вам произведений, работать вы будете в парах.
- Этому посвящена следующая страница нашего путешествия.
1. И чайник шепнул утюгу:
"Я дальше идти не могу".
И заплакали блюдца:
Не лучше ль вернуться?" ("Федорино горе")
2. Но злодей Айболита хватает
И в костер Айболита бросает.
И горит, и кричит Айболит:
"Ай, болит! ай, болит! ай, болит!" ("Доктор Айболит")
3. Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня ("Мойдодыр")
4. У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
- Что вам надо?
- Шоколада.
- Для кого?
- Для сына моего ("Телефон")
5. Не стерпел такой обиды
Бегемот,
Убежал за пирамиды
И ревет,
Бармалея, Бармалея
Громким голосом
Зовет. ("Бармалей")
- Последней страницей нашего путешествия будет знакомство с последним произведением нашей викторины. Что это за произведение? ("Бармалей")
- Откройте в книге стр.17, найдите произведение.
- Послушайте его. (Читает учитель, дети следят)
- Понравилось ли вам это произведение?
- К какому виду жанра литературного чтения относится это произведение? (Сказка в стихах)
- О чем эта сказка?
- Давайте прочитаем часть первую по цепочке.
- Ребята, скажите, о ком мы сегодня говорили на уроке? (ответы детей)
- Какие произведения мы сегодня повторяли?
- А с каким произведением познакомились?
- Выполнили ли мы поставленную на уроке задачу?
- Ребята, наш урок подошел к концу. Мы много потрудились. Сейчас я предлагаю оценить свою работу на занятии.
- У меня есть вот такой мячик, вы должны передавать его друг другу пока Аня не скажет стоп.
- Как только она скажет, а она будет часто это слово говорить, ученик у которого остается мячик в руках встает и рассказывает, что он узнал нового на уроке.
- Спасибо за работу! Урок окончен!