Статья "Читательская грамотность на уроках немецкого языка"

Возможно ли такое в наше время? Ведь, сегодня никого не удивляет, что интерес к чтению значительно упал.

Причины на то разные: глобальная компьютеризация, интернет, дающий возможность познакомиться с произведениями литературы в краткой и более яркой форме; использование критических статей из интернета; экранизация произведений.

Намного легче познакомиться с произведением по телевизору, чем читать толстый том романа. В настоящее время существуют более легкие пути знакомства с классической и современной литературой.

Известно, что в читающей семье ребенок непроизвольно втягивается в мир чтения. Помните, в автобиографии писателя Ганса Фаллады "В далекие детские годы" в семье глагол "читать" использовался в разных формах: я читаю, он читает, мы читаем и т.д.

И только "Читай!" не находило применения. Думаю, что такому положению сейчас бы позавидовала каждая семья. Но таких семей в настоящее время единицы. Значит, не только на родителей, но и на учителя возлагается функция приобщения учащихся к чтению.

Как же мотивировать ученика и пробудить у него интерес к чтению? Как донести до его сознания, что прочтение произведения и просмотр его экранизации – несопоставимые вещи? Эта проблема, решение которой требует времени и сил.

Сегодня должны быть созданы те педагогические условия, которые превращают готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение … за порогом школы.

Однако, не секрет, что в своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом, а именно:

учащиеся не знают значений многих слов;

  • не умеют читать диаграммы;
  • не умеют озаглавить текст;
  • не понимают смысла написанного; не могут выделить ключевые слова;
  • не в состоянии сформулировать вопрос;
  • не умеют актуализировать свои знания и умения;
  • не могут перенести знания и умения из одной области в другую.

В процессе формирования читательской грамотности на уроках немецкого (или любого другого иностранного) языка оцениваются два вида чтения – чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации

При чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются следующие читательские умения:

  • поиск и извлечение информации, заданной в явном виде;
  • интерпретация и обобщение информации, формулирование выводов;
  • анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Достичь читательской грамотности на уроках немецкого языка мне помогают разные приемы, которые я использую на своих уроках. Рассмотрим некоторые из них. Делим работу с текстом на три этапа: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения.

Предтекстовый этап – побуждение и стимулирование мотивации к работе с текстом

Прием "Мозговой штурм"

Задается вопрос: какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
Ассоциации записываются на доске.
Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.

Прием "Глоссарий"

Учитель говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

Прием "Рассечения вопроса"
Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?

Текстовый этап

Начинаем с приема "Чтение про себя с вопросами":

  1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.
  2. Чтение про себя второго абзаца. Работа в парах. Один ученик задает вопросы, другой — отвечает.
  3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают вопросы и отвечают.

Прием "Чтение с остановками"

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони¬мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

Работа с текстом после чтения

Прием "Тайм-аут"

  1. Чтение первой части текста. Работа в парах.
  2. Задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся вопросы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

Прием "Проверочный лист"

Проверочный лист "Краткий пересказ"

  1. Названа основная мысль текста. (Да/Нет)
  2. Названы главные мысли текста и основные детали. (Да/Нет)
  3. Присутствует логико-смысловая структура текста. (Да/Нет)
  4. Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста. (Да/Нет)
  5. Содержание изложено собственными словами (языковыми средствами) при сохранении лексических единиц авторского текста. (Да/Нет)

Прием "Вопросы после текста"

Классификация вопросов, известная под названием "Таксономия вопросов", предполагает баланс между группами вопросов к:

  • фактической информации текста, изложенной вербально;
  • подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;
  • концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

Следует отметить, что не всегда все три этапа (стадии) могут быть проведены на одном уроке, это зависит от выбранного текста и запланированной учителем работы. Чтение на иностранном языке является одним из самых необходимых видов речевой деятельности для большинства людей.

Читающий человек способен мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений, адекватно оценивать ситуацию и находить верные решения. Чтение формирует качества социально ценного человека.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, немецкий язык