Из опыта работы: Использование ресурсов кинематографа на уроках литературы

Современный урок литературы не ограничивается прочтением текста художественного произведения. Чтобы кадет взял и прочитал программную книгу, надо приложить немало усилий.

Современный ученик предпочитает все увидеть, лицезреть, да чтобы поярче, с различными эффектами, красочными картинками. А при изучении классических произведений как быть?

Вот тут-то и приходит на помощь кинематограф. Век удивительный, огромное количество возможностей: и телевизор, и компьютер, и мультимедийные комплексы с интерактивными досками и видео - проекторами, планшеты, аудиокниги.

В кадетском корпусе ребята не готовят себя к литературной деятельности (хотя многие пишут прекрасные стихи, удивительно эмоционально читают их на уроках), для большинства главное – это военная служба, прыжки с парашютом, разведка, информационная защита, тактика, стратегия. Задача учителя литературы – повернуть ученика к книге, заинтересовать судьбой героя, помочь понять и оценить его поступки, извлечь для себя нравственный урок, задуматься над собственной жизнью, научить понимать окружающий мир, разбираться в людях.

В программе развития кадетского военного корпуса главной идеей является военная направленность и патриотическое воспитание.

Я убедилась в том, что при изучении повести В.П. Катаева "Сын полка" в 6-м классе огромное значение имеет показ кинофрагментов из одноименного фильма. Заранее ребята не смотрели этот фильм. На первом уроке они читали интересные эпизоды, пересказывали, инсценировали, составляли синквейны.

А вот на втором уроке их вниманию были предложены фрагменты из кинофильма. Их было несколько: Ваня постигает азы военной жизни, Ваня на допросе, "обманывает" Биденко, Ваня на поле сражения, Ваня уезжает в суворовское училище. И совсем иначе кадеты воспринимают художественное произведение, события, которые так далеки от них. Кто-то незаметно начинает поправлять форму, расправлять плечи.

Последние эпизоды никого не оставляют равнодушными. Эмоции переполняют каждого. Ребята учатся чувствовать, переживать, ценить дружбу, искренне любить. Не остались кадеты равнодушными, посмотрев кинофильм и прочитав повесть Б.Н. Полевого "Повесть о настоящем человеке".

Кадры из кинофильма "Повесть о настоящем человеке"Кадры из кинофильма "Повесть о настоящем человеке"

Мнение ребят было однозначно – такие кинофильмы и книги учат их быть стойкими, преодолевать трудности, стремиться к цели. Урок по данному произведению закончился чтением стихотворений собственного сочинения. Например, звучали такие строки:

Появились на свет уже после войны
Мы, вполне уже мирные дети.
Но как эхо для нас те кровавые дни
Страшной бойни с врагом и то лихолетье...

Мы, кадеты, не знаем войны,
Но судьбам нашим так это близко!
Не забудется подвиг дедов и отцов

И их бесстрашие во имя Победы!
Да, не знаем войны мы лицо,
Но верим: нам ее не изведать!

Был он храбрым, непокорным,
Не боялся он смертей.
С нами жив он и сегодня:
В душах и сердцах людей.

Храбрый он, Герой Союза,
До Берлина бил врага,
Ранен был, но сила духа
Шла на выручку всегда!

Легендарный летчик-воин,
Мы пример с тебя берем!
Вечной памяти достоин!
Мы твоим путем идем!

Несовершенны эти строки, а сколько в них чувства и искренности. И постепенно появляется интерес к чтению "несовременной" для нынешней молодежи литературы, но такой значимой и интересной для будущих защитников страны, к просмотру кинофильмов о тех страшных и героических днях.

Для девятиклассников огромное значение имеет показ кинофрагментов из фильма по рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека".

Главный герой художественного фильма "Судьба человека"Главный герой художественного фильма "Судьба человека"

Перед началом беседы по содержанию этого произведения рекомендую кадетам посмотреть художественный фильм, чтобы в процессе обсуждения заинтересовать их историческими событиями периода Великой Отечественной войны, заставить осмыслить весь ужас фашистского плена, восхититься мужеством рядового солдата Андрея Соколова, его стойкостью и жизнелюбием.

На уроках смотрим только два эпизода – психологический поединок Соколова с комендантом Мюллером и встреча с Ванюшкой. Сам процесс восприятия фильма способствует развитию эмоциональной отзывчивости, воспитывает уважение к защитникам Родины.

В 10 классе приходится заранее продумывать серию уроков по творчеству Л.Н. Толстого. Не все кадеты успевают прочитать большое по объему произведение. Необходимо искать способы заинтересовать ребят содержанием и формой романа-эпопеи "Война и мир". На помощь приходит художественный фильм С. Бондарчука. Эпизоды батальных сцен войны 1805-1807 годов, Аустерлицкое сражение, изображение Кутузова.

На экране Аустерлицкое сражениеНа экране Аустерлицкое сражение

Фрагменты удивительны тем, что очень близки тексту. Ребята следят (заранее указываю части, главы) по тексту, значит, работает и воображение, и восприятие. Образ Пьера Безухова ярко и точно представлен в эпизоде, когда он, одержимый идеей убить Наполеона, бродит по захваченной французами Москве. Обращаю внимание на лица кадет: идет формирование общечеловеческих ценностей, морально-нравственных качеств, появляется интерес прочитать дальше, узнать, что будет с мирным человеком, оказавшимся в этом аду.

В 16-17 лет ребят интересует взаимоотношение Наташи и Андрея, Пьера и Элен. Эмоционально трогательный эпизод первого бала Наташи Ростовой комментирую в надежде на то, что мои воспитанники будут уважительно относиться к чувствам девушки, научатся видеть истинную душевную красоту.

К 11 классу кадеты уже подготовленные читатели и зрители. Со списком литературы для чтения летом я рекомендую посмотреть и художественные фильмы, по мотивам произведений. В первую очередь, роман М.А. Шолохова "Тихий Дон". На уроках использую только два-три эпизода, но в беседах кадеты делятся впечатлениями по всему фильму. Изображение быта и жизни казачества, природы совпадают с книжным описанием.

А многие ребята вспоминают и то, как по-настоящему вдыхали запах свежескошенной травы, помогая родителям в поле, грозу, молнии которой рассекали небо. И совсем по-иному воспринимается эпизод "Наталья Ильинична и Наталья во время грозы".

В кадетском военном корпусе художественный фильм стал эффективным воспитательным средством воздействия на морально-нравственный облик кадета. Кинофрагменты уроков дают широкий выбор проблемных ситуаций, представленных эмоционально и увлекательно, учат понимать, переживать, сострадать, сочувствовать, размышлять над прочитанным, делать выводы, извлекать нравственные уроки.

Несколько лет в корпусе работает киностудия, кадеты под руководством опытного руководителя учатся снимать интересные моменты из кадетской жизни, монтировать небольшие тематические ролики, писать сценарии документальных фильмов.

И прав Ю. Лотман, говоря, что "разные виды искусства, обладая каждый своим языком, воссоздают разные миры, но только два из них – искусство слова и кинематограф пользуются целым набором языков, позволяющих воссоздать предельно полный образ реальности. Это делает их особенно значимыми в истории культуры".

Кинематограф и литература "маршируют" и будут "маршировать" по плацу и старинным лестницам старейшего в Сибири учебного заведения – кадетского военного корпуса.

Размер:
16.84 Kb
Скачали:
8

Метки к статье: обмен опытом, литература