Урок обучения грамоте 1 класс: Звук [j,], буквы Й, й

Тип урока: объяснение нового материала.
Цели:
- создать условия для ознакомления учащихся с особенностью звука [j,] и буквы Й;
- учить характеризовать изучаемый звук;
- развивать речь, память, логическое мышление
Планируемые результаты...
Оборудование: презентация, счётные палочки, тетрадь для печатания букв, предметные картинки, иллюстрации, электронное приложение к учебнику «Азбука» игрушка попугай, схемы слов.

Ход урока

Организация начала урока

- Проверим готовность к уроку.

Постановка учебной задачи

- Сегодня мы поговорим о букве, которую можно назвать хитрой путешественницей. Почему, как вы думаете? Хитрой, потому что она внешне очень похожа на свою соседку по алфавиту. А ещё потому, что звук её умеет хорошо прятаться. А путешественницей по той причине, что в древние времена она то появлялась, то исчезала.

И первоначально буквой её даже совсем не считали. И только в прошлом веке у неё появилось своё, постоянное место в алфавите, рядом с гласной И.

- Какой новый звук вы заметили в слове попугай и ой?
- Кто может назвать тему нашего урока? (дети называют)
- Да, тема нашего урока: звук [й] и буква, которая его обозначает – и краткое.
- А чему мы с вами должны научиться на этом уроке?
- Правильно. Учить находить звук [й] в словах, давать ему характеристику и читать слова с новой буквой.

Иногда эту хитрую букву ещё называют йотированной. Так зачем же в нашем алфавите понадобилась ещё одна И, хоть и краткое? Давайте разберёмся.
Попугай не знает, как ему добраться до дома. Поможем ему, если узнаем об этом звуке и букве.

Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. Характеристика нового звука, слого-звуковой анализ слов, чтение слов с буквой Й.

- Вспомним, что мы можем рассказать про звук [и] (дети дают характеристику
звуку [и]: это гласный звук, он тянется, поётся, легко произносится).
- А теперь попробуйте спеть звук [й]. Получилось?
- Конечно, нет. Потому что это очень короткий согласный звук. Значит, в нашем алфавите у гласной И и согласного Й краткого совсем разная работа. И оба этих звука, обе эти буквы очень нужны и очень важны.

- Давайте охарактеризуем звук [й]. Что мы можем о нём рассказать? (звонкий он или глухой, твёрдый или мягкий).
- Положите руки на горлышко и произнесите ещё раз звук [й]. Почувствовали вибрацию?
Значит, какой это звук? (звонкий)
- Запомните ещё одну хитрость этого звука: он всегда только мягкий, и у него нет твёрдой пары.
- Подведём итог: что же мы можем про этот звук рассказать? (согласный, звонкий и всегда мягкий).

Физминутка

- Попугай устал сидеть и поэтому он предлагает физминутку да не простую, а буквенную. Я показываю и называю букву, а вы показываете её с помощью рук и ног.
К – стоя прямо, отставить правую ногу в сторону и поднять правую руку вверх.
Л – широко расставить ноги или с помощью рук.
О – поднять руки над головой и соединить их.
Р – ноги вместе, правая рука образует круг.
Ы – левая нога образует полукруг, а рядом стоит другой ученик ровно, по стойке смирно.

Дать характеристику каждой букве.
- Составьте из данных букв слово (крыло).
- Сколько в этом слове слогов? Поставьте ударение.
- Сколько звуков? Докажите.
- Сколько букв? Докажите.

- Потренируемся узнавать звук [й] в словах. Сейчас мы отправимся в птичье царство.
- Отгадайте загадку и назовите место звука [й] в слове: в начале, в середине или в конце.

Чик-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей!
Кто это? (воробей)

Белокрылая птица
Над морем летает,
Рыбу увидит —
Клювом хватает. (чайка)

Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
голосистее, нежней?
Кто же это? (соловей)

Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда? (вертишейка)

В птичьем радостном задоре,
Твердо веруя в успех,
Кто из птиц ныряет в море
Несравненно глубже всех? (кайра)

- Вы заметили, что звук [й] в начале слова встретился только один раз. Дело в том, что в словах русского языка этот звук встречается совсем не часто, и очень редко пишутся наши русские слова с буквой И краткое. Эти слова можно даже все перечислить. Существуют географические названия, о которых вы узнаете, когда немножко подрастёте. И ещё есть несколько слов. Попробуйте их сами назвать.
- Чем вам смазывают ранки? Каким раствором?

Йод ребёнок знает каждый,
Йодом врач нам раны мажет.
- Какой полезный молочный продукт надо пить всем детям обязательно? (Йогурт)
Йог вовек не скажет: «Ох!»,
«Ой-ой-ой!» - не крикнет йог.
Молодой, владей собой!
Старый, будь как молодой!

А это йоркширский терьер (рисунок), или йорк.
- Произнесите слово попугай.
- Произнесите слово по слогам. Поставьте ударение.
- Произнесите 3 слог.
- Из каких звуков состоит этот слог?

- Произнесите первый звук. Что о нём можете сказать?
- Произнесите второй звук. Что о нём можете сказать?
- Произнесите третий звук.
- Как мы его произносим [й]? Звук произносится кратко, значит он не гласный, а согласный. Губы растягиваются в улыбке. Он очень похож по произношению на гласный звук [и], но [и] – гласный звук и он хорошо тянется. Давайте обратим внимание, как произносится звук [й] твёрдо или мягко. (Для сравнения можно произнести несколько мягких согласных звуков.)

Идёт характеристика других слогов и выставляется схема слова.
- Сколько в слове слогов? (3)
- Сколько звуков?
- Сколько гласных звуков? (3) Назовите их. (о, у, а)
- Сколько согласных звуков? (4) Назовите их. (п, п, г, й)
- Какие согласные мягкие? Почему?
- Прочитайте слова на с.35

2. Знакомство с буквой Й

Это буква непростая,
Голос краток и сердит,
Потому что запятая
На её плечах сидит.
- Рассмотрите печатные буквы. Что они вам напоминают? Буквы Ии,

Писатель Виктор Хмельницкий придумал свою историю.
Прежде буквы «Ы» и «Й» приглашали друг дружку в гости чай пить... Но буква «Ы» всегда оставляла в прихожей палочку, и буква «Й» не могла отличить Ы от мягкого знака — Ь. А когда буква «Й» приходила в гости, то оставляла на вешалке свою шляпу, и буква «Ы» путала Й с буквой «И».
В конце концов эта путаница им надоела! А как же чай ароматнЫЙ? А чай они теперь пьют в саду. Буква «Ы» держит при себе палочку, а буква «Й» может и не снимать шляпу.

- Выложите букву Й из счётных палочек.
Где на ленте букв должна находиться буква й?
- Попугай предлагает провести разминку.

Разминка для глаз
«Моргания» - моргайте на каждый вдох и выдох.
«Вижу палец» - указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25-30см, смотреть на палец в течение 4-5секунд, затем закрыть ладонью левой руки левый глаз на 4-6 секунд, смотреть на палец правым глазом, затем открыть левый глаз и смотреть на палец двумя глазами. Проделать тоже самое, но закрыть правый глаз. Повторить 4-6 раз.
«Зоркие глазки» - глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
«Часики» - двигать глазами влево, вправо, как маятник. Повторить 5-6 раз. Двигать глазами вверх, вниз не спеша. Повторить 5-6 раз.

- А теперь выполним такое задание. Я буду читать вам строчки из стихотворения Мусатова о тех, кто живёт в лесу, а вы внимательно слушайте слова и звуки, из которых эти слова состоят. Услышите звук [й], записывайте его буквой и краткое в тетрадь. Сколько звуков, столько и букв.

Рядом с комнатой моей
Лес, а в нем полно друзей:
Рыжий, серый, полосатый,
И безскрылый и крылатый,
И безрогий, и рогатый,
И бесхвостый, и хвостатый.

- Сколько букв Й у вас получилось? (9)
- А каких друзей, обитающих в лесу вы представили? Расскажите.

3. Работа с текстом

- Ребята попугай не знает, а кто такие богатыри?
- Когда они жили?
- Что они делали? (защищали свою Родину)
- А кто в наше время защищает Родину?
- Прочитайте рассказ.

У меня есть дедушка. На войне дедушка был солдатом. У него медаль за отвагу.
Мама говорит о дедушке: «Сам стар, а душа молодая»

- От чьего имени ведётся рассказ? (мальчика)
- О ком он рассказал нам? (О своём дедушке)
- Кем был на войне его дедушка? (Солдатом)
- Прочитайте ещё первую часть и скажите, какую награду получил дедушка на войне? (Медаль за отвагу)

- Прочитайте вторую часть текста. Скажите, как мама говорит о дедушке, о своём отце? (Хоть и стар, но старается всем помочь, заботится о своем внуке)
- Как называют людей, которые прошли войну? (Ветераны)
- Прочитайте ещё раз этот рассказ. Читаем громко, выразительно, выделяя голосом каждое предложение.

4. Развитие связной речи. Составление рассказа

- Рассмотрите картинку на с. 34. Составьте по ней рассказ. Обсудите друг с другом, что значит служить Родине.
- Прочитайте пословицы. Как вы понимаете их смысл?

Физминутка

5. Рефлексия и оценка

- Вот и подошёл к концу наш урок. Кто был у нас на уроке?
- Что особенно вам понравилось? Почему?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Какие знания, умения и навыки помогали нам сегодня на уроке?

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!