Обучение ребенка на дому – огромный кропотливый труд. Педагоги, впервые начавшие обучать ребенка на дому, приходят порой в отчаяние, так как в течение долгого времени отсутствуют видимые результаты их работы. Однако к такому ребенку следует относиться особенно внимательно и терпеливо.
Необходимо поощрять малейшее желание работать, не пропускать даже незначительного повода для похвалы, стимулировать не только интерес к учебе, но и желание все время делать лучше.
Нельзя упустить из виду крупицы положительного отношения к заданию, даже небольшие, подчас мало заметные успехи ребенка следует отметить и положительно оценить. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать у учащегося ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достигнутого, поверить в себя. Даже разовое переживание успеха изменяет ритм и стиль жизни ребенка.
Учитель приобретает у учащегося статус близкого человека, поскольку является иногда более предпочитаемым лицом, нежели родители и родственники. Система "ученик – учитель" становится доминирующей в жизни ребенка. Ее значение для развития личности состоит в том, что она впервые по- настоящему включает детей в отношения "ребенок-общество", так как учитель воплощает в своей деятельности требования общества. Для этого надо суметь разделить радости и горести ребенка, заслужить его доверие.
Особо следует подчеркнуть, что педагог, обучающий ребенка на дому, нередко оказывается один на один с множеством задач, решение которых требует и определенного уровня подготовки и владения специфическими коррекционно - развивающими умениями и навыками. Педагоги отмечают трудности в общении с детьми, в методике преподавания, установления контакта с родителями.
Обучение ребенка на дому - это многосторонний процесс, огромное значение для которого имеют психологическая атмосфера в семье, желание родителей сотрудничать с педагогом. Воспитательная роль семьи особенно велика, так как возможности контактов этой группы детей весьма ограничены. В большинстве случаев (88%) мать ребенка, обучающегося на дому, испытывает стойкое невротическое состояние, граничащее со стрессом.
Некоторые родители перестают общаться с соседями, друзьями, родственниками, замыкаются в собственной семье, некоторые отцы покидают семью и мать остается один на один со сложным ребенком. Однако в большинстве случаев (61%) мама активно участвует в учебной деятельности ребенка, только в (27%) случаев это участие по разным причинам носит не систематический характер и в 12% отсутствует. У большинства учеников, обучающихся на дому, складываются нормальные эмоциональные отношения с учителем (75%), у 25% детей эти контакты устанавливаются с трудом.
Нормальные контакты у учителя и родителей складываются в большинстве семей (77%), складываются с трудом в 12% случаев, не складываются – 11%. Именно наличие эмоционального контакта и взаимопонимания в системе " ученик – родитель – учитель" - залог успешной психокоррекционной работы. Первая встреча, позволяющая установить контакты с родителями и членами семьи, играет важную роль для обеих сторон. Трудно порой подобрать слова для разговора с семьей ребенка – инвалида.
Можно воспользоваться советами М. Эгг, которая в своей книге "Мой ребенок не такой, как все…" пишет: "Вас ждет благородная задача по воспитанию своего ребенка. Вы одни должны вести его к добру, от вас зависит его будущее. Никто не сделает это за вас. Достаточно вашего терпения, вашего понимания, вашей любви к ребенку и горячего стремления помочь ему".
Несостоятельность матери, стремление оградить ребенка от всех проблем, даже от тех, которые он может решить собственными силами, способствует формированию у него невротических черт характера. Очень часто родители считают своего ребенка не способным выполнить даже самую элементарную работу, тем самым ставя его в полную зависимость от окружающих, приучая его к иждивенчеству. Семьи, которые не могут помочь ребенку в адаптации, имеют низкий уровень образования и материально мало обеспечены.
Таких родителей чрезвычайно трудно привлечь к совместному обучению и воспитанию ребенка, потому что их нравственные ценности носят упрощенный или извращенный характер. Поэтому педагогам приходится в первую очередь работать с родителями, привлекать их к совместной деятельности и обучать доступными методами и приемами воспитания и обучения ребенка. Большинство же родителей искренне заинтересованы в помощи своему ребенку и в активном участии в учебно- воспитательном процессе.
Они стремятся сделать все для полноценного обучения и воспитания. Однако, родители в большинстве случаев не обладают необходимым опытом и знаниями. Поэтому параллельно с обучением ребенка педагог обучает и его родителей коррекционным приемам, рассказывает об особенностях развития, обращает внимание на малейшие успехи своего ученика. Во избежание психотравмирующих ситуаций необходимо относиться к родителям в высшей мере деликатно и бережно, стараясь со своей стороны упрочить согласие в семье. Именно " теплое" общение способствует нормальному психологическому климату в семье, а любые неадекватные состояния родителей обязательно отражаются на поведении детей.
Рекомендации для родителей: