Выступление "Нравственное воспитание младшего школьника в рамках ФГОС"

Выступление на методическом объединении учителей начальной школы по теме «Нравственное воспитание младшего школьника в рамках ФГОС» (содержить презентацию)

Вопросы нравственного развития, воспитания, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда широкое распространение получают жестокость и насилие, а нравственные и культурные ценности уходят на задний план. (слайд 1).

Сегодня, на мой взгляд, актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи очевидна (слайд 2). Курение, распитие спиртных напитков, нецензурная брань, неуважительное отношение к другим воспринимаются ими как норма жизни (слайд 3). Уровень культуры и понятия об элементарных правилах этикета и приличия у молодежи вызывает недоумение. Проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Ребенка невозможно изолировать от социума и сформировать систему ценностей только в процессе обучения также невозможно (слайд 4).

Обучая, можно лишь с помощью слов сформировать представление о нравственных категориях, которые в сознании будут оставаться лишь «абстракцией», а чтобы эти категории стали внутренним регулятором поведения, необходимы иные эффективные пути и средства.
Лучшие традиции нравственного воспитания в течении многих веков отбирала и сохраняла народная педагогика (слайд 5).

Педагоги-классики полагали, что народная педагогика обогащает науку о воспитании, служит ее основой и опорой. Одним из источников изучения народной педагогики является фольклор. Мир фольклора открывает детям нравственные ценности русского народа: трудолюбие, милосердие, любовь к природе, к родной земле.

Народная культура воплощена в доступных для младших школьников формах: пословицах, поговорках, играх, песнях, сказках, загадках, костюмах, домашней утвари. Этот мир очень яркий и выразительный, поэтому интересен для детей. Изучение устного народного творчества формирует навыки межличностного общения, помогает учителю вести работу по сплочению классного коллектива, вовлекать в воспитательный процесс родителей.

К созданию авторской рабочей программы меня подтолкнули наблюдения за учащимися своего класса: их поведение и взаимоотношения внутри коллектива, (1класс – думали адаптация «затянувшаяся», но 2 класс – проблема все больше раскрывалась, ребята не всегда нравственно поступают, обижают друг друга, часто проявляется неуважительное отношение к окружающим людям, даже к родным (маме и бабушке), эгоизм – главная черта ребенка, ребенок – потребитель (даже такая мелочь, на день рождения дети угощают в классе одноклассников.

Две конфеты – кто сразу две съедает, а кто говорит, что одну я оставлю маме, братику…; кто при встрече с бабушкой после уроков скажет, привет бабулечка, обнимет, а кто будет кричать на всю рекреацию, если бабушка не так шапку одела!

В конце 2 класса провела (слайд 6) диагностику уровня сформированности понимания нравственных категорий и их проявления в поведении младших школьников. При анализе предложенных ситуаций не все правильно оценивают поступки героев. При ответе на вопрос «С кем бы ты хотел подружиться из героев литературных произведений или фильмов?» ребята ответили, что хотят дружить с человеком-пауком, с пиратами Карибского моря и несколькими героями иностранных непонятных мультфильмов.

Среди тридцати анкет детей не было ни одной, где был бы назван герой русской сказки или былины. На уроках литературного чтения дети показывали незнание народных сказок, что свидетельствует о редком обращении родителей и детей к произведениям русского народного творчества.

Таким образом, данные наблюдения указывают на необходимость пересмотра системы воспитательной работы класса, нравственному просвещению и воспитанию. На мой взгляд, попытаться решить данную проблему, связанную с повышением нравственной воспитанности младших школьников можно средствами устного народного творчества, т.е. фольклора.

Была разработана программа внеурочной деятельности (слайд 7) «Сундучок народной мудрости» для 3 класса, направленная на нравственное развитие младших школьников (слайд 8). Содержательная основа программы - народный фольклор. Она знакомит обучающихся с народными традициями, обычаями через словесные, художественные и музыкальные произведения созданные народом, формирует представление детей о нравственных категориях, нравственных ценностях.

Содержание программы учитывает возрастные особенности младшего школьника (слайд 9), предполагает использование различных форм и методов работы. Занятия проходили с использованием современных технологий - квест, увлекательных конкурсов, викторин, праздников, этических бесед, круглых столов, (слайд 10) выставок детского творчества, театрализации сказок, потешек; экскурсий в краеведческий, национальный музеи, коллективно-творческих дел.

Данная программа способствует активности младшего школьника, (слайд 11) его участию в обсуждении произведений народного творчества, пробуждению у ребенка интереса к внутреннему миру человека, его нравственной сущности, к его поступкам.

На занятиях внеурочной деятельности по программе «Сундучок народной мудрости» проводились такие ролевые игры, (слайд 12) как «Суд над Кощеем» (где дети были разбиты на группы: следователи, адвокаты, судьи...), «В школе Елены Премудрой», «Иван Дурак – за и против» (где состоялся диспут: ребята находили положительные и отрицательные черты характера героя в разных сказках и доказывали нужно ли быть на него похожим). Ребята с удовольствием инсценируют (слайд 13) произведения, не только сказки, но и потешки, небылицы.

При использовании игры ненавязчиво обогащается словарный запас, расширяется кругозор, прививается интерес к фольклору, развивается творческая фантазия, формируются нравственные качества. Создать благоприятные условия для включения каждого ученика в активную работу на занятии (слайд 14) помогают КТД.

С большим интересом прошло КТД «Книжки для детского сада». Ребята в группах изготовили книжки-малышки и подарили ребятам в детском саду. КТД «Наши мамы», где ребята оформляли газету о мамах, сочиняли, рисовали, подбирали пословицы, поговорки, придумывали загадки о чертах характера мамы (слайд 15).

КТД «Спеши делать добро» - мы подготовили концертную программу: народные танцы, песни и показали ее в интернате для необычных детей. КТД Фольклорные праздники «Праздник Урожая», «Масленица» знакомству с национальной русской культурой (слайд 16).

Мои учащиеся с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность. Готовят презентации о сказочных героях, об истории создания картин, книг, народных костюмов. Одно из таких занятий вылилось в неделю национального костюма (слайд 17). Внеурочка каждый день и дети каждый день рассказывали о русском костюме: мокшанский, эрзянский, татарский и украинский. Работа «Татарский национальный костюм» стала призером на городском конкурсе исследовательских работ (слайд 18).

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. В рамках данной программы был проведен конкурс проектов «Бабушка и дедушка – очаг мудрости». Ребята представляли свои работы с помощью сказки или частушек, много использовали пословиц, поговорок. Было интересно смотреть на их горящие глаза. И мне показалось, что они взглянули на бабушек и дедушек с другой стороны (а ведь раньше к ним было потребительское отношение).

Провожу для родителей консультации и беседы о нравственности, открытые занятия, «Вечерние посиделки», исследовательские работы «Древо моей семьи», (слайд 19) проект «Герб моей семьи», дни открытых дверей. Я считаю, ребенок всему учится в общении со взрослыми, ранний опыт создает тот фон, который ведет к нравственному развитию личности младшего школьника (слайд 20).

Самое большое противоречие возникло в вопросе об отношении к жизненным ценностям (деньги и корысть имеют слишком большой вес в современной жизни).

Сейчас в 1 классе я начала апробировать программу для 1 класса. Провела диагностику, наблюдаю и вижу, что мало, что изменилось в семейном воспитании, дети также не знают сказок, загадок и т. д. А поведение …, отношение друг к другу, к взрослым оставляют желать лучшего. Сейчас на занятиях мы читаем сказки, учимся их анализировать, переносим смысл и поступки героев в реальную жизнь, работаем с пословицами, знакомимся с малыми жанрами фольклора.

В заключении мне бы хотелось сравнить каждого своего воспитанника с цветком. Смотреть, как растет маленький человек, - все равно, что наблюдать, как из крошечного бутона распускается цветок. Никто не знает точно, каким он будет, когда расцветет, - можно только мечтать и надеяться.

Спасибо за внимание!

Автор: Ганаева Светлана Александровна, учитель начальных классов МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа № 17», г. Саранск
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!