Конструкт классного часа для учащихся 4 класса на тему "Права и обязанности ребенка"

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

  • воспитывать у обучающихся установку на знание своих прав и обязанностей;
  • формировать уважительное отношение к правам других людей;
  • способствовать формированию активной гражданской позиции.
  • познакомить учащихся с "Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей;
  • обобщить знания учащихся о таких понятиях как "право" и "обязанность";
  • показать их единство, учить применять правовые знания в повседневной жизни.

Ход урока

Этапы деятельности

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационный момент

 

Здравствуйте, ребята! Сегодня ваш классный час у вас проведу у вас я. Меня зовут Анжелика Павловна. Я очень рада видеть вас! Присаживаются сначала девочки. А теперь мальчики.

Осуществляют взаимное приветствие, присаживаются на свои места.

Мотивационно-целевой этап

На экране сочетания букв, из которых необходимо составить слова. Эти слова помогут определить тему классного часа.

РАВАП БОЗЯНАНИОСТ

Правильно , сегодня на классном часе мы с вами поговорим о ваших  правах и обязанностях.

А как вы думаете, что же такое, право? (высказывание детей)

Полина прочитай, пожалуйста, определение слова ПРАВО из толкового словаря.

Анализируют информацию,

формулируют тему и цель классного часа с помощью учителя

 

Основной этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физминутка

Права людей закреплены в специальных документах. Знаете ли вы, в каких?

Однажды ребята нашли в библиотеке книгу, которая называется “Конвенция о правах ребёнка”, она была принята ещё 20 ноября 1989 года. (Показ книги).

В ней говорится о том, что все государства должны соблюдать право каждого ребёнка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит, пообещала всему миру – заботиться о своих маленьких гражданах.

Может кто-нибудь знает, что такое конвенция?

Конвенция – это международный договор, содержащий перечень прав; документ, носящий  обязательный характер.      

Помимо Конвенции о правах ребёнка, существует и Всеобщая декларация прав ребёнка. (Показ книги).

Как вы думаете, почему декларация называется всеобщей? (так как она написана для всех)

Ребята, а какие права ребенка вы знаете? (Дети перечисляют права, которые они знают)

Каждая группа получает карточки-памятки, на которых перечислены права ребенка.

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на медицинскую помощь
  • Право на образование
  • Право на отдых и развлечения
  • Право иметь имущество
  • Право свободно выражать свои взгляды
  • Право на свободное перемещение
  • Право на заботу и любовь
  • Право на развитие и уважение человеческого достоинства
  • Право на личную жизнь
  • Право на семейную жизнь и неприкосновенность жилища

Ребята, как вы думаете, кого называют ребенком? (высказывают предположения)

В статье №1 Конвенции о правах ребенка сказано, что ребенком является человек до достижения 18 лет.

Взрослым человек считается только тогда, когда ему исполняется 18 лет.

Как вы думаете, а где записаны права взрослых людей?

Для взрослых принята Всеобщая декларация прав человека. В нашей стране права граждан защищает Конституция – основной закон Российской Федерации.

Ребята, а почему человек должен знать свои права? (ответы детей)

Человек, который знает свои права и уважает права других людей, уверенно идёт по жизни. Давайте проверим, как хорошо вы знаете свои права.

Сценка из школьной жизни. (показывают дети первой группы)

(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).

Наташа: А ты не пойдешь на физкультуру?

Оля: Нет, я освобождена.

(все уходят, кроме 2-ой девочки.Она садится и начинает рисовать)

Оля: Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входитНаташа)

Наташа: Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?

Оля: А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Учитель: На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?

Дети высказывают свое мнение.

Ребята, вы сказки любите. Я предлагаю провести викторину по сказкам.

Викторина сопровождается презентацией.

Давайте вспомним сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок».

Чьи права были нарушены в этой сказке?

Почемуобитатели двора обижали гадкого утенка? 
Должны ли герои сказки иметь равные права независимо от своего происхождения? 

Ответы детей: Все равны в своих правах и никто не должен их нарушать

Знакома ли вам эта сказка?

Верно, это сказка Алексея Николаевича Толстого «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Какое право нарушила ведьма в этой сказке?

Ответы детей: Право на жизнь и свободу, право на владение личным имуществом

Какие еще права были нарушены в этой сказке?

Ответы детей:Права на защиту и право на семью

Иллюстрацию к какой сказке вы видите на слайде?

Верно, это сказка Всеволода Гаршина «Лягушка – путешественница»

Каким правом воспользовалась лягушка?
Кто помог лягушке воспользоваться этим правом?

Ответы детей: Правом на свободное передвижение.

Большие права маленького ребенка.

А можете ли вы назвать сказки, в которых нарушаются права человека?

Дети совещаются в группах и высказывают свое мнение.

А теперь, чтобы проверить, как вы запомнили права ребенка мы с вами поиграем в игру «Разрешается – запрещается» Я в стихотворной форме буду описывать вам различные ситуации, а вы всей командой должны будете заканчивать фразу словами «разрешается» или «запрещается».

Куда пойдем мы в воскресенье:

На каток или в кино.

Вот семья вопрос решает

Выбрать мнение одно.

Взрослые на деток смотрят, смотрят- удивляются.

Слушать мнение ребенка конечно(разрешается).
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)
С мамой дети должны жить,
Не грустить и не тужить – Это (разрешается).
Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).
Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –
Это (разрешается).
- Каждый школьник имеет право на отдых и занятия спортом. Давайте сделаем

зарядку и отдохнём.

 Мы по лугу прогулялись И немножко отдохнем.

(Шагаем на месте) Встанем, глубоко вздохнем. Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед) Чудеса, на свете : Стали карликами дети (присели)  А потом, все дружно встали, Великанами мы стали. (встали) Дружно хлопаем, (хлопаем в ладоши) Ногами топаем! (топаем ногами) Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (шагаем на месте)

Спасибо, присаживайтесь на свои места.

Только ли права есть у детей?Зная права, не надо забывать и об обязанностях.

Обязанности – круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова)

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях.

Обсудите в группах свои обязанности.

Первая группа записывает обязанности, которые вы имеете в школе.

Вторая группа записывает обязанности, которые вы имеете дома.

После выполнения задания, учащиеся зачитывают свои обязанности.

Как вы думаете, а у ваших родителей есть обязанности? Какие?

А я хочу, ребята, напомнить вам еще об одной обязанности и взрослых, и детей.

Все люди должны уважать друг друга и вежливо общаться между собой. Следовательно, Ты обязан вежливо общаться с окружающими. Вежливость должны соблюдать как взрослые, так и дети. Следует уважать взрослых: своих маму и папу, бабушку и дедушку, воспитателей, учителей и других взрослых. Также следует уважать всех детей: товарищей в школе, по тренировке и играм, соседских мальчиков и девочек. Если Ты уважаешь людей вокруг Тебя и ведешь себя с ними вежливо, то и Тебя будут уважать.

Выбор командира и названия команды, формируют интерес к игре.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С помощью условий, называют вид спорта, взаимно проверяют друг друга.

 

 

 

 

В команде обсуждают правильное выполнение задания, высказывают свое мнение. Знакомятся с «меню чемпиона»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В командах собирают правила личной гигиены,

озвучивают их, осуществляют взаимопроверку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют физминутку,

Повторяя движения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают правильность задания и выстраивают последовательность, осуществляют

самопроверку

 

 

 

 

Соблюдают условия игры, отвечают по поднятой руке.

 

Рефлексия

Наш классный час подходит к концу. И для того чтобы узнать на сколько наш классный час был интересен, предлагаю вам нарисовать рисунок на тему «Мои права и обязанности»

Анализируют результаты деятельности, подводят итоги вместе с учителем.

Размер:
24.67 Kb
Скачали:
32

Метки к статье: классный час, 4 класс