Современный урок литературы не ограничивается прочтением текста художественного произведения. Чтобы кадет взял и прочитал программную книгу, надо приложить немало усилий.
Современный ученик предпочитает все увидеть, лицезреть, да чтобы поярче, с различными эффектами, красочными картинками. А при изучении классических произведений как быть?
Вот тут-то и приходит на помощь кинематограф. Век удивительный, огромное количество возможностей: и телевизор, и компьютер, и мультимедийные комплексы с интерактивными досками и видео - проекторами, планшеты, аудиокниги.
В кадетском корпусе ребята не готовят себя к литературной деятельности (хотя многие пишут прекрасные стихи, удивительно эмоционально читают их на уроках), для большинства главное – это военная служба, прыжки с парашютом, разведка, информационная защита, тактика, стратегия. Задача учителя литературы – повернуть ученика к книге, заинтересовать судьбой героя, помочь понять и оценить его поступки, извлечь для себя нравственный урок, задуматься над собственной жизнью, научить понимать окружающий мир, разбираться в людях.
В программе развития кадетского военного корпуса главной идеей является военная направленность и патриотическое воспитание.
Я убедилась в том, что при изучении повести В.П. Катаева "Сын полка" в 6-м классе огромное значение имеет показ кинофрагментов из одноименного фильма. Заранее ребята не смотрели этот фильм. На первом уроке они читали интересные эпизоды, пересказывали, инсценировали, составляли синквейны.
А вот на втором уроке их вниманию были предложены фрагменты из кинофильма. Их было несколько: Ваня постигает азы военной жизни, Ваня на допросе, "обманывает" Биденко, Ваня на поле сражения, Ваня уезжает в суворовское училище. И совсем иначе кадеты воспринимают художественное произведение, события, которые так далеки от них. Кто-то незаметно начинает поправлять форму, расправлять плечи.
Последние эпизоды никого не оставляют равнодушными. Эмоции переполняют каждого. Ребята учатся чувствовать, переживать, ценить дружбу, искренне любить. Не остались кадеты равнодушными, посмотрев кинофильм и прочитав повесть Б.Н. Полевого "Повесть о настоящем человеке".
Мнение ребят было однозначно – такие кинофильмы и книги учат их быть стойкими, преодолевать трудности, стремиться к цели. Урок по данному произведению закончился чтением стихотворений собственного сочинения. Например, звучали такие строки:
Появились на свет уже после войны
Мы, вполне уже мирные дети.
Но как эхо для нас те кровавые дни
Страшной бойни с врагом и то лихолетье...
Мы, кадеты, не знаем войны,
Но судьбам нашим так это близко!
Не забудется подвиг дедов и отцов
И их бесстрашие во имя Победы!
Да, не знаем войны мы лицо,
Но верим: нам ее не изведать!
Был он храбрым, непокорным,
Не боялся он смертей.
С нами жив он и сегодня:
В душах и сердцах людей.
Храбрый он, Герой Союза,
До Берлина бил врага,
Ранен был, но сила духа
Шла на выручку всегда!
Легендарный летчик-воин,
Мы пример с тебя берем!
Вечной памяти достоин!
Мы твоим путем идем!
Несовершенны эти строки, а сколько в них чувства и искренности. И постепенно появляется интерес к чтению "несовременной" для нынешней молодежи литературы, но такой значимой и интересной для будущих защитников страны, к просмотру кинофильмов о тех страшных и героических днях.
Для девятиклассников огромное значение имеет показ кинофрагментов из фильма по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека".
Перед началом беседы по содержанию этого произведения рекомендую кадетам посмотреть художественный фильм, чтобы в процессе обсуждения заинтересовать их историческими событиями периода Великой Отечественной войны, заставить осмыслить весь ужас фашистского плена, восхититься мужеством рядового солдата Андрея Соколова, его стойкостью и жизнелюбием.
На уроках смотрим только два эпизода – психологический поединок Соколова с комендантом Мюллером и встреча с Ванюшкой. Сам процесс восприятия фильма способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитывает уважение к защитникам Родины.
В 10 классе приходится заранее продумывать серию уроков по творчеству Л.Н. Толстого. Не все кадеты успевают прочитать большое по объему произведение. Необходимо искать способы заинтересовать ребят содержанием и формой романа-эпопеи "Война и мир". На помощь приходит художественный фильм С. Бондарчука. Эпизоды батальных сцен войны 1805-1807 годов, Аустерлицкое сражение, изображение Кутузова.
Фрагменты удивительны тем, что очень близки тексту. Ребята следят (заранее указываю части, главы) по тексту, значит, работает и воображение, и восприятие. Образ Пьера Безухова ярко и точно представлен в эпизоде, когда он, одержимый идеей убить Наполеона, бродит по захваченной французами Москве. Обращаю внимание на лица кадет: идет формирование общечеловеческих ценностей, морально-нравственных качеств, появляется интерес прочитать дальше, узнать, что будет с мирным человеком, оказавшимся в этом аду.
В 16-17 лет ребят интересует взаимоотношение Наташи и Андрея, Пьера и Элен. Эмоционально трогательный эпизод первого бала Наташи Ростовой комментирую в надежде на то, что мои воспитанники будут уважительно относиться к чувствам девушки, научатся видеть истинную душевную красоту.
К 11 классу кадеты уже подготовленные читатели и зрители. Со списком литературы для чтения летом я рекомендую посмотреть и художественные фильмы, по мотивам произведений. В первую очередь, роман М.А. Шолохова "Тихий Дон". На уроках использую только два-три эпизода, но в беседах кадеты делятся впечатлениями по всему фильму. Изображение быта и жизни казачества, природы совпадают с книжным описанием.
А многие ребята вспоминают и то, как по-настоящему вдыхали запах свежескошенной травы, помогая родителям в поле, грозу, молнии которой рассекали небо. И совсем по-иному воспринимается эпизод "Наталья Ильинична и Наталья во время грозы".
В кадетском военном корпусе художественный фильм стал эффективным воспитательным средством воздействия на морально-нравственный облик кадета. Кинофрагменты уроков дают широкий выбор проблемных ситуаций, представленных эмоционально и увлекательно, учат понимать, переживать, сострадать, сочувствовать, размышлять над прочитанным, делать выводы, извлекать нравственные уроки.
Несколько лет в корпусе работает киностудия, кадеты под руководством опытного руководителя учатся снимать интересные моменты из кадетской жизни, монтировать небольшие тематические ролики, писать сценарии документальных фильмов.
И прав Ю. Лотман, говоря, что "разные виды искусства, обладая каждый своим языком, воссоздают разные миры, но только два из них – искусство слова и кинематограф пользуются целым набором языков, позволяющих воссоздать предельно полный образ реальности. Это делает их особенно значимыми в истории культуры".
Кинематограф и литература "маршируют" и будут "маршировать" по плацу и старинным лестницам старейшего в Сибири учебного заведения – кадетского военного корпуса.