Тренинги для развития навыка быстрого чтения

Объем информации, доступный человеку, растет в геометрической прогрессии. Подобные тенденции в современном информационном обществе приводят к тому, что к человеку нашего времени выдвигаются повышенные требования, касающиеся его способности работать с информацией, немалая часть которой поступает к нам путем чтения.

Поскольку уменьшить поток информации мы не в силах, значит, необходимо увеличить скорость восприятия этой информации, ее переработки.

Умение быстро и, главное, эффективно читать, постепенно превращается в одно из требований, необходимых в современном мире.

"Жужжащее" чтение в системе трех упражнений, предложенных И.Т. Федоренко и И.Г. Пальченко. При "жужжащем" чтении, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать товарищам, каждый со своей скоростью в течение 5 минут, время тренажа увеличивается.

Всем известное жужжащее чтение успешно применяется в системе трех неделимых и дополняющих друг друга упражнений, способствующих повышению скорости чтения, развитию артикуляционного аппарата и выразительности чтения.

Система состоит в следующем: по команде учителя, у которого секундомер, дети начинают вполголоса своим темпом читать текст, заранее выбранный учителем. Читают ровно 1 минуту. Затем карандашом отмечают слово, на котором остановились, потом читают еще 1 минуту с начала и опять отмечают слово, до которого дочитали на этот раз.

Обычно во второй раз читают больше, чем в первый раз, ведь текст уже знаком. Далее учащимся предлагают посчитать насколько слов, они прочитали больше - от первого отмеченного слова до второго. То, что прочитали дети, прочитали больше. То, что они ясно видят сами, является для них большим стимулом. Учащиеся видят, что прочитав всего два раза, они уже читают чуть быстрее.

Второе упражнение состоит в том, что текст опять читается с самого начала, на этот раз в темпе скороговорки в течение 30 секунд. Это упражнение развивает у детей артикуляционный аппарат. При выполнении этого упражнения учитель не требует выразительности.

Учитель снова предлагает детям читать текст с начала, но на этот раз выразительно, не спеша, как можно красивее. Чтение продолжается 2 минуты. За это время учащиеся переходят на незнакомый текст. И тут происходит чудо.

Ребенок, читая достаточно бегло уже знакомый текст, по инерции, в таком темпе, прочитав два-три совершенно незнакомых предложения. Даже самый медленно читающий ученик. Детям не надоедает многократное чтение, потому что перед каждым новым прочитыванием ставится определенная цель.

Игра "Догоняшки"

Выполняется в паре. Вверху над текстом кладется листок бумаги, который передвигается вниз по странице. Ученик должен успеть охватить глазом всю строку (пока лист ее не закрыл) и прочитать

"Игра в прятки"

Ведущий начинает читать не сначала, а где попало, называя только страницу, партнер должен найти и подстроиться под чтение ведущего. Если играет несколько детей, то они очень радуются, когда первыми успевают найти абзац, который читает ведущий.

Упражнение "Найди животное"
В упражнении ученики должны найти спрятавшееся название животного среди строчек стихотворения.

Насос сосет речную воду,
И шланг протянут к огороду. (осетр)

Среди кустов царит покой,
Здесь хорошо бродить одной. (овца)

Упражнение "Догонялки"

Учитель или быстро читающий ученик читает вслух, остальные шепотом стараются его обогнать, можно ведущему замолчать и читать про себя, через некоторое время опять начать читать вслух, сверится с детьми, кто обогнал, кто отстал.

Упражнение "Наступи на пятку"

Чтение в паре, либо учитель – класс через слово в быстром темпе. Чтение в парах или группах по одному предложению. (чья пара или группа быстрее закончит чтение; чтение в паре тренирует умение распределять внимание и положительно влияет на улучшение качества чтения слабых учащихся)

Упражнение "Буксир"

  • учитель читает вслух, изменяя скорость чтения; ученики читают вслух, стараясь успеть за учителем;
  • учитель читает вслух, дети про себя; учитель останавливается, ученики показывают слово, где остановился учитель.

Упражнение "Ловушка"

Учитель или хорошо читающий ученик читает знакомый текст и заменяет некоторые слова синонимами; ученики ищут замену.

Упражнение "Прыжки"

Чтение через слово.

Для развития скорости чтения и умения выделять основную информацию.

Упражнение "Финиш"

Когда детям дается текст и указывается слово, до которого должны дочитать дети. Дочитав, дети поднимают руку. Проверяю правильность.

Упражнение "Кто быстрее?"

У каждого ученика по 2-3 текста. Требуется найти данное предложение.

Размер:
13.71 Kb
Скачали:
9