Один из проблемных аспектов изучения истории Великой Отечественной войны в школе

В этом году мы отмечаем 75-летие Великой Победы 1945 года, окончание Второй мировой войны.

Идеологический вакуум, который образовался в нашей стране и в нашем сознании после 1991 года, в качестве нациообразующей идеи стала использоваться память о Великой Отечественной, о Второй мировой войне, потому что память эта живая, она еще не стала историей в собственном смысле слова.

Таким образом вопрос изучения истории Великой Отечественной войны в школе - это не только вопрос, касающийся собственно истории как науки, но и вопрос идеологии и политики. Поэтому память о Великой Победе подвергается регулярным атакам в отечественных и зарубежных СМИ.

Существует стремление десакрализировать роль и значение этой Победы в истории нашей страны, принизить героический подвиг народов России и народов всего постсоветского пространства, обелить тех, кто сотрудничал и служил немецко-фашистским оккупантам, замолчать преступления гитлеровцев на нашей земле, более того, оправдать вероломное нападение нацистской Германии на Советский Союз.

Как следствие, появилось большое количество "ниспровергателей мифов", своеобразных иконоборцев, которые путем вскрытия "белых пятен" в истории войны, дегероизации бывших героев и постановки на пьедестал новых, пытаются не только переписать историю Великой Отечественной войны, но и сформировать новую систему представлений о войне, навязав ее новому поколению россиян.

Также следует упомянуть, что во многих государствах постсоветского пространства активно подвергается ревизии история Великой Отечественной войны. Так, во многих странах бывшего Советского Союза просто не используется термин Великая Отечественная война, вместо него используется понятие советско-германская война.

Более того, в украинских учебниках утверждается, что Вторая мировая война была совместно развязана СССР и гитлеровской Германией в результате заключения ими пакт Молотова-Риббентропа. Во многом такие же взгляды на события 1939-1945 гг. существуют в латвийских, литовских, эстонских и грузинских учебниках.

Кроме политического компонента существует и собственно историческая составляющая проблемы изучения Великой Отечественной войны в школе. В истории нашей страны было множество войн, большинство из которых были победоносными для русского оружия. Соответственно, возникает вопрос - почему именно этой войне придается такое значение и такое звучание в истории нашей страны, ведь все меньше остается очевидцев событий.

Исчезает живая память о войне, современная молодежь формирует представления о происходившем в мире в 1939-1945 гг. на основе художественных фильмов и телепередач, зачастую весьма сомнительного качества; компьютерных игр, которые как правило искажают самые очевидные исторические факты; при изучении истории в школе, при проведении патриотических мероприятий, часто упускается самое важное - за цветастыми фразами и эмоциями, за битвами и стрелочками на картах размывается суть трагедии, развернувшейся на нашей земле в 1941-1945 гг. и, поставившей на грань выживания целые народы.

В силу всего выше сказанного насущно требуется совершенствовать систему преподавания истории Второй мировой и Великой Отечественной войны в школе.
Начиная с 2015 года в России была проведена реформа школьного исторического образования: произошел возврат к линейной системе преподавания истории, изданы новые учебные пособия.

В существующей программе истории для 10-11 классов базового уровня для изучения Великой Отечественной и Второй мировой войны предусмотрено 6 часов:

1. Дипломатическое признание СССР. Внешнеполитическая стратегия СССР между мировыми войнами.

2. Великая Отечественная война. Основные этапы военных действий.

3. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны.

4. Партизанское движение. Тыл в годы войны

5. Идеология и культура в годы войны.

6. СССР в антигитлеровской коалиции

7. Роль СССР во второй мировой войне.

Как видим, из тематического списка основное внимание уделяется ведению боевых действий, героизму советских людей на фронтах и в тылу. Вместе с тем ключевые темы, которые выделяют эту войну в истории народов России и всех народов Советского Союза раскрываются недостаточно.

По большому счету на них отдается максимум один час, в рамках темы "Партизанское движение. Тыл в годы войны". Именно здесь следует рассказать о генеральном плане "Ост", о войне на истребление, которую с народами СССР вела нацистская Германия, о расовой доктрине и концепции "жизненного пространства" и их применении на оккупированной советской территории, об "окончательном решении еврейского вопроса" и его реализации на захваченных территориях Советского Союза, о "плане Бакке" и его реализации, об "остарбайтерах" и их судьбе на работах в Германии.

То есть всего того, что историк Лев Александрович Безыменский справедливо называл "планом ликвидации славянства в России". В результате серьезного изучения этих вопросов, на которые следует выделить не менее 1,5 часов. Для учащихся станет ясно, что Великая Отечественная война не просто рядовая военная кампания в истории России, а борьба за выживание не только российского государства, но и прямого физического выживания народов России.

После этого станут понятны мотивы людей на фронте, которые совершали героические подвиги и жертвовали своими жизнями. После этого станет понятно величие и таланты наших полководцев и государственных деятелей, ибо каждый лишний день войны - это тысячи и десятки тысяч наших соотечественников, которые погибнут от голода, издевательств, непомерной работы или прямого уничтожения оккупантов на захваченных территориях страны.

На мой взгляд, без подобных изменений в изучение истории Великой Отечественной и Второй мировой войны в школе, в условиях, когда прямые свидетели событий, в силу естественных причин, уходят от нас, мы не сможем решить ни собственно историческую (предметную), ни политическую проблему изучения данного периода истории нашей Родины.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: история, ВОВ