Изучение в школе "Повести о настоящем человеке" Б. Полевого

Воспитание чувства патриотизма у обучающихся является важным на современном этапе и обосновано необходимостью осознания сущности патриотического воспитания как нравственной основы государственности, как условие силы и могущества нашего народа.

В связи с этим проблема патриотического воспитания становится одной из актуальнейших.

Как же решить проблему патриотического воспитания учащихся? Педагогический арсенал средств воздействия на ум и сердце ученика богат. Важнейшее место среди них, на мой взгляд, занимают уроки литературы.

Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на ее духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров, ведь у учителя – словесника всегда в руках книги, которые помогают воспитывать истинного человека, человека духовного.

Выбор темы моего доклада не случаен: в марте 2018 года исполнилось 110 лет со дня рождения известного писателя, публициста, фронтового корреспондента и общественного деятеля Бориса Николаевича Полевого (1908-1981) – автора многочисленных романов, повестей, очерков и рассказов, посвященных преимущественно событиям Великой Отечественной Войны, среди которых "Доктор Вера", "Глубокий тыл", "До Берлина 896 километров" и многие другие.

Но особой популярностью и актуальность по сей день пользуется произведение Б. Полевого "Повесть о настоящем человеке", основой сюжета которого стал подвиг героя Советского Союза, летчика-истребителя Алексея Маресьева. (прототип героя повести Алексея Мересьева)

Он победил в поединке со смертью, и, потеряв обе ноги, снова сел за штурвал истребителя, чтобы встретиться с фашистами в смертельном бою. Истинный героизм, образец самоотверженности, мужества и доблести Алексея не вызывает сомнения.

Став легендой при жизни, гордостью страны, образцом подлинного патриотизма, он подал пример для современной молодежи. Следовательно, данное произведение, на мой взгляд, достойно рассмотрения на уроке не только с познавательной, но и с воспитательной стороны.

Стоит отметить, что в школьной программе "Повесть…" Бориса Полевого вынесена, к сожалению, только на внеклассное чтение. Поэтому, чтобы познакомить всех учащихся 6 класса с этим произведением, им было дано задание на лето – прочитать "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого.

Непосредственно перед уроком внеклассного чтения мною было проведено анкетирование. Так учащимся предстояло ответить на пять вопросов:

  1. Как вы понимаете слово "патриот"?
  2. По-твоему, патриот – это…
  3. Что значит быть "настоящим человеком"?
  4. Можно ли назвать борьбу Мересьева за право летать подвигом?
  5. О чем заставила вас задуматься "Повесть о настоящем человеке" Бориса Полевого"?

В результате опроса выяснилось, что примерно у 25 % опрошенных данные вопросы вызвали затруднение. Это говорит о том, что современные школьники недостаточно хорошо осведомлены как о подвигах героев Великой Отечественной Войны.

Исходя из этого, с целью изучения и анализа произведения, а также создания условий для воспитания у учащихся гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, хочу предложить несколько вариантов моделирования урока внеклассного чтения по изучению "Повести о настоящем человеке" Бориса Полевого.

1. Урок по кейс-технологии

Целью данного урока является формирование личностных качеств у учащихся: ценностное отношение человека к своему Отечеству, преданность и любовь к Родине, своему народу, гордость за достижения родной страны, сопереживание ее неудачам и бедам, уважение к ее историческому прошлому, культуре.

Итогом данного урока может стать написание эссе на тему "Мужество на все времена!"

В рамках технологии для исследования проблемы учащиеся объединяются в группы. Каждой группе заранее были даны задания по теме урока.

План урока по кейс-технологии:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Сообщение ученика о жизни и творчестве Б. Полевого.
  3. Сообщение ученика "Легенда при жизни".
  4. Сообщение ученика "Книга с удивительной историей"
  5. 5Конкурс подготовленных буктрейлеров по данной книге.

2. Урок-конференция

Цель урока - стимулировать нравственное развитие учащихся; на примере подвига Маресьева воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину, силу воли, мужество, жизнелюбие, жизнестойкость, выносливость, оптимизм, веру в себя.

План урока-конференции:

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Сообщение ученика о жизни и творчестве Б. Полевого.
  3. Сообщение ученика об истории создания повести.
  4. Сообщение ученика о жизни А.П. Маресьева.
  5. Обсуждение услышанного.
  6. Просмотр и обсуждение фрагмента из кинофильма.
  7. Творческая работа: "Настоящий человек – это…".
  8. Чтение отрывка из "Поэмы о Настоящем Человеке". Автор - Черников Владимир Петрович
  9. Подведение итогов читательской конференции.

3. Урок-викторина

Цель урока – воспитывать такие нравственные качества, как долг, ответственность, умение преодолевать трудности, понимать и уважать людей.

Вопросы для викторины:

  1. В какое время происходят события, описанные в книге Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке"?
  2. Как военный летчик оказался один в лесу с перебитыми ногами?
  3. Что услышал Мересьев, когда пришел в сознание? Кого он увидел и как повел себя?
  4. Какие черты его характера выявляются в этом эпизоде?
  5. Какое решение принял Мересьев, несмотря на то, что "обе ноги никуда не годились (ступни были раздроблены)?
  6. Какие слова летчика указывают на его уверенность в хорошем исходе дела?
  7. Как продвигался летчик, превозмогая сильную боль? Куда устремился он, не жалея своих сил?
  8. Сколько дней он провел в лесу? Какие трудности пришлось ему преодолеть?
  9. Какие черты характера Мересьева вызывают уважение?
  10. Как Мересьев оказался в лесной деревне? Кто его первые спасители? Опишите их.
  11. Как к нему отнеслись жители этой деревни? Какие эпизоды являются этому подтверждением?
  12. Как воспринял Мересьев известие о необходимости операции и каково было его душевное состояние после ампутации ног?
  13. Расскажите о комиссаре Воробьеве (образ жизни, поведение, черты характера). Что вас удивляет в его поведении?
  14. Какова роль комиссара в судьбе Мересьева?
  15. Какую цель поставил перед собой Мересьев? Что он для этого делал?
  16. Как он добивался возвращения в строй? Какие испытания ему пришлось выдержать?
  17. Почему первый учебный полет принес разочарование?
  18. Почему в смертельном поединке с немецким ассом Мересьев одержал победу? Что показывает читателю автор в этом эпизоде?
  19. Можно ли назвать борьбу Мересьева за право летать подвигом?
  20. В чем смысл названия повести?
  21. Как относится автор к своему герою?
  22. Какой период жизни Мересьева вы считаете наиболее трудным для него? Аргументируйте свою точку зрения.
  23. Какое впечатление на вас произвела книга? Какие чувства вызвала?
  24. Почему Борис Полевой назвал свою книгу "Повесть о настоящем человеке"? Каков в вашем понятии настоящий человек?

4. Урок-интервью

Целью урока является:

  • воспитание патриотизма, чувства гордости за героическое прошлое своего народа;
  • формирование исторической памяти и преемственности поколений на основе углубления знаний о Великой Отечественной войне;
  • воспитание чувства благодарности и уважения к старшим поколениям, отстоявшим независимость Родины;
  • воспитание чувства уважения к ветеранам.

Урок проходит по следующему сценарию:

  1. Рассказ о жизни писателя и его знакомстве с Алексеем Маресьевым. (с сопровождением презентации)
  2. Доклад учащегося об истории написания "Повести…"
  3. Инсценирование учащимися беседы журналиста с Алексеем Петровичем Маресьевым. (по материалам интервью, опубликованным в печати)
  4. Просмотр и обсуждение отрывка из одноименного фильма.
  5. Беседа на тему "Героизм – это непременно жертвенность".

Фрагмент интервью

- Алексей Петрович, Вы часто вспоминаете те 18 дней, проведенные в лесу?
- Нет, не вспоминаю. Я вообще не вспоминаю то время.
- Что тогда помогло Вам выжить и не впасть в отчаяние?

- Желание выбраться к своим. Желание жить.
- Сегодня Вы о чем-нибудь жалеете?

- Жизнь меня, конечно, потерла. Но, если все начинать сначала, я бы снова стал летчиком. До сих пор не могу вспоминать о небе без особых, благодарных чувств. У меня самые счастливые минуты жизни связаны с самолетами. Когда после госпиталя в моей карточке написали "Годен во все роды авиации", я чувствовал себя на вершине счастья.

- Вам чувство страха знакомо?
- А как же? Страх присущ всем. И если вам кто-то будет говорить, что он ничего не боится, - не верьте. Надо просто уметь побеждать в себе это чувство.
- Вы чего больше всего всегда боялись?

- Нечестности. Я вообще человек доверчивый и незлопамятный.
- Вас называют человеком-легендой.
- Я человек, а не легенда. В том, что я сделал, нет ничего необыкновенного. И то, что меня превратили в легенду, очень расстраивает.

- Как Вы восприняли появление книги о Вас - "Повести о настоящем человеке"?
- О ее появлении я узнал, услышав отрывки по радио. Позвонил Полевому, встретился с ним. Когда повесть напечатали, мне подарили экземпляр. Но я ее так и не прочитал. Несколько раз пытался. Но все как-то: В принципе Полевой написал правильно. Придумал. Правда, роман, который якобы был у меня с девушкой Ольгой. Хотя созданный им образ советской девушки мне нравится.

Урок с использования технологии Фишбоун с применением межпредметныхсвязей

Цель урока:

  • сохранение памяти о Великой Отечественной войне и ее героях;
  • развитие представлений обучающихся об ответственном гражданском поведении на примерах отважных поступков участников Великой Отечественной войны;
  • воспитание у обучающихся патриотизма и духовно-нравственных ориентиров;
  • мотивировка обучающихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям;
  • повышению престижа служения Отечеству, готовности встать на его защиту.

В основе Фишбоуна - схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова - проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) - на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) - факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост - ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

В качестве примера для заполнения учащимся можно предложить следующие вопросы:

  1. Голова - легко ли совершить подвиг.
  2. Верхние косточки - герои смелые, хочется жить; нужно защищать Родину.
  3. Нижние косточки - мастерство летчика, выдержка героя, любовь к Родине.
  4. Хвост - каждый человек может стать героем, если он патриот.

После составления фишбоуна можно предложить учащимся подготовить сообщение о великом летчике А. Мересьеве. (связь с историей)

Предложенные варианты проведения урока отражают взаимосвязь литературы как искусства слова с историей в формировании патриотизма для того, чтобы выйти на определенный результат: воспитать духовно-нравственную личность с социально-активной жизненной позицией.

А в заключение хочется привести слова Алексея Маресьева: "Что я делаю сегодня в защиту мира? Нет сейчас более почетной, более благородной, более высокой цели, чем борьба за мир. Это обязанность каждого человека…"

И мы, учителя-словесники, с помощью слова воспитывая гражданина и патриота, с достоинством выполняем свою обязанность. Спасибо за внимание!

Размер:
62.56 Kb
Скачали:
25

Метки к статье: обмен опытом, литература