Воспитание чувства патриотизма у обучающихся является важным на современном этапе и обосновано необходимостью осознания сущности патриотического воспитания как нравственной основы государственности, как условие силы и могущества нашего народа.
В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.
Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы.
Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя – словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного.
Выбор темы моего доклада не случаен: в марте 2018 года исполнилось 110 лет со дня рождения известного писателя, публициста, фронтового корреспондента и общественного деятеля Бориса Николаевича Полевого (1908-1981) – автора многочисленных романов, повестей, очерков и рассказов, посвященных преимущественно событиям Великой Отечественной Войны, среди которых "Доктор Вера", "Глубокий тыл", "До Берлина 896 километров" и многие другие.
Но особой популярностью и актуальность по сей день пользуется произведение Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке", основой сюжета которого стал подвиг героя Советского Союза, летчика-истребителя Алексея Маресьева. (прототип героя повести Алексея Мересьева)
Он победил в поединке со смертью, и, потеряв обе ноги, снова сел за штурвал истребителя, чтобы встретиться с фашистами в смертельном бою. Истинный героизм, образец самоотверженности, мужества и доблести Алексея не вызывает сомнения.
Став легендой при жизни, гордостью страны, образцом подлинного патриотизма, он подал пример для современной молодежи. Следовательно, данное произведение, на мой взгляд, достойно рассмотрения на уроке не только с познавательной, но и с воспитательной стороны.
Стоит отметить, что в школьной программе "Повесть…" Бориса Полевого вынесена, к сожалению, только на внеклассное чтение. Поэтому, чтобы познакомить всех учащихся 6 класса с этим произведением, им было дано задание на лето – прочитать "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого.
Непосредственно перед уроком внеклассного чтения мною было проведено анкетирование. Так учащимся предстояло ответить на пять вопросов:
В результате опроса выяснилось, что примерно у 25 % опрошенных данные вопросы вызвали затруднение. Это говорит о том, что современные школьники недостаточно хорошо осведомлены как о подвигах героев Великой Отечественной Войны.
Исходя из этого, с целью изучения и анализа произведения, а также создания условий для воспитания у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, хочу предложить несколько вариантов моделирования урока внеклассного чтения по изучению "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого.
Целью данного урока является формирование личностных качеств у учащихся: ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу, гордость за достижения родной страны, сопереживание ее неудачам и бедам, уважение к ее историческому прошлому, культуре.
Итогом данного урока может стать написание эссе на тему "Мужество на все времена!"
В рамках технологии для исследования проблемы учащиеся объединяются в группы. Каждой группе заранее были даны задания по теме урока.
План урока по кейс-технологии:
Цель урока - стимулировать нравственное развитие учащихся; на примере подвига Маресьева воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, оптимизм, веру в себя.
План урока-конференции:
Цель урока – воспитывать такие нравственные качества, как долг, ответственность, умение преодолевать трудности, понимать и уважать людей.
Вопросы для викторины:
Целью урока является:
Урок проходит по следующему сценарию:
Фрагмент интервью
- Алексей Петрович, Вы часто вспоминаете те 18 дней, проведенные в лесу?
- Нет, не вспоминаю. Я вообще не вспоминаю то время.
- Что тогда помогло Вам выжить и не впасть в отчаяние?
- Желание выбраться к своим. Желание жить.
- Сегодня Вы о чем-нибудь жалеете?
- Жизнь меня, конечно, потерла. Но, если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком. До сих пор не могу вспоминать о небе без особых, благодарных чувств. У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали "Годен во все роды авиации", я чувствовал себя на вершине счастья.
- Вам чувство страха знакомо?
- А как же? Страх присущ всем. И если вам кто-то будет говорить, что он ничего не боится, - не верьте. Надо просто уметь побеждать в себе это чувство.
- Вы чего больше всего всегда боялись?
- Нечестности. Я вообще человек доверчивый и незлопамятный.
- Вас называют человеком-легендой.
- Я человек, а не легенда. В том, что я сделал, нет ничего необыкновенного. И то, что меня превратили в легенду, очень расстраивает.
- Как Вы восприняли появление книги о Вас - "Повести о настоящем человеке"?
- О ее появлении я узнал, услышав отрывки по радио. Позвонил Полевому, встретился с ним. Когда повесть напечатали, мне подарили экземпляр. Но я ее так и не прочитал. Несколько раз пытался. Но все как-то: В принципе Полевой написал правильно. Придумал. Правда, роман, который якобы был у меня с девушкой Ольгой. Хотя созданный им образ советской девушки мне нравится.
Цель урока:
В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.
В качестве примера для заполнения учащимся можно предложить следующие вопросы:
После составления фишбоуна можно предложить учащимся подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве. (связь с историей)
Предложенные варианты проведения урока отражают взаимосвязь литературы как искусства слова с историей в формировании патриотизма для того, чтобы выйти на определенный результат: воспитать духовно-нравственную личность с социально-активной жизненной позицией.
А в заключение хочется привести слова Алексея Маресьева: "Что я делаю сегодня в защиту мира? Нет сейчас более почетной, более благородной, более высокой цели, чем борьба за мир. Это обязанность каждого человека…"
И мы, учителя-словесники, с помощью слова воспитывая гражданина и патриота, с достоинством выполняем свою обязанность. Спасибо за внимание!