Статья: Гражданско-патриотическое воспитание школьников

Детство человека неразрывно связано с его малой родиной – семьей, школой. С отношения к ним начинается любовь или равнодушие к родной речи, к своей стране, к ее прошлому, настоящему, а затем ко всему человечеству и его ценностям.

Школа должна дать не только обширные теоретические знания, но и подготовить ученика к реалиям жизни, с которыми он столкнется после окончания общеобразовательного учебного учреждения.

Нам, учителям и классным руководителям, необходимо воспитывать людей, для которых совершенно естественным станет поведение в рамках закона. Именно это в конечном счете и станет основой для возрождения былого могущества России. Поэтому основой моей воспитательной программы и стало патриотическое и гражданское воспитание. "Я – гражданин России!". Как гордо звучат эти слова!

К. Д. Ушинский писал: "Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа". Это справедливо, ведь гражданское и патриотическое воспитание – залог успешного воспитания подрастающего поколения.

Гражданско-патриотическое воспитание школьниковГражданско-патриотическое воспитание школьников

Патриотическое воспитание школьников – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга.

Задача классного руководителя – задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выработать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня идти к намеченной цели.

И пусть это тихое, почти незаметное движение вперед окрыляет и дает новые силы для дальнейшей работы. Только так мы можем воспитать новое поколение, которое выдержит все испытания и трудности, выпавшие на долю нашей Отчизны. Именно новое поколение воссоздает свое Отечество, потому что жива его история, а значит, жива и Россия.

Мои шестиклассники учатся уважению к предкам. Они обязательно будут знать, что передать потомкам. Я хочу, чтобы мои ученики не выросли "Иванами, не помнящими родства", чтобы они любили свою культуру, семью, впечатления детства, школу, дом, славный город Рязань, прославившийся трудовыми и ратными подвигами, свою историю.

Я сама неравнодушный человек и болею за свою страну, за будущее нации. Я воспитываю учеников на примерах славных сынов России, каждый из которых "сторицей возвратил то, что получил от нее".

В своей работе исхожу из того, что все дети без исключения талантливы. Каждый ребенок может проявить себя хотя бы в одной из сфер: интеллектуальной, художественной, сферах общения и лидерства. Опираясь на индивидуальный уровень развития, создаю для каждого ученика ситуацию успеха ежедневно. Отмечаю каждое достижение ребенка и не в сравнении с достижениями других, а в сравнении с самим собой, со своими вчерашними достижениями.

Учу детей общению, умению говорить и слушать, использую учебные и внеклассные занятия для воспитания таких сильных чувств, как патриотизм, честь, совесть, сострадание. Ведь это именно то, что может подвигнуть человека на величайшее бескорыстие, самоотдачу, преданность Родине.

Всегда волнует вопрос не только, кем станут учащиеся, а главное – какими они будут. Как добиться того, чтобы каждый ученик достойно нес высокое звание гражданина своей Родины?

Приоритетное место в моей работе занимает формирование у учащихся нравственных ценностных ориентиров, мотивов нравственного поведения, опыта самооценки и оценки поведения других людей с позиций добра и зла, формирование у школьников таких свойств личности, как:

  • чувство собственного достоинства, уважение к себе;
  • требовательность к себе, ответственность;
  • отрицательное отношение к унижению, оскорбительному обращению;
  • протест против любых проявлений насилия, стремление защитить свою честь;
  • уверенность в себе;
  • умение не падать духом при неудачах;
  • вера в добро, в справедливость.

Основная моя цель – воспитание любви к Родине и формирование умения нести ответственность за будущее своей страны. Поэтому мною определены следующие задачи гражданско-патриотического воспитания школьников:

  • воспитывать личность, осознающую достоинства человека, терпимость;
  • формировать умения разрешать конфликты ненасильственным путем;
  • воспитывать гражданские чувства школьников: уважение к своему народу, тягу к месту своего рождения;
  • формировать гражданственную позицию ученика: "Я – россиянин";
  • развивать познавательные интересы, потребности в изучении культурно-исторических традиций родного города, края, страны, других народов.

Хочется вспомнить слова известного педагога А. С. Макаренко: "В нашем современном мире мало покоя и счастья, но много противоречий и отчаянья. На каждом шагу мы сталкиваемся с упадком общества. Люди проявляют все большую отчужденность друг от друга. И в это нелегкое время нам доверили воспитание детей". К сожалению, эти слова актуальны и для нашего времени. Усвоение человеческой, нравственной культуры ребенку не дается легко и сразу, поэтому необходимо помочь человеку стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия.

В своей работе я использую следующие формы:

  • уроки мужества,
  • классные часы,
  • экскурсии в музеи,
  • анкетирование,
  • благотворительные акции,
  • часы общения,
  • внеклассные мероприятия.

С пятого класса на уроках и мероприятиях по гражданско-правовому воспитанию знакомлю с понятиями "гражданин", "государство", "законы", "права и обязанности", "декларация прав ребенка", "государственные символы: герб, флаг, гимн". Эти понятия расширились у шестиклассников в этом году, так как мы принимали участие в Онлайн-игре с учащимися города Севастополя "Мы знаем Ваш город" (сотрудничество с областной детской библиотекой).

На классном часе "Славный город Рязань" учащиеся с помощью компьютерной презентации совершили экскурсию по достопримечательностям родного города. На таких мероприятиях дети должны почувствовать, что они являются частью народа огромной страны, что они граждане России, россияне. Начинаю знакомство детей с малой Родины – города, где они живут, и постепенно подвожу к пониманию того, что город часть большой страны, а дети – жители России, граждане страны, у которого есть права и обязанности.

Понятие "гражданин" неразрывно связано с понятием "патриот". Без любви к Родине и уважения к ее истории и культуре невозможно воспитать гражданина и патриота своей страны, сформировать чувство собственного достоинства. Огромное количество примеров истинного патриотизма оставила для нас Великая Отечественная война.
Для уроков и внеклассных мероприятий, посвященных этой теме, подбираю материал яркий, убедительный, основанный на подвигах героев, примерах мужества и отваги. Истинный гражданин и патриот должен быть еще и человеком воспитанным и терпимым по отношению к другим людям.

Поэтому, в мою систему воспитательной работы прочно вошли такие формы организации воспитательной деятельности, как классные часы, беседы, практикумы на темы поведения и здорового образа жизни: "Умеем ли мы общаться", "Учимся толерантности", "Добрым быть совсем не просто" и другие.

Обязательно вовлекаю родителей в учебно-воспитательный процесс и во внеурочную досуговую деятельность. На классных родительских собраниях также обсуждаются вопросы гражданско-патриотического воспитания (например, родительское собрание "Растить гражданина").

Двери нашего класса всегда открыты для родителей. А они, в свою очередь, всегда рады помочь своим детям. В формировании патриотических чувств моих учеников одно из ведущих мест принадлежит государственной символике.

На классных часах, начиная с 5 класса, я каждый год провожу активную работу по воспитанию у учеников чувства гордости и уважения к символам своей страны, они знакомятся с обширной информацией по данной теме. За годы работы мною были разработаны и проведены по данной теме открытые уроки и внеклассные мероприятия: "Умники и умницы", урок "Государственные символы России" и другие.

Я верю, что стране нужны люди, любящие Родину. Что в настоящее время воспитание гражданина и патриота – первоочередная государственная задача.
Результат своей работы как классного руководителя вижу в том, чтобы мои выпускники твердо усвоили важную истину: человек без патриотизма и чувства гражданственности по сути не имеет своей страны. Родина, как и мать, дается только раз в жизни. Родина – дом человека. А свой дом не строят из кирпичей равнодушия, злобы и национальной вражды.

Я – педагог. Как воспитывать детей, если вместе с ними не создавать что-то новое, не творить вместе с ними. Внимательно присматриваюсь к детям. Ребенок творит, и педагог творит себя как личность. Творит свой Урок, на котором дети сами захотят решать свои проблемы, потому что это трудно и интересно. Творит своих учеников, не копию свою, а творцов, которые увидят больше, которые поймут глубже, которые пойдут дальше.

У педагога всегда должны быть любовь, силы и желание "сердце отдавать детям". Педагог в переводе с древнегреческого "детоводитель". Куда я поведу своих учеников? Решив стать учителем и воспитателем, я выбрала свой пусть по лестнице жизни к ее вершинам: Добру, Истине, Любви.

Размер:
13.05 Kb
Скачали:
3

Метки к статье: обмен опытом