Изучение проблемы выявления психологических особенностей агрессивности воспитанников ДОУ МО РФ не является процессом завершенным. Избежать подростковой агрессии совсем невозможно, особенно в условиях обучения в довузовских общеобразовательных учреждениях (ДОУ) МО РФ.
Обучаясь в учреждениях данного типа, подростки сталкиваются с большим количеством, проблем, и трудностей, на которые также накладывается и период переходного возраст.
Это время не только психологических, но и физиологических изменений в организме.
Агрессия подростков во многом связанна с половым созреванием. Задача воспитателей, родителей — свести проявления подростковой агрессии к минимуму, чтобы ребенок не причинил вред себе и окружающим. В данной статье, хотелось бы рассмотреть одну из сторон этого процесса - важность и необходимость учета психологических особенностей личности воспитанников при выборе способов коррекционного воздействия на личность.
Снижение уровня совершения воспитанниками таких видов отклонений в поведении как нетоварищеские отношения, нетактичное (хамское) поведение с воспитателями (преподавателями), самовольное оставление корпуса (училища), превышение полномочий и д.р. должно строиться на выявление лиц склонных к открытому проявлению агрессии. Дальнейшая перспектива видится в разработке необходимых программ для различных категорий воспитанников учитывающих особенности обучения в ДОУ МО РФ.
Проанализировав зарубежную и отечественную литературу, можно сделать вывод что:
Вербальная агрессия является одним из видов агрессивного поведения. Вербальная агрессия - это выражение негативных эмоций и чувств посредством слов. В настоящее время это одна из самых распространенных форм агрессивного реагирования человека на негативные изменения окружающей социальной среды. Вербальная агрессия может выражаться с помощью множества различных способов. Крик, ссора, критика, разговор на повышенных тонах, язвительное замечание - это все проявления вербальной агрессии.
На агрессивность отдельных категорий воспитанников также влияют особенности обучения в ДОУ МО РФ. К ним можно отнести: длительное нахождение в замкнутом пространстве, общение с ограниченным контингентом людей, постоянное нахождение в готовности к выполнению поставленных задач, ограниченное получение информации, и ограничение, столь модного в наше время, общения в соцсетях.
Воспитанники склонны к проявлению всех видов агрессии. Преобладающими являются физическая и вербальная агрессия, что свидетельствует о возможности проявления открытого агрессивного поведения исследуемых воспитанников в социальных контактах.
Агрессивность в поведении воспитанников является одной из основных причин возникновения девиаций. Но формы ее проявления различны в соответствующих ситуациях. Так, например, физическая агрессия может стать для агрессора действенным способом разрешения противоречий, но одновременно породить девиации со стороны оппонента. А применение вербальной агрессии в некоторых ситуациях может стать еще более опасным. Т.к. она может побудить в оппоненте, как физическую агрессию, так и привести его в состояние фрустрации.
Рассмотрев свойства личности у воспитанников 5 - 11 классов, мы выяснили что: преобладающими свойствами личности у них являются общительность и открытость, что говорит о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.
У кадет младших курсов (5-6 класс) по уровню речевой агрессивности было выявлено преобладание вербальная агрессия в отличии от воспитанников более старших курсов, у которых преобладает физическая агрессия.
Исходя из опыта работы и анализа поведения обучающихся 5-11 классов кадетского корпуса, в целях снижения агрессивности среди воспитанников ДОУ МО РФ, а как следствие улучшение дисциплины в подразделениях можно рекомендовать:
I. На уровне учебного учреждения
II. На личностном уровне
В целях минимизации агрессивности в коллективах, и снижения количества совершаемых отклонений в поведении воспитанниками, необходимо:
Реализация предложенных рекомендаций может существенно скорректировать направленность работы по минимизации конфликтов и отклонений в поведении воспитанников в современных условиях развития Вооруженных Сил.