Выявление психологических особенностей агрессивности у воспитанников ДОУ МО РФ

Изучение проблемы выявления психологических особенностей агрессивности воспитанников ДОУ МО РФ не является процессом завершенным. Избежать подростковой агрессии совсем невозможно, особенно в условиях обучения в довузовских общеобразовательных учреждениях (ДОУ) МО РФ.

Обучаясь в учреждениях данного типа, подростки сталкиваются с большим количеством, проблем, и трудностей, на которые также накладывается и период переходного возраст.

Это время не только психологических, но и физиологических изменений в организме.

Агрессия подростков во многом связанна с половым созреванием. Задача воспитателей, родителей — свести проявления подростковой агрессии к минимуму, чтобы ребенок не причинил вред себе и окружающим. В данной статье, хотелось бы рассмотреть одну из сторон этого процесса - важность и необходимость учета психологических особенностей личности воспитанников при выборе способов коррекционного воздействия на личность.

Снижение уровня совершения воспитанниками таких видов отклонений в поведении как нетоварищеские отношения, нетактичное (хамское) поведение с воспитателями (преподавателями), самовольное оставление корпуса (училища), превышение полномочий и д.р. должно строиться на выявление лиц склонных к открытому проявлению агрессии. Дальнейшая перспектива видится в разработке необходимых программ для различных категорий воспитанников учитывающих особенности обучения в ДОУ МО РФ.

Проанализировав зарубежную и отечественную литературу, можно сделать вывод что:

  • Вербальная агрессия - одна из форм проявления агрессивности.
  • Агрессивность - это ситуативное психическое состояние, вызывающее у человека эмоциональные, речевые и поведенческие реакции, она относится к возбужденным состояниям нервной системы.

Вербальная агрессия является одним из видов агрессивного поведения. Вербальная агрессия - это выражение негативных эмоций и чувств посредством слов. В настоящее время это одна из самых распространенных форм агрессивного реагирования человека на негативные изменения окружающей социальной среды. Вербальная агрессия может выражаться с помощью множества различных способов. Крик, ссора, критика, разговор на повышенных тонах, язвительное замечание - это все проявления вербальной агрессии.

Подростковая агрессивностьПодростковая агрессивность

На агрессивность отдельных категорий воспитанников также влияют особенности обучения в ДОУ МО РФ. К ним можно отнести: длительное нахождение в замкнутом пространстве, общение с ограниченным контингентом людей, постоянное нахождение в готовности к выполнению поставленных задач, ограниченное получение информации, и ограничение, столь модного в наше время, общения в соцсетях.

Воспитанники склонны к проявлению всех видов агрессии. Преобладающими являются физическая и вербальная агрессия, что свидетельствует о возможности проявления открытого агрессивного поведения исследуемых воспитанников в социальных контактах.

Агрессивность в поведении воспитанников является одной из основных причин возникновения девиаций. Но формы ее проявления различны в соответствующих ситуациях. Так, например, физическая агрессия может стать для агрессора действенным способом разрешения противоречий, но одновременно породить девиации со стороны оппонента. А применение вербальной агрессии в некоторых ситуациях может стать еще более опасным. Т.к. она может побудить в оппоненте, как физическую агрессию, так и привести его в состояние фрустрации.

Рассмотрев свойства личности у воспитанников 5 - 11 классов, мы выяснили что: преобладающими свойствами личности у них являются общительность и открытость, что говорит о наличии выраженной потребности в общении и постоянной готовности к удовлетворению этой потребности.

У кадет младших курсов (5-6 класс) по уровню речевой агрессивности было выявлено преобладание вербальная агрессия в отличии от воспитанников более старших курсов, у которых преобладает физическая агрессия.

Исходя из опыта работы и анализа поведения обучающихся 5-11 классов кадетского корпуса, в целях снижения агрессивности среди воспитанников ДОУ МО РФ, а как следствие улучшение дисциплины в подразделениях можно рекомендовать:

I. На уровне учебного учреждения

  1. Проводить исследования на выявление лиц склонных к открытому проявлению агрессии и проводить с ними индивидуально воспитательную работу, направленную на выявление причин появления агрессивности.
  2. Психологической службе учебного учреждения, систематически проводить инструктивно-методические занятия с воспитателями и преподавателями ДОУ МО РФ по «Психология отклоняющегося поведения» с целью раннего выявления воспитанников с склонных к открытому проявлению агрессии.
  3. Задействовать максимальное количество воспитанников в общественной деятельности класса, роты, корпуса, т.к. кадеты с высоким уровнем вербальной агрессии имеют большой запас к коммуникативной деятельности, что может, например, пригодиться, для подготовки концертов.
  4. Проводить мероприятия по выявлению воспитанников с оппозиционной манерой поведения, а также формальных и неформальных лидеров для проведения с ними мероприятий направленных на повышение дисциплинированности подразделения в целом.
  5. Для снижения уровня вербальной (речевой) агрессии проводить занятия по повышению культурного уровня воспитанников например: литературные вечера, вечера вопросов и ответов, занятия по культуре речи, походы в музеи и т.д., так как кадеты порой не понимают смысла употребляемых ими слов.
  6. Усилить воспитательную работу, направленную на укрепление товарищества в коллективе, и на увеличение соревновательности между подразделениями корпуса.

II. На личностном уровне

В целях минимизации агрессивности в коллективах, и снижения количества совершаемых отклонений в поведении воспитанниками, необходимо:

  1. Агрессивность повышается в случаях отсутствия у воспитанников дифференциации позитивных и негативных эмоций, для снижения агрессивности не обходимо проводить различные конкурсы, смотры в соответствии с возрастными рамками..
  2. Формировать у воспитанников правильное отношение к исполнению обязанностей кадета, подкрепляя нормативное поведение поощрениями, и наоборот.
  3. Обучать воспитанников простейшим способам саморегуляции в обычных, а так же трудных ситуациях воинской деятельности;
  4. Обучать воспитанников способам правильно реагировать на возникающие предпосылки агрессивного поведения, для чего рекомендуется применять в подразделениях социально - психологический тренинг для профилактики и предупреждения конфликтов и отклоняющегося поведения в воинских коллективах.

Реализация предложенных рекомендаций может существенно скорректировать направленность работы по минимизации конфликтов и отклонений в поведении воспитанников в современных условиях развития Вооруженных Сил.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом