Конспект урока литературного чтения 1 класс: Знакомство с произведением В.Д. Берестова "Прощание с другом"

УМК: "Школа России".

Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с произведением В.Д. Берестова "Прощание с другом"

Задачи:

  • познакомить учащихся с биографией писателя Валентина Дмитриевича Берестова и его творчеством;
  • развивать навыки осмысленного чтения;
  • развивать эмоциональное восприятие, умение сопереживать.

Планируемые результаты:

  1. познакомятся с биографией писателя В. Берестова и его рассказом "Прощание с другом";
  2. смогут добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке и жизненный опыт.

Оборудование: учебник "Литературное чтение", портрет В.Д. Берестова, раздаточный материал, карточки с заданием.

Ход урока

Мобилизующий этап

- Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас.
- Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке.
- Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.

Определение темы и цели урока

- Ребята, сегодня на улице прекрасная весенняя погода, все вокруг в хорошем настроении, улыбаются друг другу и так получилось, что "веселым словам", на нашей доске, тоже весело и они играли в игру и поменялись местами.
- Чтобы узнать тему нашего урока, нам нужно поставить их в правильном порядке. ("Прощание с другом")

- Тема нашего урока: знакомство с биографией и стихотворением Валентина Дмитриевича Берестова "Прощание с другом".
- Какую цель мы поставим на уроке? (с опорными словами… познакомиться с произведением В.Д. Берестова "Прощание с другом")

- Посмотрите на доску у нас здесь даны задачи, но мы же помним, что наши веселые строчки меняются местами, давайте поставить их в том порядке, в котором мы будем их решать. (Познакомиться с биографией Валентина Дмитриевича Берестова; прочитать стихотворение "Прощание с другом"; проанализировать и обсудить с учителем стихотворение)

Подготовка к восприятию

Речевая разминка (прием "Немотехника")
- Ребята, перед чтением давайте проведем речевую разминку, у нас на доске есть картинки, давайте с их помощью составим скороговорку.

У ежа ежата, у ужа ужата,
Где живут ежи не живут ужи.

- Ребята, а сейчас я предлагаю, повернуться к своему соседу и рассказать скороговорки друг другу, которые вы знаете.

Рассказ о жизни и творчестве В.Д. Берестова с опорой напортрет

На доске портрет Валентина Дмитриевича Берестова.

Валентин Дмитриевич Берестов (1928-1998) русский советский писатель для взрослых и детейВалентин Дмитриевич Берестов (1928-1998) русский советский писатель для взрослых и детей

- Стихи Берестова удивительны и чудесны – это трагические, веселые, грустные, волшебные истории. Мелодия речи ребенка о себе и мире. Его стихотворения с удовольствием читают и взрослые.

– Откройте учебник на стр. 108, найдите наше стихотворение. Прочитайте еще раз название.
– По названию стихотворения, определите, о чем оно! (стихотворение о друге, с которым прощаются)
- Ребята, есть ли у вас друзья? (ответы детей)

- Кого можно назвать другом? (тот, кто не бросит в беде, надежный товарищ, с кем интересно общаться и т.д.)
- Дружба должна быть взаимной или необязательно? (Дружба должна быть взаимной. Взаимное доверие, привязанность, общие интересы)
- Прочитайте заголовок еще раз текста.

- Какие чувства он у вас вызывает? Почему? (Прощание с другом. Название вызывает чувства грусти, тоски, печали. Ведь друг – это тот, с кем хочется быть рядом и не расставаться)
- Различны ли значения у слов расставание и прощание? (Расстаются не навсегда, на время, а прощаются насовсем. От этого еще грустнее)

- Можно ли по названию определить, о каком друге написано стихотворение? (Нет)

Первичное знакомство с произведением

- Закройте глаза, сядьте, чтобы вам было удобно, и послушайте стихотворение.

Эмоционально-оценочная беседа

- Понравилось ли вам произведение?
- О чем оно? (О ежике, о дружбе, о побеге, о заботе, о грусти…)
- Вот сколько разных мнений. Будем разбираться.

Выразительное чтение стихотворения

- Сейчас прочитайте стихотворение самостоятельно, обдумывая каждую строчку.
- Прочитали? Теперь будем читать в след за лидером. Саша начнет читать стихотворение, не спеша, а мы будем за ней повторять, следите глазками по тексту.
- Остановились, теперь продолжит...

- Молодцы! А теперь я предлагаю прочитать по цепочке.

Физкультминутка "Ёжик"

По сухой лесной дорожке
Топ-топ-топ – топочут ножки. (Ритмично семенить на месте)
Ходит, бродит вдоль дорожек
Весь в иголках серый ежик. (Ходить вправо – влево)

Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка и для дочки. (Наклоны вниз)
Если подкрадется волк –
Превратиться еж в клубок. (Присесть и сгруппироваться в комочек)

Ощетинит еж иголки –
Не достанется он волку. (Сидя комочком, кружиться на месте)
Ёж не тронет никого, (Встать, встряхнуться)
Но и ты не тронь его! (Погрозить назидательно пальчиком)

Языковой анализ

- Ребята, теперь давайте проанализируем наше стихотворение, мы будем читать каждую строчку и объяснять ее.

Построчный анализ текста

Он сбежал у меня на глазах.
- Что значит "сбежал"? (Убежать тайком или быстро, чтобы не догнали)
- Как вы понимаете выражение "на глазах"?
- Какими другими словами можно его заменить? (В присутствии героя. Не скрываясь)

Я его провожаю в слезах.
- Как вы понимаете слово "провожаю"? (Расставаясь с кем-то довести до какого-то места)
- "В слезах" - это как? (Слезы выражают боль, горе, обиду, беспомощность)
- Какое чувство вызывает эта строчка? (Жалость к герою, он не хочет прощаться)

Мы с ежом замечательно жили,
- Кто же был другом нашему герою? (ёж)
- Как вы понимаете слово "замечательно"? (Хорошо, прекрасно, все нравилось)

- От чьего имени рассказывается история? (От имени героя)
- Кому же на самом деле было "замечательно" жить? (Герою)

Уважали друг дружку, дружили.
- Что значит "уважали"? (Уважать, значить прислушиваться к мнению и принимать интересы другого)

Позволял он потрогать брюшко.
- Что значит "позволял"? (Разрешал. Значит можно не всем)
- Значит, какое чувство испытывал ежик? (Доверие. Не боялся, что его обидят)

Он с ладошки лизал молоко.
- Если еж с ладошки ел, он боялся героя? (ёж не боится человека. Ведет себя, как домашнее животное)

У него была милая рожица.
- Как вы понимаете выражение "милая"? (Эти слова ласковые. Они говорят нам о маленьком размере частей тела. А также о том, что герой испытывает нежность к ежу)

Не любил он колоться и ежиться.
- Что мы узнаем о ежике? (Что он не любил колоться и ежиться)

Но открытой оставили дверь,
- На что указывает маленькое слово "но"? (Сейчас все изменится)
- Для чего открывают дверь? (Это вход или выход. И ее просто забыли закрыть)
- Какое действие дает открытая дверь? (Это возможность уйти, сбежать, освободиться)

И сердитый бежит он теперь.
- Почему еж сердитый? (Он сердит, потому что его держали в неволе)
- Почему автор использует слово "бежит"? (Спешит, торопится, чтобы не поймали)

Как чужой, и шипит он и колется.
- Как вы понимаете выражение "чужой"? (Далекий, не родной. Значит взаимной дружбы не было)

- Как ведет себя еж теперь? (Ёж ведет себя как дикое животное. Он защищается, рассматривает человека как угрозу)
- Понимает ли герой причину такого поведения ежа? (Нет)

Проводил я его до околицы.
- Как вы понимаете слово "околица"? (высказывают свои предположения)
- В толковом словаре Ожегова, есть такое понятие околицы. Околица – это изгородь вокруг деревни или у края деревни, вообще край деревни. Место вокруг селения, рядом с ним.

- Осознал ли герой свою ошибку? Понял ли он, почему ежик убежал? (Да. Герою грустно, он провожает, ежа до самого края деревни. Но не пытается его вернуть, а значит понял, что ежу будет лучше на свободе)

И в колючей траве он исчез,
- Для чего автор использует слово "колючий"? (Трава колючая, как и еж. То есть дикая. Ёж на своем месте, там, где должен быть, в природе)
- Как вы понимаете слово "исчез"? (Ушел быстро, незаметно)

И в дремучий отправился лес.
- На что указывает слово "отправился"? Отличается ли это слово от слов "сбежал", "исчез". (Теперь он на свободе, не торопится)
- Ребята, так кто же является героем произведения? По каким словам вы это поняли? (Герой произведения ребенок. Это мальчик)
- Ребята, так может ли еж стать настоящим другом человеку? Почему?

- Для дружбы важно взаимное доверие, привязанность, общие интересы.
- Что не учел герой? (Герой добивается дружбы путем удержания ежа в неволи. Он ведет себя с ним как с домашним животным - кошкой, собакой. Дикие животные должны жить в природе)

- Какие чувства вызывает герой? Что вы ему посоветуете? (Сочувствие. Можно завести собаку. Диким животным лучше жить на воле, как бы хорошо за ними не ухаживали. Дикие животные должны жить в естественных условиях, в природе)

- Какова главная мысль текста? (Человек не в праве вмешиваться в жизнь дикой природы)
- Меняется ли тон при чтении стихотворения? Каким он должен быть в начале, в середине, в конце? (Да. Сначала тревожно, грустно, затем – ласково, доверительно, а в конце – уважительно)

Итог урока. Рефлексия

- Ребята, сумели мы определить настроение и интонацию автора? (ответы учащихся)
- Теперь мы можем прочитать стихотворение выразительно?
- Говорит ли ваше чтение о том, что вы поняли стихотворение?

- Выполнили ли мы поставленную на уроке задачу?
- Что помогло выполнить эту задачу?

Размер:
30.54 Kb
Скачали:
20