Работа с текстом является неотъемлемой частью урока английского языка.
Но, к сожалению, очень часто эта работа превращается в скучное чтение, перевод и ответы на вопросы. При таком подходе у детей пропадает заинтересованность к уроку, желание изучать английский язык.
Работу с текстом уже в начальных классах можно превратить в увлекательный процесс, который поможет мотивировать всех детей к изучению языка и поможет развивать коммуникативные навыки.
Я приведу некоторые нетрадиционные приемы, которые помогут разнообразить работу с текстом в рамках обычного урока в школе.
Раздаю детям по два текста на одном листе, которые почти одинаковы, но отличаются Какими-то незначительными моментами. Задача детей прочитать и сравнить тексты. Найти в чем отличие. В старших классах можно брать аутентичные тексты, например, статьи из газет и журналов.
Дети очень хорошо разбираются в социальных сетях, с удовольствием проводят в них время. Если взять какой-то "топовый" ролик, известное фото или клип к любимой детьми песне, то можно предложить почитать комментарии к ним и найти один лишний. Конечно, учителю нужно заранее потрудиться составить эти комментарии, наполнив их изучаемой лексикой.
Раздаю ранее изученный текст, например, "Флора и фауна" 7 класс Rainbow English. Заранее примерно в середину текста вставляю предложение, например такое, "Find this text in your student’s book, write the number of the page in your notebook and show it to the teacher"и прошу ребят догадаться-чего же я от них хочу.
Так как они уже приучены к систематическим сюрпризам, они тут же начинают читать и искать информацию, хотя еще не понятно какую. Первый, кто найдет, то что от него требуется и получает заветную "пятеку"или дополнительный бал.
Учащиеся совершенствуют свои навыки поискового чтения, повторяют изученную лексику, им интересно. Учитель выполняет свою задачу – совершенствовать у учащихся навыки чтения.
Заранее на перемене раскладываю по классу записки разного содержания. Например, "If you know how many good marks your friend has, say about it to the English teacher and see what happens", "Come to the teacher and tell her what mark you had for the dictation and see what happens".
Во-первых, интересно эту бумажку просто найти, это уже половина победы, а если ученик подходит ко мне и по-английски говорит, какую оценку он получил за диктант по русскому языку, я вижу, что он на практике может применить свои знания по языку, что он извлекает из текста необходимую информацию, правильно выполняет рекомендации, или инструкции. Такая работа заслуживает конфеты или дополнительного балла к оценке.
Это наиболее сложный и серьезный прием из критического мышления, но с 8 класса можно смело использовать. Ребята вливаются в работу и с интересом решают поставленную задачу.
Класс делю на три-четыре группы, текст соответственно также. Раздаю каждой группе по одной части текста. Задача ребят прочитать тексти рассказать остальным группам свою часть. У каждой группы должно сложиться целостное представление о тексте.
После обмена информацией ребята либо выполняют тест по тексту, либо что я практикую чаще, рассказывают как поняли текст. Здесь ребята и тренируют навыки чтения, и извлекают информацию, и учатся говорению.
Подведем итог. Чтение – это один из важнейших источников получения информации, работа с текстом – это еще и обогащение лексического запаса, кругозора учащихся.
Потребность в чтении на иностранном языке будет обеспечена тогда, когда содержание предлагаемых им текстов будет соответствовать их интересам, их возрасту и уровню их интеллектуального развития
Для того, чтоб наши дети могли успешно развиваться в современном мире, они должны уметь искать источники информации и работать с ней . И наша задача-помочь им научиться это делать.