УМК: "Школа России".
Цель: создание условий для обобщения учащимися знаний о гласном звуке [йо], буквами Ёё.
Задачи:
Учебник: "Азбука" 1 класс, 2 часть / В.Г. Горецкий.
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Мобилизующий этап |
- Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели. - Ребята, желаю вам удачи на уроке! |
Настраиваются на урок |
Артикуляционные упражнения |
- Предлагаю выполнить несколько артикуляционных упражнений. «Ароматный цветок» - Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержите дыхание; на выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок». «Губы» - Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза. Упражнение для дикции. - Послушайте скороговорку «У ёлки иголки колки» - Повторим вместе сначала медленно, а потом быстрее. |
Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики. |
Постановка цели и задач урока
Работа над слогом
|
- Какая бывает речь? (устная и письменная) - Из чего состоит наша речь? (из предложений) - Из чего состоят предложения? (из слов) - А из чего состоят слова? (из звуков) - На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные) - Что вы можете сказать о согласных звуках? (глухие, звонкие, твердые, мягкие, парные, непарные) - При произношении согласного звука встречается преграда, мы не можем пропеть этот звук. - Что вы можете сказать о гласных звуках? (ударные, безударные) - Ребята, а как отличить гласный звук от согласного? (гласный звук можно пропеть) - Чем обозначаются звуки на письме? (буквами) - Что обозначают буквы верхнего ряда? (твёрдость согласных звуков) - Какую помощь оказывают буквы второго ряда? (смягчают согл. звук) - Ребята, прочитаем стихотворение на стр. 32 Благининой по строчке. - Какая буква повторяется в словах? (ё) - Ребята, как вы думаете, если мы уже изучили букву Ё, что мы будем делать сегодня? (учиться читать слова с этой буквой, выполнять задания) - Откройте стр. 32. Посмотрите внизу у вас есть рамка со слогами. Давайте прочитаем их по столбикам. (хором) - Ребята, как произносятся слоги в первой стороке? (нё, тё, сё…) – мягко - А как произносятся слоги во второй строке? (но, то, со) – твёрдо - Как вывод мы можем сделать? (буква ё смягчает предшествующий согласный звук) |
Выполняют задание
Формулируют тему урока, определяют цели.
|
Беседа по сюжетной картинке |
Физкультминутка Встанем, дети Встанем, дети, (Встали) Скажем тихо: Раз, два, три, четыре, пять. - (Шагаем) Приподнялись, (Поднялись на носочках) Чуть присели (Приседаем) И соседа не задели, (Садимся) А теперь придется встать, (Встали, потянулись) Тихо сесть. (Ровненько сели) - А теперь на странице 32 посмотрите на первое задание вверху. Рассмотрим иллюстрацию. - Что изображено на картинке? (зима, ёлки, птицы) - Как вы думаете какое время суток? (утро) - Ребята, сколько птиц на картинке? (3) - Зачем они прилетели к сосне? (в сосновых шишках есть семена) - Ребята, составьте рассказ по опорной картинке, опираясь на стихотворение, которые мы с вами читали в начале урока. (Зимой все покрыто снегом. Возле моего дома растет ёлка. Зимой она еще красивей. Ветви покрыты снегом, небольшими льдинками, которые переливаются на солнце) - Выполним задание ниже, прочитаем стихотворение. Читать будем по строчке. - Ребята, что случилось с мальчиком и его велосипедом. (Мальчик катался на велосипеде, не справился с управлением и упал с него. Велосипед сломался. Мальчику пришлось нести велосипед на себе и возвращаться домой пешком.) |
Беседа по предметной картинке. Читают текст, дополняют его.
Отвечают на вопросы учителя
Составляют текст по картинке |
Работа над словом
|
- Посмотрите на доску. Прочитаем слова хором. (ёлка, клён, ёжик, Алёна, костёр, Серёжа, бельё, вёдра). - Какие еще слова пишутся с заглавной буквы? - Найдите слова, где буква “ё” в начале слова,в середине слова и в конце. - Ребята, проанализируем слово ёлка. Сколько слогов в этом слове? (2) -Произнесём слово ещё раз и определим, какой первый звук в слове. - Из каких звуков состоит первый слог? (из слияния йо и отдельного звука л) - Назовите второй слог? - Из каких звуков состоит второй слог? (из слияния ка) - Позовите слово, на какой слог падает ударение? - Составим схему этого слова. |
Читают слово в учебнике
Объясняют значение слова
Составляют предложение с этим словом |
Дифференцированные задания |
- А сейчас вы поработаете по карточкам по вариантам. В первой карточке вам необходимо рассмотреть внимательно картинки, назвать слова и сказать, какая буква потерялась. - Во второй карточке вам необходимо прочитать слова и подчеркнуть букву ё. Физкультминутка - А сейчас я предлагаю вам немного размять наши глаза. 1. Вверх-вниз, влево-вправо. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти. 2. Круг. Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. |
Работа по карточкам.
Выполняют физкультминутку |
Работа над текстом |
Текст "Ежик" Комбинированное чтение – Ребята, сейчас мы будем работать с текстом. Я начинаю читать предложение. На кого я покажу, тот продолжает. Я начну, а вы продолжите. Следим внимательно. Чтение текста вполголоса – Сейчас читаем текст шёпотом. Ответы на вопросы - О ком этот рассказ? - Почему рассказ кончается словами «Берегитесь, мыши!»? - Какое предложение в рассказе объясняет нам, почему еж будет очень голоден? (Зимой он спал, ничего не ел.) - Где же спал еж зимой? (зимой ёжики находят тихое место, где их никто не найдет и впадают в спячку) - Откройте стр. 33 Необходимо отгадать загадки и назвать при этом есть в слове-отгадке буква ё. - Посмотрите в учебнике даны картинки, они служат подсказками. - Прочитаем первую загадку. (туча) Есть ли в слове туча буква ё? - Следующую прочитаем. (снежинки) - Следующую прочитаем загадку. (снег) - Отгадаем следующую загадку. (ёжик) - И последнюю загадку прочитаем? (лёд) - В каких словах-отгадках есть буква ё? (лед, ежик) |
Читают текст
Отвечают на вопросы |
Итог урока. Рефлексия |
- Что же мы сегодня делали на уроке? (закрепляли свои знания о гласной букве Ёё читали слова, предложения с этой буквой, выполняли задания) - Ребята, сейчас я попрошу оценить свою деятельность на уроке при помощи лесенки успеха. Нижняя ступень означает, что вам трудно было выполнять задания на уроке и вы не поняли материал. Средняя ступень означает, что вы у вас остались вопросы по сегодняшней теме, самая верхняя ступень означает, что вы полностью поняли материал, закрепили знания, которые получили на прошлых уроках и выполнили с легкостью все задания на уроке. - Поднимите руки, кто считает, что он на нижней ступени? Кто на средне? Кто на самой верхней? - Вы сегодня все очень хорошо поработали. Спасибо вам за урок. |
Выполняют рефлексию |