Возможно ли такое в наше время? Ведь, сегодня никого не удивляет, что интерес к чтению значительно упал.
Причины на то разные: глобальная компьютеризация, интернет, дающий возможность познакомиться с произведениями литературы в краткой и более яркой форме; использование критических статей из интернета; экранизация произведений.
Намного легче познакомиться с произведением по телевизору, чем читать толстый том романа. В настоящее время существуют более легкие пути знакомства с классической и современной литературой.
Известно, что в читающей семье ребенок непроизвольно втягивается в мир чтения. Помните, в автобиографии писателя Ганса Фаллады "В далекие детские годы" в семье глагол "читать" использовался в разных формах: я читаю, он читает, мы читаем и т.д.
И только "Читай!" не находило применения. Думаю, что такому положению сейчас бы позавидовала каждая семья. Но таких семей в настоящее время единицы. Значит, не только на родителей, но и на учителя возлагается функция приобщения учащихся к чтению.
Как же мотивировать ученика и пробудить у него интерес к чтению? Как донести до его сознания, что прочтение произведения и просмотр его экранизации – несопоставимые вещи? Эта проблема, решение которой требует времени и сил.
Сегодня должны быть созданы те педагогические условия, которые превращают готовность учащихся к чтению для обучения в читательское умение, обеспечивающее самообучение … за порогом школы.
Однако, не секрет, что в своей практике учителя часто сталкиваются с многочисленными затруднениями учащихся при работе с текстом, а именно:
учащиеся не знают значений многих слов;
В процессе формирования читательской грамотности на уроках немецкого (или любого другого иностранного) языка оцениваются два вида чтения – чтение с целью приобретения читательского литературного опыта и чтение с целью освоения и использования информации
При чтении художественных и информационных (научно-популярных) текстов оцениваются следующие читательские умения:
Достичь читательской грамотности на уроках немецкого языка мне помогают разные приемы, которые я использую на своих уроках. Рассмотрим некоторые из них. Делим работу с текстом на три этапа: работа с текстом до чтения, работа с текстом во время чтения, работа с текстом после чтения.
Прием "Мозговой штурм"
Задается вопрос: какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы?
Ассоциации записываются на доске.
Чтение текста. Сравнение информации с той, что узнали из текста.
Прием "Глоссарий"
Учитель говорит название текста, дает список слов и предлагает отметить те, которые могут быть связаны с текстом.
Закончив чтения текста, возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия) смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.
Прием "Рассечения вопроса"
Предлагается прочитать заглавие текста и разделить его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?
Начинаем с приема "Чтение про себя с вопросами":
Прием "Чтение с остановками"
Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони¬мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.
Прием "Тайм-аут"
Прием "Проверочный лист"
Проверочный лист "Краткий пересказ"
Прием "Вопросы после текста"
Классификация вопросов, известная под названием "Таксономия вопросов", предполагает баланс между группами вопросов к:
К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.
Следует отметить, что не всегда все три этапа (стадии) могут быть проведены на одном уроке, это зависит от выбранного текста и запланированной учителем работы. Чтение на иностранном языке является одним из самых необходимых видов речевой деятельности для большинства людей.
Читающий человек способен мыслить проблемно, схватывать целое и выявлять противоречивые взаимосвязи явлений, адекватно оценивать ситуацию и находить верные решения. Чтение формирует качества социально ценного человека.