Начальная школа в системе воспитания является ведущим звеном и именно на нее возложена особая ответственность за молодое поколение, поэтому и фундамент правового воспитания, правовой культуры и как следствие правовой социализации необходимо закладывать с младшего школьного возраста.
Первой и очень важной ступенью формирования гражданского самосознания является гражданско-правовое воспитание младших школьников.
Учащийся должен понимать, что он несет за свои поступки правовую ответственность в первую очередь перед собой, обществом и государством в целом.
В младших классах в урочное и внеурочное время часто используется рассказ на этическую тему. Нравственное содержание в нем проявляется путем яркого эмоционального изложения конкретных фактов и событий. Влияя на чувства, рассказ помогает учащимся понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения, дипломатическое, правовое разрешение конфликтов.
Наряду с рассказами на этические темы, учащиеся знакомятся с определенными социальными явлениями, которые встречаются в сюжетах знакомых детям сказок - в системе нравственных ценностей, рожденных духовной традицией своего народа. Этим требованиям отвечают многие произведения фольклора, русских и зарубежных писателей-сказочников.
Сила "сказочного слова" проникает в самое сердце ребенка, что способствует появлению у него живoго отклика на различные события жизни, оказывая влияние на эмоциональную сторону, затрагивая чувства и душу, незаметно закладывая в нем правовые задатки поведения.
Еще философ Е. Н. Трубецкой выделил три уровня жизнечувствия, которые отражены в русской сказке, как "три ее этажа: нижний, средний и высший", а также архетипы сказочных героев, такие как "дурак", "богатырь", "царь", "кощей", "Василиса Прекрасная", "мачеха" и т.п. На "нижнем этаже сказки" априори находятся герои, которым свойственны порочные жизненные идеалы, мечтающие о "легком хлебе".
Одним из простых способов обретения искомого жизненного идеала здесь представлены обман и воровство, что, к сожалению, все чаще находит свое воплощение в современном социуме. Напротив, архетипы героев "среднего" и "высшего этажа", отличаются своей мудростью, смекалкой и верой в силу правды.
Обращаясь к классическим сказкам, можно заметить, что многие из них могут служить иллюстрацией того или иного права, например:
Литературное художественное слово из века в век является мощным средством формирования ответственности, опыта этического выбора. Образы героев дают возможность ребятам во время чтения примерить на себя проблему и ощутить всю тяжесть последствий.
Следует отметить целое направление детской литературы, призванное социализировать школьников в контексте права, которое является отличным подспорьем во внеурочное время. Например, цикл книг Павла Астахова "Детям о праве", предлагающий столкновение юных героев с различной средой, начиная с магазина и улицы и заканчивая местами отдыха и другие.
В современной детской литературе можно встретить героев, которые с помощью технических "умных" приборов, "супер-силы" или волшебных приспособлений справляется с вполне обыденными социальными трудностями, забывая об истоках народной мудрости, где всегда прославлялись внутренние качества человека, например, такие как ум Василисы Премудрой, смекалка Иванушки-дурачка, патриотизм русских богатырей, доброта и кротость героинь русских сказок. В результате чего, к сожалению, на второй план уходит поиск реальных решений реальных проблем.
С целью формирования правосознания младших школьников следует использовать, в том числе и классические произведения советской эпохи, в которых была качественно освещена тема гражданственности. Например, "Тимур и его команда" А. П. Гайдара, где главный герой самостоятельно и при помощи товарищей справляется с недетскими проблемами.
Подводя итог, следует подчеркнуть многообразие форм работы с литературой: написание эссе и сочинений, пересказ, изложение, обсуждение и дискуссия, мозговой штурм, театральная постановка.
Среди инновационных методов выделяют разработку литературного квеста по сюжету произведения и написание фанфика. Не желая расставаться с любимыми героями, читатели пишут свои версии того, что могло бы произойти с ними, не противореча общей концепции книги. Безусловно, в квестах и фанфиках есть свой педагогический потенциал. Подобная форма обучения и воспитания может помочь ребятам в поисках ответов на вопросы: что привело персонажей к настоящему положению дел? что сделало человека таким, какой он есть? как изменить ситуацию в лучшую сторону?
Представленные аргументы позволяют говорить о том, что решение вопросов, проблем, базирующихся на опыте литературных персонажей, а также вдохновение примером героев художественных произведений обладает колоссальным педагогическим потенциалом в контексте морально-нравственного воспитания и правовой социализации младших школьников.