Конспект урока обучения грамоте 1 класс "Гласная буква Ё"

УМК: "Школа России".

Цель: создание условий для обобщения учащимися знаний о гласном звуке [йо], буквами Ёё.

Задачи:

  • дать представление учащимся о звуке [йо] и букве Ё;
  • содействовать развитию у детей воображения, мышления, речи;
  • способствовать формированию дружественного отношения к одноклассникам.

Учебник: "Азбука" 1 класс, 2 часть / В.Г. Горецкий.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Мобилизующий этап

- Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели.

- Ребята, желаю вам удачи на уроке!

Настраиваются на урок

Артикуляционные упражнения

- Предлагаю выполнить несколько артикуляционных упражнений.

«Ароматный цветок»

- Сделайте медленный глубокий вдох носом при плотно сжатых губах и задержите дыхание; на выдохе произнесите фразу: «Какой ароматный цветок».

«Губы»

- Плотно сжав губы, вытяните их вперед; не разжимая губ, растяните их в улыбке; повторите упражнение 2-3 раза.

Упражнение для дикции.

- Послушайте скороговорку «У ёлки иголки колки»

- Повторим вместе сначала медленно, а потом быстрее.

Выполняют упражнения артикуляционной гимнастики.

Постановка цели и задач урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа над слогом

 

- Какая бывает речь? (устная и письменная)

- Из чего состоит наша речь? (из предложений)

- Из чего состоят предложения? (из слов)

- А из чего состоят слова? (из звуков)

- На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)

- Что вы можете сказать о согласных звуках? (глухие, звонкие, твердые, мягкие, парные, непарные)

- При произношении согласного звука встречается преграда, мы не можем пропеть этот звук.

- Что вы можете сказать о гласных звуках? (ударные, безударные)

- Ребята, а как отличить гласный звук от согласного? (гласный звук можно пропеть)

- Чем обозначаются звуки на письме? (буквами)

- Что обозначают буквы верхнего ряда? (твёрдость согласных звуков)

- Какую помощь оказывают буквы второго ряда? (смягчают согл. звук)

- Ребята, прочитаем стихотворение на стр. 32 Благининой по строчке.

- Какая буква повторяется в словах? (ё)

- Ребята, как вы думаете, если мы уже изучили букву Ё, что мы будем делать сегодня? (учиться читать слова с этой буквой, выполнять задания)

- Откройте стр. 32. Посмотрите внизу у вас есть рамка со слогами. Давайте прочитаем их по столбикам. (хором)

- Ребята, как произносятся слоги в первой стороке? (нё, тё, сё…) – мягко

- А как произносятся слоги во второй строке? (но, то, со) – твёрдо

- Как вывод мы можем сделать? (буква ё смягчает предшествующий согласный звук)

Выполняют задание

 

 

 

Формулируют тему урока, определяют цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Беседа по сюжетной картинке

Физкультминутка

Встанем, дети

Встанем, дети, (Встали)

Скажем тихо:

Раз, два, три, четыре, пять. - (Шагаем)

Приподнялись, (Поднялись на носочках)

Чуть присели (Приседаем)

И соседа не задели, (Садимся)

А теперь придется встать, (Встали, потянулись)

Тихо сесть. (Ровненько сели)

- А теперь на странице 32 посмотрите на первое задание вверху.

Рассмотрим иллюстрацию.

- Что изображено на картинке? (зима, ёлки, птицы)

- Как вы думаете какое время суток? (утро)

- Ребята, сколько птиц на картинке? (3)

- Зачем они прилетели к сосне? (в сосновых шишках есть семена)

- Ребята, составьте рассказ по опорной картинке, опираясь на стихотворение, которые мы с вами читали в начале урока. (Зимой все покрыто снегом. Возле моего дома растет ёлка. Зимой она еще красивей. Ветви покрыты снегом, небольшими льдинками, которые переливаются на солнце)

- Выполним задание ниже, прочитаем стихотворение. Читать будем по строчке.

- Ребята, что случилось с мальчиком и его велосипедом. (Мальчик катался на велосипеде, не справился с управлением и упал с него. Велосипед сломался. Мальчику пришлось нести велосипед на себе и возвращаться домой пешком.)

Беседа по предметной картинке.

Читают текст, дополняют его. 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

 

Составляют текст по картинке

Работа над словом

 

- Посмотрите на доску. Прочитаем слова хором. (ёлка, клён, ёжик, Алёна, костёр, Серёжа, бельё, вёдра).

- Какие еще слова пишутся с заглавной буквы?

- Найдите слова, где буква “ё” в начале слова,в середине слова и в конце.

- Ребята, проанализируем слово ёлка. Сколько слогов в этом слове? (2)

-Произнесём слово ещё раз и определим, какой первый звук в слове.

- Из каких звуков состоит первый слог? (из слияния йо и отдельного звука л)

- Назовите второй слог?

- Из каких звуков состоит второй слог? (из слияния ка)

- Позовите слово, на какой слог падает ударение?

- Составим схему этого слова. 

Читают слово в учебнике

 

 

Объясняют значение слова

 

 

Составляют предложение с  этим словом

Дифференцированные задания

- А сейчас вы поработаете по карточкам по вариантам. В первой карточке вам необходимо рассмотреть внимательно картинки, назвать слова и сказать, какая буква потерялась.

- Во второй карточке вам необходимо прочитать слова и подчеркнуть букву ё.

Физкультминутка

- А сейчас я предлагаю вам немного размять наши глаза.

1. Вверх-вниз, влево-вправо.

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

2. Круг.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. 

Работа по карточкам.

 

 

 

 

Выполняют физкультминутку

Работа над текстом

Текст "Ежик"
Дедушка подарил детям ежика. Летом он жил в сарае. Зимой еж уснул в норе. Придет ежик весной голодный.
Берегитесь, мыши!

Комбинированное чтение

– Ребята, сейчас мы будем работать с текстом. Я начинаю читать предложение. На кого я покажу, тот продолжает. Я начну, а вы продолжите. Следим внимательно.

Чтение текста вполголоса

– Сейчас читаем текст шёпотом.

Ответы на вопросы

- О ком этот рассказ?

- Почему рассказ кончается словами «Берегитесь, мыши!»?

- Какое предложение в рассказе объясняет нам, почему еж будет очень голоден? (Зимой он спал, ничего не ел.)

- Где же спал еж зимой? (зимой ёжики находят тихое место, где их никто не найдет и впадают в спячку)

- Откройте стр. 33 Необходимо отгадать загадки и назвать при этом есть в слове-отгадке буква ё.

- Посмотрите в учебнике даны картинки, они служат подсказками.

- Прочитаем первую загадку. (туча) Есть ли в слове туча буква ё?

- Следующую прочитаем. (снежинки)

- Следующую прочитаем загадку. (снег)

- Отгадаем следующую загадку. (ёжик)

- И последнюю загадку прочитаем? (лёд)

- В каких словах-отгадках есть буква ё? (лед, ежик)

Читают текст

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Итог урока. Рефлексия

- Что же мы сегодня делали на уроке? (закрепляли свои знания о гласной букве Ёё читали слова, предложения с этой буквой, выполняли задания)

- Ребята, сейчас я попрошу оценить свою деятельность на уроке при помощи лесенки успеха. Нижняя ступень означает, что вам трудно было выполнять задания на уроке и вы не поняли материал. Средняя ступень означает, что вы у вас остались вопросы по сегодняшней теме, самая верхняя ступень означает, что вы полностью поняли материал, закрепили знания, которые получили на прошлых уроках и выполнили с легкостью все задания на уроке.

- Поднимите руки, кто считает, что он на нижней ступени? Кто на средне? Кто на самой верхней?

- Вы сегодня все очень хорошо поработали. Спасибо вам за урок.

Выполняют рефлексию

Размер:
39.13 Kb
Скачали:
23