Экологическая тематика на сегодняшний день – одна из самых острых в нашей стране. Хоть мы и живем в сельской местности, проблемы загрязнения окружающей среды нас не обошли стороной.
Безобидная на первый взгляд батарейка может отравить несколько квадратных метров почвы, со сточными и грунтовыми водами попасть в водоемы, отравить множество животных и организм человека.
Являясь учителем биологии, считаю, что пропаганду сохранения нашей природы нужно начинать уже в младшей школе. На данном классном часе дети узнают о строении, составе, вреде и способах утилизации батареек.
Целевая аудитория: классный час предназначен для проведения в 4 классе, возраст детей - 10 лет. Возможно использование данного мероприятия и в 1-3 классах начальной школы.
Роль и место в системе работы классного руководителя: воспитательное мероприятие можно использовать как самостоятельный урок по окружающему миру в 4 классе при изучении раздела "Родной край – часть большой страны".
Кроме того, данную тему можно изучать дальше и организовать экологическую акцию по сбору и утилизации использованных батареек, а так же провести просветительскую работу учениками 4 класса среди учащихся 1-3 классов. (раздача буклетов, анкетирование)
Цель: формирование экологической культуры и активной гражданской позиции у обучающихся по сбережению окружающей нас природы и здоровья человека.
Задачи:
Звучит спокойная музыка "Звуки природы".
- Добрый день, ребята. Послушайте красивое стихотворение русского классика М.Ю. Лермонтова, с чьим творчеством вы познакомились на уроках литературы, "Осень".
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
- Ребята, о чем это стихотворение? (о красоте нашей природы в осеннее время года)
– Согласны ли вы с автором?
- Действительно ли, наша природа прекрасна? (учащиеся высказывают свое мнение)
- Сегодня мы с вами собрались на классный час, но для того, чтобы узнать его тему – разгадайте загадку!
- Эта вещь находится в нашем черном ящике. (демонстрация закрытого черного ящика)
Эта штучка хоть мала, но энергии полна.
Оживляет механизмы лишь присутствием она... (батарейка)
- Правильно, это батарейка! (демонстрация открытого черного ящика)
– А вы пользуетесь батарейками? Для чего они вам нужны? (учащиеся перечисляют области применения батареек, например, использование для работы игрушек, часов, пультов)
- А что вы знаете о батарейках? (рассказывают о батарейках, например, о разновидностях, вреде, приносимым батарейками, то, что их нельзя выбрасывать вместе с мусором)
– Молодцы, ребята! Как много вы знаете о батарейках! А что бы вы хотели узнать? (формулировка цели, задач и планируемых результатов детьми)
- Ребята, на первый взгляд она – очень безобидная вещь, но оказывается, батарейка может принести большой вред для нашей природы и для здоровья человека.
Батарейка – это химический источник тока. Электричество в ней вырабатывается в результате химической окислительно-восстановительной реакции
- Если батарейка перестала работать или, как говорят, "села" – это значит, что она исчерпала запас химической энергии. Химический источник тока впервые изобрел итальянский ученый Алессандро Вольта (1745–1827) В 1800 году Он поочередно уложил в столбик медные и цинковые кружки, изолированные фетровыми прокладками. С тех пор элемент так и называется: вольтов столб.
- В 1865 году французским ученым Ж. Лекланше был изобретен гальванический элемент. Он наполнен жидким электролитом (хлорид калия или цинка), значительно убыстряющим химическую реакцию. Элемент вырабатывает постоянный ток низкого напряжения.
- Теперь давайте определим, на какие типы делятся батарейки, возьмите их и прочитайте, что написано, какие составляющие вы можете выделить? (учитель раздает батарейки, ребята работают в парах, изучают надписи)
- Таким образом, наиболее распространенные батарейки по типу электролита.
- Ребята, а какими батарейками лучше пользоваться? (высказывают свое мнение, аргументируя опытом использования батареек дома)
- Молодцы! Ваши знания меня очень радуют! Обратите внимание на презентацию, здесь представлена классификация батареек по типу электролита: их достоинства и недостатки.
Тип батарейки |
Достоинства |
Недостатки |
Сухие ("солевые", LeClanche, угольно-цинковые) |
Самый дешевый, массово производится. |
Наименьшая емкость; спадающая кривая разряда; неэффективен в работе с высокими нагрузками (большим током); неэффективен при низких температурах. |
Heavy Duty ("мощный" сухой элемент, хлорид цинка) |
Дешевле, чем щелочной. Лучше, чем LeClanche при большом токе и низких температурах. |
Низкая емкость. Спадающая кривая разряда. |
Щелочные ("алкалиновые" Alkaline, щелочно-марганцевые, марганцево-цинковые) |
Низкая стоимость. Лучше, чем LeClanche и Heavy Duty, при большом токе и низких температурах. При разряде сохраняет низкое значение полного сопротивления. Широко выпускается. |
Высокое содержание ртути. Ниспадающая кривая разряда. |
Серебряные |
Высокая емкость. Пологая кривая разряда. Хорош при высоких и низких температурах. Превосходная длительность хранения. |
Высокая цена. |
Литиевые |
Высокая емкость за счет размера батарейки минимум 12 мм. Пологая кривая разряда. Превосходен при низких температурах. Чрезвычайно длительное время хранения. Высокое напряжение на элемент (B16 В). Легкий. |
Высокая цена. |
- Ребята, а теперь давайте отдохнем и потанцуем!
- Кто хочет показать нам движения для танца? (2-3 учащихся по очереди выходят и показывают различные танцевальные движения)
- Понравился вам танец? Молодцы!
- А теперь еще раз взгляните на свои батарейки, чем они еще отличаются? (по размеру)
– Да, верно, батарейки различаются по своим размерам. По форме и размеру батарейки могут быть "пальчиковые" или "два А" (АА), мизинчиковая или "три А" (ААА), "четыре А" (АААА), "дюймовочка" или С-батарейка (С), "бочка" (D), "крона" (PP3).
- Взглянув на обычную пальчиковую батарейку, вы практически всегда увидите на ней этот знак.
- Как вы думаете, что он означает? (что батарейки приносят вред природе)
- Да, правильно, это означает: "Не выбрасывать с обычным мусором, необходимо сдать в специальный пункт утилизации".
- Но неужели батарейки вредны? Посмотрите: они хорошо запечатаны, все внутреннее содержимое изолировано, возможно, что ученые преувеличивают опасность батареек? (дети высказывают свою позицию, мнения могут разделиться)
- Ребята, чтобы дать ответ на этот вопрос мы с вами заранее заложили небольшой опыт. Напоминаю: в банку с водой мы положили батарейки и выдержали их там 5 дней, далее мы поместили в эту воду побег комнатного цветка и тоже выдержали 5 дней.
- Давайте, посмотрим, что у нас получилось. Видите, за 5 дней вода в банке из прозрачной стала мутной, на дне появился ржаво-бурый осадок. И цветок наш завял, сейчас он на грани гибели.
- Какие выводы можно сделать? (вещества, содержащиеся в батарейках опасны и губительны для живых организмов)
- Правильно! И этот знак на батарейке стоит неспроста! Подсчитано, что одна пальчиковая батарейка, беспечно выброшенная в мусорное ведро, может загрязнить тяжелыми металлами около 20 квадратных метров земли, а в лесной зоне это территория обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей!
- В батарейках содержится множество различных металлов - ртуть, никель, кадмий, свинец, литий, марганец и цинк, которые имеют свойство накапливаться в живых организмах, в том числе и в организме человека, и наносить существенный вред здоровью.
- Как вы думаете, чем опасны тяжелые металлы, находящиеся в батарейках?
Свинец
Накапливается в основном в почках. Вызывает также заболевания мозга, нервные расстройства. Кадмий. Накапливается в печени, почках, костях и щитовидной железе. Является канцерогеном, то есть провоцирует рак.
Ртуть
Влияет на мозг, нервную систему, почки и печень. Вызывает нервные расстройства, ухудшение зрения, слуха, нарушения двигательного аппарата, заболевания дыхательной системы. Наиболее уязвимы дети. Металлическая ртуть - яд. По степени воздействия на организм человека ртуть относится к 1-му классу опасности — "чрезвычайно опасные вещества". Независимо от путей поступления в организм ртуть накапливается в почках.
Беспечно выброшенная в мусорное ведро батарейка попадает на свалку, где каждое лето с другим мусором возгорается и тлеет, а на мусоросжигательных заводах и вовсе горит, с клубами дыма выпуская тучи Диоксинов. Даже минимальным дозам этих ядовитых соединений. Их действие в 67 000 раз сильнее цианида.
Человечество обязано онкологическими и репродукционными заболеваниями. А еще отравлениями, замедленным развитием и слабым здоровьем детей.
Диоксины
Диоксины проникают в наш организм не только с дымом: с дождевой водой они попадают в почву, воду и растения. Дальше по цепочке прямо к нам на стол с едой и питьем. Так что не важно, живете ли вы по соседству с мусоросжигательным заводом, рядом со свалкой или в сосновом бору.
Для диоксинов семь верст не крюк. Да и времени на такие путешествия у них предостаточно за счет огромного периода распада. Ядовитые вещества из батареек, в любом случае проникают в почву, в подземные воды, попадают в наше с вами море и в наши с вами водохранилища, из которых мы пьем воду, не думая, что вредные химические соединения (из вашей же батарейки, выброшенной неделю назад в мусоропровод) с кипячением не исчезают, не убиваются - они ведь не микробы.
По результатам исследования 3800 домохозяйств в России в среднем за 2011 год на семью приходилось 18,8 батареек или 6,96 батареек на человека. Подсчитано, что ежегодно на свалках одной Москвы оказывается более 15 миллионов батареек. Во всем цивилизованном мире отработанные батарейки собирают и утилизируют отдельно от бытового мусора. Это нормально - не выбрасывать яд в землю!
- Ребята, а куда девать то использованные батарейки? Каждый из вас знает, как много батареек накапливается за год в одном доме. (перечисляют способы утилизации использованных батареек, исходя из своего опыта)
- Молодцы! Я думаю, каждый из вас хотя бы раз были в местной администрации нашего сельского поселения. Обратили ли вы внимание, что стоит перед входом? (экобокс для сбора энергосберегающих ламп, батареек и градусников)
- В экобоксе 2 отсека: в один вы можете сложить использованные батарейки, а во второй – использованные лампочки и градусники. Только такая утилизация является верной и не загрязняет нашу с вами природу.
- Ребята, давайте нарисуем с вами рисунок на тему "Сдай батарейку – спаси ежика!" и покажем друг другу. (рисуют рисунки, учитель вывешивает работы на классной доске)
- Наше занятие подошло к концу и мне хотелось бы узнать ваше мнение:
- Понравился ли вам классный час?
- Оцените свою работу. (активно, пассивно)
- Что нового вы узнали?
- Спасибо большое за работу!
- Молодцы, ребята! Я вижу, что вы прониклись данной темой, думаю, что вы никогда не будете выбрасывать использованные батарейки в мусорное ведро.
- У меня есть к вам одно пожелание – расскажите своим братьям и сестрам все, что вы сегодня узнали.
- Для вашего удобства я вам раздам информационные буклеты. (учитель раздает каждому ученику буклеты с краткой информацией по сегодняшней теме)