Актуальность выбранной тематики связана с острой необходимостью модернизации современного исторического образования. Если преподаватель идеализирует, искажает или неточно доносит до ученика исторические факты и события, то это может привести к очень серьезным и пагубным последствиям.
Так, школьник 5 класса, в равной степени, как и школьник начальной ступени обучения стремится к накоплению исторических знаний, много расспрашивает учителя.
Его интересуют детали одежды рыцарей, доблесть и мужество в походах, они тут же на переменах затевают гладиаторские бои или рыцарские турниры.
Учащийся стремится не столько к накоплению исторических фактов, сколько к их осмыслению и обобщению; он стремится к установлению логических связей между историческими фактами, раскрытию закономерностей. В старших классах растет удельный вес знаний, которые учащиеся получают самостоятельно. В этом возрасте растет интерес к тем элементам знаний, которые относятся к вопросам политики, морали, искусства.
Происходит дифференциация интересов школьников: одни интересуются точными дисциплинами, другие - гуманитарными. На современном этапе "меняется образовательная парадигма", приоритетной целью образования становится уже не передача суммы знаний, а развитие личности - каждого ученика, что является результатом процесса социализации его в обществе, а главное – в школе.
В соответствии с этими идеями требования ФГОС по истории, впервые сформулированы не в виде перечня отдельных знаний, а в виде умений по оперированию этими знаниями! Текст требований к уровню подготовки выпускников основной школы по истории разделен подзаголовками на три части: "уметь" - 67%; "использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни" - 23%; "знать" - 10% требований.
К слову, родительская общественность уже давно сформулировала новый социальный заказ: учите наших детей в школе тому, что нужно в жизни: самостоятельности, коммуникабельности, целеустремленности и т.д. Современные дети значительно более раскрепощены, информированы, нежели дети 15-20 лет назад. Большинство из них уже не в состоянии работать в рамках репродуктивных форм, отвечают на них резким снижением мотивации к учебе.
Но сейчас все увлечены компьютеризацией и у этого процесса есть свои минусы. Какие? Стремление очень многих учащихся получить знания легко и поверхностно при помощи сети Интернет. Особенно вредно восприятие чужих мнений, случайные знания, например: "Википедия" и др.
В результате чего у учащихся отсутствует критическое мышление, и любая информация воспринимается как истина. Отсюда генерируется также ряд других проблем, а именно:
Исторические факты являются частью нашего современного культурного пространства (картины, художественные фильмы, книги), в котором необходимо ориентироваться любому человеку. Следовательно, цель изучения истории - не снабдить человека большим количеством исторических знаний. а помочь ему сформировать собственную, адекватную научным представлениям картину прошлого и с ее помощью систематизировать или добывать любые исторические знания, которые пригодится ему в жизни.
Слушая выпуски новостей по радио или телевидению, ситуациях, человек сталкивается с необходимостью понимать и использовать в своем общении такие слова, как например, "государство", "закон", "права", "экономика - и т.д. Следовательно, цель изучения истории для конкретного человека - овладеть умениями по использованию абстрактных общественно-исторических понятии и при необходимости наращивать свои знания, применяя их в повседневной жизни чтобы рассматривать общественные процессы в развитии: объяснять причины и прогнозировать последствия.
Это формирование не открытого исторического мышления. Зачастую в жизни нам необходимо просчитать последствия своего поступка, понять причины, мотивы поведения других людей. Без этого невозможно строить свою деятельность и общение. Умение выделять причины и прогнозировать последствия легче всего выращивать, изучая именно историю, это предполагает: во-первых, самостоятельное осмысленное выделение различных вариантов причинно-следственных взаимосвязей; во-вторых, восприятие исторических фактов как результата действий конкретных личностей, у каждой из которых были свои мотивы поведения, определившие характер этих событий.
Анализ поступков исторических личностей сейчас, как известно включен в ЕГЭ по истории (как российских, так и зарубежных). Обязательно включение вопросов, направленных на анализ противоречивости деятельности многих выдающихся деятелей (князь Святослав, Иван Калита, Иван Грозный, Петр I и другие исторические деятели). Учитель вместо объявления темы начинает урок с создания проблемной ситуации - предъявляя, например, ученикам два противоречивых мнения, факта.
Осознание противоречия вызывает удивление, а вопросы учителя ориентируют учеников на самостоятельное формулирование учебной проблемы - основного вопроса урока, вытекающего из противоречия. Это первый и важнейший этап урока - постановка проблемы самими учениками. Учебной проблемой может быть как нерешенный научный вопрос (например, "Кто является создателем государства Русь - норманны или славяне?"), так и вопрос, актуальный только в процессе изучения материала. (Например, "Почему маленькие греческие города-государства смогли победить могучую Персидскую державу?")
Современный урок должен начинаться с создания проблемной ситуации учителем и формулированием проблемы учениками. Далее он продолжается диалогом учителя и учениками, затем идет поиск решения проблемы, открытие учениками нового знания, объяснение решение проблемы и применения нового знания.
Учитель, преподающий историю, хорошо знаком с трудностями, возникающими из-за слабого развития воображения учащихся данной категории даже в старших классах. Приемы, способствующие решению этой задачи, могут быть следующими:
Человек является органической частью и природы, и общества. Поэтому психология имеет тесные связи с многими науками: социальными, биологическими - со всеми, которые в той или иной степени касаются человека. Так же, как невозможно понять психику и поведение современного человека без глубокого знания его биологических начал, устройства и законов функционирования организма, трудно рассчитывать на их понимание без знания социальных наук, в частности истории.