Диагностика уровня сформированности у детей межличностных взаимодействий

Актуальность темы - формирование межличностного взаимодействия младших школьников является одной из самых актуальных задач, стоящих перед современными педагогами. 

Необходимость поиска решения этой задачи обусловлена тем, что становление межличностных отношений младших школьников напрямую связано с развитием личности, становлением характера, с нишей, которую ребенок занимает в коллективе, и, какую роль он в нем играет.

Тема межличностных отношений рассматривается в работах: Г. Абрамовой, Н. Амрекулова, Л. Столяренко, Е. Рогова, Ш. Амонашвили, А. Бодалева и др.

Вопросы в общении детей в коллективе освещали такие психологи, как А. Асмолов, А. Лутошкин, А. Бодалев.

Словарь практического психолога под ред. Л. Анциферовой определяет межличностные отношения, как субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний людей в ходе совместной деятельности и общения.

Качество работы учителя непосредственно зависит от того, умеет ли он оценить реальное состояние подготовки и уровень взаимодействия своих учеников. Если контроль знаний и умений проводится систематически, то уровень взаимоотношений практически не известен учителю без проверки коммуникативных навыков и сплоченности коллектива. Знание уровня сформированности у младших школьников межличностного взаимодействия позволит учитывать те трудности, с которыми сталкиваются учащиеся, и корректировать методику обучения и воспитания. 

Экспериментальное исследование проводилось на протяжении 2011-2012 учебного года на базе ЯУВК "Школа-лицей № 9". В эксперименте принимало участие 34 учащихся, 13 мальчиков и 21 девочка. Из них 17 учащихся составили экспериментальную группу и 17 учащихся – контрольную группу. Результаты эксперимента являются основанием для поиска новых форм, методов, приемов обучения и воспитания.

Для определения уровня сформированности у детей межличностных взаимоотношений были выделены такие критерии: когнитивно-теоретический, коммуникативно-поведенческий и эмоционально-действенный.

Когнитивно-теоретический критерий с показателями:

  • знание правил и норм поведения в обществе;
  • понятие о толерантности.

Выбор этого критерия обусловлен необходимостью проверки понимания толерантности, индивидуальной неповторимости и уважения различий в коллективе, обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование нравственных чувств. Очень важно учить уважать личность каждого, а различия между людьми принимать как положительный факт.

Коммуникативно-поведенческий критерий с показателями:

  • сотрудничество и взаимопонимание со сверстниками;
  • самооценка личности.

Критерий был определен для определения способности младших школьников к сотрудничеству, проявления сочувствия к людям, оказания помощи, проверки самооценки учащихся.

Эмоционально-действенный критерий с показателями:

  • умение управлять эмоциями;
  • отзывчивость к окружающей действительности.

Выбор этого критерия был обусловлен тем, что наилучших результатов коллектив достигает лишь тогда, когда каждый ребенок будет делать что-то для его успеха. Чтобы этого достичь необходимо правильная мотивация и организация работы детей, умение управлять эмоциями [1].

На основе выделенных показателей и критериев были охарактеризованы уровни сформированности у детей межличностных взаимоотношений: высокий, средний, низкий.

Высокий уровень характеризуется эффективной совместной деятельностью детей, которая сопровождается взаимопониманием. Дети с высоким уровнем межличностного взаимодействия понимают сущность понятия толерантности, знают правила и нормы поведения в обществе, умеют управлять эмоциями, уважают личность каждого, а различия между людьми принимают как положительный факт. Такие учащиеся проявляют способность к сотрудничеству в работе и проявляют сочувствие к людям, могут оказать помощь, обладают адекватной самооценкой.

К среднему уровню были отнесены те школьники, которые не понимали сущности понятия толерантности, знали правила и нормы поведения в обществе, но не применяли их, не могли управлять своими эмоциями. Такие учащиеся проявляют способность к сотрудничеству в работе и могут оказать помощь, самооценка в большинстве случаях завышена. Дети могут вступить в отношения „согласия-несогласия”. Это способствует формированию таких волевых качеств, как терпимость, настойчивость, собранность, способность идти на уступки.

Низкий уровень был определен для детей, у которых не сформировано представления о толерантности и взаимопомощи, не знают правил и норм поведения в обществе, не умеют управлять эмоциями. Такие учащиеся проявляют очень слабую способность к сотрудничеству в работе и обладают заниженной самооценкой.

К выделенным критериям и показателям были разработаны задания для диагностики сформированности межличностного взаимодействия младших школьников.

На основании количественных результатов, полученных при выполнении заданий по трем критериям, определили уровень межличностного взаимодействия младших школьников. В основном у детей младшего школьного возраста преобладает средний уровень межличностного взаимодействия. Высокий уровень был выявлен у 26,5% детей экспериментальной группы и 21,5% детей контрольной группы; средний уровень был выявлен у 41,1% детей экспериментальной группы и 43,7% детей контрольной группы; низкий уровень был выявлен у 32,4% детей экспериментальной группы и 34,8% детей контрольной группы.

Результаты показывают, что работу по формированию навыков межличностного взаимодействия детей в процессе совместной деятельности в младшем школьном возрасте необходимо проводить целенаправленно, систематически и в комплексе.

Задача учителя ‒ подобрать комплекс мероприятий, направленных на формирование межличностного взаимодействия младших школьников.

Для оптимизации учебно-воспитательного процесса и повышения уровня межличностного взаимодействия необходимо разработать тематический план на основе таких направлений: гражданско-патриотическое, учебно-познавательное, социальное, художественно-творческое, трудовое, спортивно-оздоровительное, коммуникативное.

Целью которого является обеспечение условий для реализации имеющихся возможностей учащихся в рамках воспитательного процесса, развитие познавательного интереса, совершенствование условий для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей.

Успех целенаправленного и организованного межличностного взаимодействия зависит от ряда условий. Необходимо глубокое знание учителем воспитательных особенностей социального, психического, возрастного, индивидуального развития ученика-воспитанника, понимание его эмоционально-психологических состояний на момент вовлечения в межличностное взаимодействие.

Чтобы завлечь детей и заинтересовать, в учебно-воспитательном процессе нужно использовать игры, методики, упражнения на развитие навыков общения. Это развивает коммуникативные навыки детей, создает возможность для самовыражения, познания себя.

Таким образом, если грамотно подобрать комплекс мероприятий, то это будет способствовать эффективной организации межличностного взаимодействия в начальной школе. 

Резюме

В данной статье я освятила проблему диагностики сформированности межличностного взаимодействия младших школьников. Для определения уровня сформированности у детей межличностных взаимоотношений были выделены такие критерии с показателями: когнитивно-теоретический, коммуникативно-поведенческий и эмоционально-действенный.

На основе критериев и показателей для диагностики были сформулированы три уровня сформированности у детей межличностных взаимоотношений: высокий, средний, низкий. После проведения экспериментального исследования я выяснила, что на закрепленном за мной классе преобладает средний уровень сформированности межличностного взаимодействия.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом