Обобщение педагогического опыта по теме "Воспитание ситуацией успеха"

Воспитание всегда было сложной задачей, и сегодня не более чем вчера.

Принцип воспитания успехом введен в практику во второй половине XX века. Народный учитель Софья Николаевна Лысенкова первой заговорила о том, что главным принципом работы педагога является обучение и воспитание успехом.

В своей книге "Когда легко учиться" С.Н. Лысенкова пишет: "Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения учиться считаю создание условий, обеспечивающих ребенку переживание успеха в своей работе, чтобы каждый почувствовал окрыляющую силу успеха при осознании смысла и результата своих усилий".

Принцип воспитания успехом заключается в том, что педагог, работая с личностью ребенка, стремится как можно глубже понять его, осмыслить особенности ребенка, выделить его достоинства, умения, стремления, ценности, социально значимые отношения, мечты, цели, созидательные потребности и постараться, используя психолого-педагогические методы

Работать в культуре успеха – это, прежде всего, правильно и четко сформулировать цели обучения и воспитания, создавать среду возможной успешности, когда каждый ребенок сможет почувствовать и испытать вкус успеха, вкус победы.

Нужно разделять понятия "успех" и "ситуация успеха".

Ситуация – это сочетание обстоятельств, которые обеспечивают успех, а сам успех результат той или иной ситуации. Ситуация успеха – это совокупность педагогических условий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде деятельности (учебе, общественной активности, труде, художественном творчестве, спорте). Ситуация успеха, организованная педагогом, одним из механизмов воспитания.

Задача педагога помочь ребенку однажды достичь положительных результатов и тем самым создать у него мотивацию достижения успеха в будущей деятельности.

Василий Александрович Сухомлинский считал, что "ребенок должен быть убежден, что успехами он обязан, прежде всего, самому себе. Помощь учителя, какой бы эффективной она ни была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя ... радость успеха может померкнуть".

Виктор Федорович Шаталов утверждал, что, для того чтобы работа в школе была эффективной, должен сработать "эффект соленого огурца". Главное – создать рассол, тогда какой бы огурец не был, плохой или хороший, попав в рассол, он просолится.

Как создать такой "рассол"? Что взять за его основу?

Для эффективного решения задач в своей деятельности руководствуюсь следующими принципами:

1. Принцип комфортности и помощь педагога в признании ребенком мысли, что у него на данном этапе обучения все хорошо получается. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии необходимо для того, чтобы ребенок ощущал себя комфортно и работал с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно нравится, результаты будут самыми наилучшими.

Учитывать имеющиеся познавательные возможности ребенка и определять перспективы ближайшего развития.

Стремиться к гуманному взаимодействию с детьми (понять и принять ребенка таким каким он стал под воздействием неблагоприятных условий жизни, воспитания);

4. Использовать личностно-ориентированный комплексный подход:

  • акцентировать внимание окружающих на малейшем успехе и достижении ребенка;
  • не сравнивать детей друг с другом, обращать внимание ребенка на себя, помогая ему увидеть собственные достижения, успехи;
  • оценивать не личность ребенка, а лишь приемлемое, желаемое или неприемлемое поведение;
  • обеспечивать ребенку внимание, подчеркивающее его индивидуальность, персональную значимость для окружающих.

В своей деятельности использую педагогические методы, которыми можно создать условия для переживания ребенком ситуации успеха:

  • методы дифференцированного обучения (которые исходят из принципов, которыми руководствуюсь в своей педагогической деятельности);
  • репродуктивные, проблемно-поисковые и творчески-воспроизводящие методы обучения, их сочетание;
  • проектный метод.

Дифференцированное обучение позволяет каждому ребенку работать в своем темпе, дает возможность справиться с заданием, способствует повышению интереса к учебной, творческой деятельности, формирует положительные мотивы учения, творческого труда.

Наиболее эффективным условием для создания на занятии ситуации успеха является сочетание репродуктивных, проблемно-поисковых и творчески-воспроизводящих методов обучения. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения и воспитания. Разрешение проблемной ситуации на занятии повышает прочность и действенность усвоенных знаний, позволяет детям почувствовать свою причастность к происходящему на занятии.

Метод проектов – способ обучения, ориентированный на применение фактических знаний и приобретение новых в процессе самостоятельной творческой работы детей под руководством воспитателя.

Ситуация успеха может подкрепляться изо дня в день. Даже разовое переживание успеха может резко улучшить психологическое самочувствие, ритм деятельности и взаимоотношения с окружающими. Необходимым условием для развития личности, ее защищенности, психологического комфорта является формирование сплоченного и дружного воспитательного коллектива, создание доброжелательной атмосферы в группе.

Чтобы помочь ребенку включиться в учебный или творческий процесс, использую вроде бы незаметные, но таки значимые слова, которые помогут ему поверить в собственные силы:

  • "У тебя все получится…";
  • "Это сможешь только ты и никто другой…";
  • "Я думаю, что никто другой не сможет сделать это лучше, чем ты…"

Благодаря таким побудителям у ребенка появляется уверенность в своей конкретной незаменимости при выполнении того или иного задания. Конечно, ситуация успеха носит характер искусственно создаваемой, так как на некоторое время надо игнорировать недостатки работы ребенка и акцентировать внимание на ее достоинствах, но такая ситуация обязательно должна быть временной. А вот когда уже ребенок поверит в свои силы, можно начинать корректировать путем постоянного акцента на недостатках и на совместном с ребенком исправлении.

Так для повышения учебной мотивации необходимо заинтересовать ребенка в получении новых знаний, умений и навыков. С этой целью провожу занятия "Рисуем, развиваясь", где дети, раскрашивая раскраски, выполняют те или иные задания, которые на уроках, при выполнении домашних заданий, вызывают у них затруднения. Таким образом, ребенок занимается любимым делом, рисует, и восполняет пробелы в знаниях.

Раскраски с необходимыми заданиями нахожу в сети интернет. При этом учу детей качественно раскрашивать свои работы: короткими штрихами, не выходя за контуры, без пробелов, красиво, аккуратно. Это не только развивает мелкую моторику рук, но и дисциплинирует, развивает усидчивость, формирует волевые качества.

Обычное раскрашивание помогает решению задач по коррекции учебной мотивации: развивать и закреплять общеучебные навыки, восстанавливать пробелы в знаниях, укреплять способность к волевому усилию; способствовать формированию уверенности в своих силах и на этой основе возродить желание быть успешным учеником, оказывать помощь детям в познании самих себя, повышать их самооценку.

Большое значение для создания ситуаций успеха имеет творчество, именно оно может помочь ребенку осознать себя полноценной личностью, позволяет испытать успех, пережить его, почувствовать уверенность в собственных силах.

И именно тогда появляется желание вновь достигнуть хороших результатов, чтобы еще раз пережить радость от успеха; положительные эмоции, рождающиеся в результате успешной деятельности, создают ощущение внутреннего благополучия, что, в свою очередь, благотворно влияет на общее отношение человека к окружающему миру.

Поэтому регулярно провожу занятия с применением артпедагогических технологий. Чтобы творческая деятельность имела результат, она должна быть изначально положительно эмоционально окрашена. Занимаясь с детьми творчеством, создаю на занятиях атмосферу творческого взаимодействия на основе оптимального уровня эмоционального напряжения.

Что это значит? Это значит, что никакое творчество не приемлет принуждения. Эмоциональное напряжение необходимый элемент творческого действия, который выражается в радостном ожидании успеха. Занимаясь творчеством, дети должны быть свободны в выборе своих действий. Педагог не должен навязывать свои замыслы. Здесь возможен только творческий союз между ребенком и педагогом.

Воспитатель должен чувствовать ребенка, его своеобразие, помогать развивать художественно-эстетический вкус через гуманное (корректное) отношение к личности ребенка и продукту его индивидуально-творческой деятельности через разнообразные педагогические методы и приемы: эмпатию (сопереживание), одобрение, похвала, создание ситуаций успеха, поощрение и т.д.

Важно, чтобы ребенок в процессе творческой деятельности получал удовольствие от работы, чтобы у него возникала потребность к самопознанию, саморазвитию и самореализации своих способностей.

Занимаясь пластилинографией, дети не только развивают свои личностные качества, но и приобретают знания о предмете своего творчества, формируют свой инструментарий творческой деятельности: исполнительские умения и навыки. Чем лучше развиты умения и навыки, тем сложнее работы выполняют дети.

Давно доказано, что творчество развивает психические процессы (мышление, память, внимание, воображение), эмоциональную сферу, личностные качества детей: усидчивость, настойчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца, аккуратность. И что очень важно, для детей, попадающих в реабилитационные центры, занятия творчеством удовлетворяют потребность детей в признании, положительном внимании, ощущении собственной успешности и значимости.

Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, комфортно. Уходят агрессия и тревожность. Положительный результат в деятельности радует ребенка, помогает в самоутверждении, способствует социальной адаптации, становится источником сил для преодоления стрессовых ситуаций.

Следующим условием, способствующим созданию ситуаций успеха на занятиях по пластилинографии является индивидуальный подход к воспитанникам. Одни дети быстро и хорошо выполняют поставленные перед ними задачи и работы их выразительны, интересны; другие – работают быстро, но рисунки невыразительны; третьи не справляются с поставленными задачами, потому что не организованы; четвертые работают медленно, так как стараются выполнить работу как можно лучше.

Поэтому я организую процесс над работами, следующим образом: во-первых, дети сами выбирают рисунок – основу работы, чтобы задание нравилось им, чтобы они чувствовали себя творцами, это они создают свои произведения искусств и выражают свое отношение к окружающему миру, они создают свой продукт творчества, который приносит успех, радость им и окружающим.

Во-вторых, каждый ребенок работает в своем темпе. В-третьих, детям которым не хватает выразительности в работах, я помогаю ее создать, рассуждая с ребенком: "как ты думаешь, а если мы сделаем так, это будет интересней выглядеть, а может быть, вот, так…". Иногда ребенок использует мою подсказку, а иногда, и это бывает достаточно часто, предлагает что-то свое, что даже мне, как педагогу не знакомо.

Так в диалоге с ребенком рождается что-то новое, не известное никому. И это прекрасно! В этом творчество. И доказывает верность формулы успеха – педагог ↔ ученик, где успешность педагога зависит от успешности ребенка, а успешность ребенка, от успешности педагога!

Познание успеха возможно через результат своей деятельности, а где мы его можем познать – через участие в конкурсах. Вот когда результат творчества "на лицо". А когда есть результат, появляется желание творить, желание пробовать себя в чем-то еще. И здесь уже моя роль, как педагога, направить это желание на проявление себя в социальной деятельности, стремление получить знания, чему-то научиться; поднять статус уверенности ребенка в свои силы и возможности.

Создание ситуации успеха оказывает положительное влияние на формирование личности каждого ребенка при условии, если он осуществляется в определенной последовательности и системе, как непрерывный, четко организованный процесс.

Технологические приемы создания ситуации успеха – снятие страха, авансирование успешного результата, скрытое инструктирование ребенка, внесение мотива, персональная исключительность, мобилизация активности или педагогическое внушение, высокая оценка детали. Эти приемы активно используются мною на занятиях любой направленности.

Правила, которым следует следовать, для создания ситуации успеха:

  1. Улыбайтесь! Будьте счастливыми и красивыми!
  2. Будьте терпеливы!
  3. Внушайте каждому своему воспитаннику веру в свои силы.
  4. Учитесь создавать ситуацию успеха.
  5. Будьте для детей источником разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью.
  6. Открыто выражайте ребенку свои чувства.
  7. Подбадривайте за малейший успех, одобряйте за малейшую победу в соревновании с самим собой или другими детьми, за помощь другим, чтобы радость победы была нравственной.
  8. Учите ребят дарить радость людям; отдавать каждому делу частицу сердца.
  9. Учитесь у ребят! Вместе переживайте радость познания, а неудачи делайте стартом для новой работы.
  10. Цените каждый миг совместного бытия. Вместе с детьми радуйтесь красоте: восходу и закату, картине художника, голосам птиц, изумляйтесь счастью подаренной жизни.

И закончить хочу словами заповедей Шалвы Амонашвили, разработанных им для себя, но обращенных к родителям "возможно, они и вам откликнутся", на мой взгляд, они очень полезны и педагогам: "Заповедь вторая: верить в свою уникальность как учителя…

Говорите себе время от времени: "… Я хороший учитель от Бога, ведь мне доверили этих детей". Если верить в это – у вас откроются таланты, которые нужны ребенку от вас…", "Третья заповедь: … Ребенок может пойти вашим путем или своим, и он не обязан становиться отражением ваших ожиданий.

Вы просто должны создать условия, чтобы дети нашли себя, а заодно и жизненный путь найдется. Как говорится, "Дайте мне накрытый стол, а я найду, что мне по вкусу".

Размер:
40.49 Kb
Скачали:
8

Метки к статье: обмен опытом