Обучение ребенка на дому

Обучение ребенка на дому – огромный кропотливый труд. Педагоги, впервые начавшие обучать ребенка на дому, приходят порой в отчаяние, так как в течение долгого времени отсутствуют видимые результаты их работы. Однако к такому ребенку следует относиться особенно внимательно и терпеливо.

Необходимо поощрять малейшее желание работать, не пропускать даже незначительного повода для похвалы, стимулировать не только интерес к учебе, но и желание все время делать лучше.

Нельзя упустить из виду крупицы положительного отношения к заданию, даже небольшие, подчас мало заметные успехи ребенка следует отметить и положительно оценить. Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать у учащегося ситуацию успеха, дать возможность пережить радость достигнутого, поверить в себя. Даже разовое переживание успеха изменяет ритм и стиль жизни ребенка.

Учитель приобретает у учащегося статус близкого человека, поскольку является иногда более предпочитаемым лицом, нежели родители и родственники. Система "ученик – учитель" становится доминирующей в жизни ребенка. Ее значение для развития личности состоит в том, что она впервые по- настоящему включает детей в отношения "ребенок-общество", так как учитель воплощает в своей деятельности требования общества. Для этого надо суметь разделить радости и горести ребенка, заслужить его доверие.

Особо следует подчеркнуть, что педагог, обучающий ребенка на дому, нередко оказывается один на один с множеством задач, решение которых требует и определенного уровня подготовки и владения специфическими коррекционно - развивающими умениями и навыками. Педагоги отмечают трудности в общении с детьми, в методике преподавания, установления контакта с родителями.

Обучение ребенка на дому - это многосторонний процесс, огромное значение для которого имеют психологическая атмосфера в семье, желание родителей сотрудничать с педагогом. Воспитательная роль семьи особенно велика, так как возможности контактов этой группы детей весьма ограничены. В большинстве случаев (88%) мать ребенка, обучающегося на дому, испытывает стойкое невротическое состояние, граничащее со стрессом.

Некоторые родители перестают общаться с соседями, друзьями, родственниками, замыкаются в собственной семье, некоторые отцы покидают семью и мать остается один на один со сложным ребенком. Однако в большинстве случаев (61%) мама активно участвует в учебной деятельности ребенка, только в (27%) случаев это участие по разным причинам носит не систематический характер и в 12% отсутствует. У большинства учеников, обучающихся на дому, складываются нормальные эмоциональные отношения с учителем (75%), у 25% детей эти контакты устанавливаются с трудом.

Нормальные контакты у учителя и родителей складываются в большинстве семей (77%), складываются с трудом в 12% случаев, не складываются – 11%. Именно наличие эмоционального контакта и взаимопонимания в системе " ученик – родитель – учитель" - залог успешной психокоррекционной работы. Первая встреча, позволяющая установить контакты с родителями и членами семьи, играет важную роль для обеих сторон. Трудно порой подобрать слова для разговора с семьей ребенка – инвалида.

Можно воспользоваться советами М. Эгг, которая в своей книге "Мой ребенок не такой, как все…" пишет: "Вас ждет благородная задача по воспитанию своего ребенка. Вы одни должны вести его к добру, от вас зависит его будущее. Никто не сделает это за вас. Достаточно вашего терпения, вашего понимания, вашей любви к ребенку и горячего стремления помочь ему".

Несостоятельность матери, стремление оградить ребенка от всех проблем, даже от тех, которые он может решить собственными силами, способствует формированию у него невротических черт характера. Очень часто родители считают своего ребенка не способным выполнить даже самую элементарную работу, тем самым ставя его в полную зависимость от окружающих, приучая его к иждивенчеству. Семьи, которые не могут помочь ребенку в адаптации, имеют низкий уровень образования и материально мало обеспечены.

Таких родителей чрезвычайно трудно привлечь к совместному обучению и воспитанию ребенка, потому что их нравственные ценности носят упрощенный или извращенный характер. Поэтому педагогам приходится в первую очередь работать с родителями, привлекать их к совместной деятельности и обучать доступными методами и приемами воспитания и обучения ребенка. Большинство же родителей искренне заинтересованы в помощи своему ребенку и в активном участии в учебно- воспитательном процессе.

Они стремятся сделать все для полноценного обучения и воспитания. Однако, родители в большинстве случаев не обладают необходимым опытом и знаниями. Поэтому параллельно с обучением ребенка педагог обучает и его родителей коррекционным приемам, рассказывает об особенностях развития, обращает внимание на малейшие успехи своего ученика. Во избежание психотравмирующих ситуаций необходимо относиться к родителям в высшей мере деликатно и бережно, стараясь со своей стороны упрочить согласие в семье. Именно " теплое" общение способствует нормальному психологическому климату в семье, а любые неадекватные состояния родителей обязательно отражаются на поведении детей.

Рекомендации для родителей:

  1. Не стоит ругать ребенка, если он возбужден, отчитывать, если он расстроен. Есть очень важное правило воспитания – хвалить и порицать следует не ребенка, а его поступок.
  2. Не драматизировать ситуацию школьных неудач. Ребенок должен быть уверен: нет ничего непоправимого, все трудности преходящи, с вашей помощью он с ними справится.
  3. У ребенка, обучающегося на дому, должен быть рациональный, щадящий режим дня вследствие различных патологических отклонений (расторможенность, легкая возбудимость, быстрая утомляемость).
  4. Не должно возникать никаких ссор, взаимного раздражения, конфликтов по поводу приготовления уроков.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом