Нестандартные формы уроков истории в преподавании курса "История средних веков"

Современный урок в соответствии с ФГОС ООО, должен носить системно–деятельностный характер. Перед образовательными учреждениями ставится задача воспитать человека, гражданина современного общества, готового учиться всю свою жизнь.

Именно поэтому, целью современного образования становится развитие учащегося как субъекта познавательной деятельности.

Современное образование, в соответствии с парадигмой системно – деятельностного подхода, отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Именно поэтому принципиально изменяется деятельность учителя, реализующего ФГОС, изменяются также и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении. В соответствии с требованиями времени, меняется и современный подход к уроку.

Современный урок ориентирован на усиление мотивации ребенка к познанию окружающего мира, демонстрации того, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, ее узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

На современном уроке упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Современные методики обучения разнообразны, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала по заданной теме, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Групповая форма работы имеет много преимуществ. Например, есть дети, которым очень трудно встать и отвечать перед всем классом, при работе в группе, ребенок раскрепощается, он может побывать и в роли руководителя группы, и в роли консультанта, тем самым активно взаимодействуя с другими членами группы.

"Высшим пилотажем", будет считаться тот урок, на котором учитель выступает в роли координатора, дающего направление и рекомендации в процессе работы

Немалую роль в процессе реализации ФГОС ООО имеют и психологические особенности школьников, в данном проекте, шестиклассников.

Возраст 11-12 лет, это начало взросления, это период, характеризующийся резким возрастанием познавательной активности и любознательности, возникновением познавательных интересов. Подростка начинают интересовать вопросы прошлого и будущего, проблемы войны и мира, жизни и смерти, экологические и социальные темы, возможности познания мира, инопланетяне, ведьмы и гороскопы.

Вместе с тем, в среднем звене, школьные знания более опосредованы и менее, чем в начальной школе, связаны с действительностью. Школьнику необходимо усвоить систему понятий и различные закономерности, научиться оперировать абстрактными понятиями. Если этого не происходит, то школьные знания усваиваются формально. Формализм в усвоении знаний - существенная причина трудностей в учении в средних классах школы. Поэтому очень важна мотивация в процессе обучения истории.

Нестандартные уроки, активные методы обучения, как нельзя лучше помогают в формировании базовых понятий курсов истории, адаптировать материал к возрастным особенностям учащихся, применять полученные ими знания в жизни, развивают интеллект, эрудицию, расширяют кругозор. Такие занятия приближают к жизни, дают возможность им расширить кругозор.

Кроме того, сам нетрадиционный подход позволяет формировать более глубокий интерес к предмету, стремление самостоятельно расширять свои знания. Учащиеся больше читают, более свободно владеют грамотной литературной речью, они не боятся высказывать свое мнение, начиная ответ словами: "Я полагаю ...", "Я думаю ...", "На мой взгляд ...".

Больше всего учащимся нравятся уроки, проводимые в форме игры. Существует множество нестандартных уроков: уроки – путешествия, уроки– ролевые игры, уроки – экскурсии, уроки в форме квеста и т.д. Все они повышают мотивацию к познавательной деятельности, повышается работоспособность учащихся, возрастает результативность урока.

Вместе с тем, необходимо помнить, что при частом использовании нетрадиционных уроков, результативность падает, интерес теряется, поэтому место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяться самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя

При подготовке урока–виртуальной экскурсии используется метод проектной деятельности, применяются элементы групповой деятельности . Учащиеся заранее делятся на группы, разрабатывая маршрут, составляя презентации как итог проекта.

Этапы проведения виртуальной экскурсии:

  • подготовительный этап;
  • непосредственного проведения;
  • заключительный этап подведения итогов экскурсии.

Подготовка экскурсии осуществлялась по следующему плану:

1. Выбор объект изучения и поиска Интернет-ресурсов о нем. В качестве объекта изучения была выбрана тема "Культура эпохи раннего Возрождения".
Класс был разделен на 4 группы:
1 группа: "Любители мудрости".
2 группа: Литература эпохи Возрождения: Франческо Петрарка и Джованни Бокаччо.
3 групп: Художники раннего Возрождения: Сандро Ботичелли, Мозаччо.
4 группа: Архитектура раннего Возрождения: Филиппо Брунеллески (1377-1446 гг.)

В качестве основного Интернет-ресурса был выбран сайт музея Эрмитаж. Искусство Италии эпохи Возрождения XIII–XVI вв. При выборе сайтов учитывались следующие факторы: язык, на котором, написан сайт и количество выставляемых данных.

Сайт музея ЭрмитажСайт музея Эрмитаж

2. Проработка перечня задач, которые учащиеся должны будут решить на уроке. Во время экскурсии учащиеся должны будут совершить виртуальную экскурсию с целью собрать и систематизировать знания о культуре Возрождения в рабочем листе

3.На этапе проведения экскурсии представители групп выполняют роль экскурсоводов, учитель в качестве куратора учебного проекта обращает внимание ребят на ключевые моменты.

4. На заключительном этапе. Рефлексия. Подводятся итоги экскурсии и обобщение знаний.

Ожидаемые результаты:

  • развитие творческого подхода к изучаемому материалу и к предмету в целом;
  • формирование исследовательских навыков учащихся;
  • активизировать их поисковую деятельность,
  • использование полученные ими знания на практике.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, история