Форма проведения: беседа с элементами игры.
Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.
Задачи:
Этапы деятельности |
Деятельность педагога |
Деятельность обучающихся |
Организационный момент
|
Здравствуйте, ребята! Сегодня ваш классный час у вас проведу у вас я. Меня зовут Анжелика Павловна. Я очень рада видеть вас! Присаживаются сначала девочки. А теперь мальчики. |
Осуществляют взаимное приветствие, присаживаются на свои места. |
Мотивационно-целевой этап |
На экране сочетания букв, из которых необходимо составить слова. Эти слова помогут определить тему классного часа. РАВАП БОЗЯНАНИОСТ Правильно , сегодня на классном часе мы с вами поговорим о ваших правах и обязанностях. А как вы думаете, что же такое, право? (высказывание детей) Полина прочитай, пожалуйста, определение слова ПРАВО из толкового словаря. |
Анализируют информацию, формулируют тему и цель классного часа с помощью учителя
|
Основной этап
Физминутка |
Права людей закреплены в специальных документах. Знаете ли вы, в каких? Однажды ребята нашли в библиотеке книгу, которая называется “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. (Показ книги). В ней говорится о том, что все государства должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру – заботиться о своих маленьких гражданах. Может кто-нибудь знает, что такое конвенция? Конвенция – это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий обязательный характер. Помимо Конвенции о правах ребёнка, существует и Всеобщая декларация прав ребёнка. (Показ книги). Как вы думаете, почему декларация называется всеобщей? (так как она написана для всех) Ребята, а какие права ребенка вы знаете? (Дети перечисляют права, которые они знают) Каждая группа получает карточки-памятки, на которых перечислены права ребенка.
Ребята, как вы думаете, кого называют ребенком? (высказывают предположения) В статье №1 Конвенции о правах ребенка сказано, что ребенком является человек до достижения 18 лет. Взрослым человек считается только тогда, когда ему исполняется 18 лет. Как вы думаете, а где записаны права взрослых людей? Для взрослых принята Всеобщая декларация прав человека. В нашей стране права граждан защищает Конституция – основной закон Российской Федерации. Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей) Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права. Сценка из школьной жизни. (показывают дети первой группы) (На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их). Наташа: А ты не пойдешь на физкультуру? Оля: Нет, я освобождена. (все уходят, кроме 2-ой девочки.Она садится и начинает рисовать) Оля: Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входитНаташа) Наташа: Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник? Оля: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя? Учитель: На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение? Дети высказывают свое мнение. Ребята, вы сказки любите. Я предлагаю провести викторину по сказкам. Викторина сопровождается презентацией. Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Чьи права были нарушены в этой сказке? Почемуобитатели двора обижали гадкого утенка? Ответы детей: Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать Знакома ли вам эта сказка? Верно, это сказка Алексея Николаевича Толстого «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Какое право нарушила ведьма в этой сказке? Ответы детей: Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом Какие еще права были нарушены в этой сказке? Ответы детей:Права на защиту и право на семью Иллюстрацию к какой сказке вы видите на слайде? Верно, это сказка Всеволода Гаршина «Лягушка – путешественница» Каким правом воспользовалась лягушка? Ответы детей: Правом на свободное передвижение. Большие права маленького ребенка. А можете ли вы назвать сказки, в которых нарушаются права человека? Дети совещаются в группах и высказывают свое мнение. А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается» Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы всей командой должны будете заканчивать фразу словами «разрешается» или «запрещается». Куда пойдем мы в воскресенье: На каток или в кино. Вот семья вопрос решает Выбрать мнение одно. Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются. Слушать мнение ребенка конечно(разрешается). с разными детьми дружить – зарядку и отдохнём. Мы по лугу прогулялись И немножко отдохнем. (Шагаем на месте) Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед) Чудеса, на свете : Стали карликами дети (присели) А потом, все дружно встали, Великанами мы стали. (встали) Дружно хлопаем, (хлопаем в ладоши) Ногами топаем! (топаем ногами) Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (шагаем на месте) Спасибо, присаживайтесь на свои места. Только ли права есть у детей?Зная права, не надо забывать и об обязанностях. Обязанности – круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова) Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Обсудите в группах свои обязанности. Первая группа записывает обязанности, которые вы имеете в школе. Вторая группа записывает обязанности, которые вы имеете дома. После выполнения задания, учащиеся зачитывают свои обязанности. Как вы думаете, а у ваших родителей есть обязанности? Какие? А я хочу, ребята, напомнить вам еще об одной обязанности и взрослых, и детей. Все люди должны уважать друг друга и вежливо общаться между собой. Следовательно, Ты обязан вежливо общаться с окружающими. Вежливость должны соблюдать как взрослые, так и дети. Следует уважать взрослых: своих маму и папу, бабушку и дедушку, воспитателей, учителей и других взрослых. Также следует уважать всех детей: товарищей в школе, по тренировке и играм, соседских мальчиков и девочек. Если Ты уважаешь людей вокруг Тебя и ведешь себя с ними вежливо, то и Тебя будут уважать. |
Выбор командира и названия команды, формируют интерес к игре.
С помощью условий, называют вид спорта, взаимно проверяют друг друга.
В команде обсуждают правильное выполнение задания, высказывают свое мнение. Знакомятся с «меню чемпиона»
В командах собирают правила личной гигиены, озвучивают их, осуществляют взаимопроверку
Выполняют физминутку, Повторяя движения
Обсуждают правильность задания и выстраивают последовательность, осуществляют самопроверку
Соблюдают условия игры, отвечают по поднятой руке.
|
Рефлексия |
Наш классный час подходит к концу. И для того чтобы узнать на сколько наш классный час был интересен, предлагаю вам нарисовать рисунок на тему «Мои права и обязанности» |
Анализируют результаты деятельности, подводят итоги вместе с учителем. |