В свете требований ПНП «Образование» возникли предпосылки для кардинального изменения отношения к обучению иностранным языкам в российской общеобразовательной школе.
Предмет иностранный язык, наконец, занимает подобающее ему место среди предметов, обеспечивающих образование и воспитание граждан новой России.
Обучение иностранным языкам рассматривается как одно из приоритетных направлений модернизации школьного образования. Обучение иностранному языку в нашей школе ведётся уже со второго класса на протяжении 20 лет. Проводя уроки в начальных классах, я поняла, что именно на младшей ступени обучения очень важно, чтобы дети были раскрепощены, вместе со мной «творили» урок.
Здесь не только и не столько знания и владение учениками языковым и речевым материалом определяют эффективность процесса обучения иностранному языку, сколько готовность и желание детей участвовать в межкультурном общении на изучаемом языке.
В моих классах это стало возможным, так как основной формой учебной деятельности является не слушание, говорение, чтение или письмо на иностранном языке, а живое и активное общение с учителем и друг с другом. Основной стратегией обучения считаю личностно-ориентированный подход, основанный на обучении в сотрудничестве, проектной методике, методике интенсивного обучения и информационной технологии.
В центре учебно-воспитательного процесса ставлю личность ученика, учёт его способностей, возможностей и склонностей. Всё это я реализую на основе дифференциации и индивидуализации обучения, использования возможностей национально-регионального и школьного компонентов. В содержание образования включаю следующие разделы: речевой, языковой, социокультурный, учебно-познавательный и компенсаторный.
Целью обучения иностранного языка является формирование у школьников коммуникативных умений. Но иностранный язык является и носителем культуры другого языка. Поэтому, считаю усвоение определённого набора социокультурных знаний о странах изучаемого языка и умений использовать их в процессе иноязычного общения, а также умений представить свою культуру очень важной задачей.
Учитывая то, что школьники обладают различными возможностями и достигают цели обучения по-разному, использую в своей работе инновационные формы и методы обучения.
Считаю, что преподавание – это искусство, а не ремесло. В этом и есть корень моего учительского дела. Единственно возможным путём живого преподавания считаю изобретение и совершенствование.
Организация активной речевой деятельности на уроке очень сложная задача. Её успешному решению в значительной мере способствуют нетрадиционные формы уроков. Одним из способов выявления организационных форм и приёмов обучения, которые нравятся учащимся, явилось анкетирование. Им я задала следующие вопросы:
Вот характерные ответы школьников: «Мне очень нравится, когда учитель беседует с учениками, выслушивает их мнение». Если бы я был учителем, я проводил бы уроки в виде диалога, диспута. «Больше всего мне нравится лекции, ролевые игры, экскурсии. На таких уроках мы имеем возможность проявить свои способности, лучше узнаем друг друга».
«Плохо усваиваю материал, когда учитель кричит, долго говорит сам». Ответы учащихся подтвердили правильность направления поиска резервов в повышении активности учащихся.
В моей работе все большее распространение получают компьютерные уроки, уроки - конференции, пресс-конференции, экскурсии, «телемосты», заочные путешествия, уроки-игры которые я стараюсь разрабатывать самостоятельно.
Здесь, прежде всего, необходимо уметь разграничивать эти уроки и знать специфику каждого из них, владеть методикой их подготовки и технологией проведения. Указанные уроки включаются в общий цикл уроков, проводятся на завершающем этапе работы над темой или параграфом. Их цель – совершенствование ранее приобретенных учащимися навыков и умений устной речи (говорения и умения).
Практическая деятельность убеждает в том, что разнообразные нестандартные формы урока вызывают интерес у школьников, способствуют формированию их речемыслительных способностей, познавательной активности, умения работать самостоятельно.
Интерес является главной движущий силой познавательной деятельности. Мой главный принцип, которым я руководствуюсь при подготовки к уроку, чтобы мне самой было интересно. Например, как я начинаю урок в младших классах. На фоне спокойной музыки доброжелательным голосом предлагаю детям:
Продолжая урок, говорю ученикам: «Um gut zu lernen,wollen wir die Massage machen».Дети прижимают пальчики к бровям и массируют точки врвщательными движениями вперёд (10 раз) и назад (10 раз), считая при этом по-немецки. Начать урок могу также вот такой весёлой песенкой:
Guten Tag!
Wir sind die Kinder,
Guten Tag!
Wir sind nicht dumm.
Guten Tag!
Wir lanzen lustig.
Guten Tag!
Im Kreis herum.
Проблему накопляемости оценок я решаю с помощью «солнышка». Для подведения итогов у нас существует считалка по образцу игры «Море волнуется раз». Считаем хором:
Die Wellen schwellen eins!
Die Wellen schwellen zwei!
Die Wellen schwellen drei!
Die Wellen schwellen vier!
Затем я командую: « Bleibt stehen hier!» Ученики замирают в разных позах, а я затем пользуюсь случаем подвожу итог урока. Урок заканчиваю часто песенкой.
Чтобы добиться правильного произношения любой даты, я организовываю следующую тренировку. По цепочке, на ушко, дети нашептывают друг другу фразу «Heute ist der 15. Januar». Интонация должна меняться. Я реагирую соответственно: утешаю, грожу пальцем и т. д. Затем мы хором поём песенку о смешном человечке.
Der 15. Januar на крыше живёт,
Der 15. Januar ириски жуёт,
Der 15. Januar скучать не привык,
Der 15. Januar большой озорник.
После неё у нас прекрасное настроение, несколько учеников, как правило, без ошибок называют дату.
На уроках в начальных классах всё нетрадиционно. Им свойственна любознательность, неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях. Я стараюсь не ломать структуру занятий, которую они помнят с детского сада: наблюдение, занятие, труд, игра.
Урок–экскурсия, например, помогают мне при закреплении лексики по теме «Времена года», «Еда» и т. д. Дети с увлечением рисуют на снегу, пишут диктанты. Им тесно в стенах школы. Только выйдя на улицу, взяв снег в ладошки, ребёнок увидит, что снег бывает голубым, и скажет об этом по-немецки. Он увидит также, что собачке холодно, а птичкам нужно помочь перезимовать.
Особое внимание на начальном этапе уделяю наглядности. Так как мышление у детей конкретное, наглядно-действенное, я подбираю яркий красочный материал. Успешней всего цель урока достигается в игре. Игра требует от ребёнка произвольного внимания, произвольного запоминания. Учащиеся с увлечением играют в ролевые игры: «В магазине», «В зоопарке», «У врача», «Дочки-матери».
Любят работать дети со сказочными персонажами. У каждого - своя роль. Буратино-любопытный, он всегда задаёт много вопросов, Мальвина – любит учить и поругать, поэтому она – учительница. Незнайка – вечно всё путает, детям приходится его исправлять. С помощью Самоделкина учили глаголы basteln, arbeiten. Чиполлино – внимательный, отзывчивый мальчик знакомит учащихся с глаголами schenken, gratulieren.
Очень помогает в работе персонаж фрау Грамматика – учёная дама, которая пишет книгу обо всех правилах немецкой грамматики, (учёная), а дети помогают ей в этом. У фрау Грамматики есть домик из картона. Мы ходим в гости. А вместе с ней в доме живут местоимения, которые написаны на ставнях окошек.
Малыши очень любят рисовать. В рисовании находят отражение конкретность, образность. Мы рисуем в «Альбомах для 5». Дети подписывают рисунки словами.
Поддерживать интерес к языку в среднем звене позволяют уроки – праздники, уроки- -утренники, уроки – соревнования. Обобщающий урок по теме «Семья» провожу в форме смотра - конкурса. В план смотра включаю семь конкурсов, составленных таким образом, чтобы можно было проверить навыки и умения учащихся в трёх видах речевой деятельности, например: вопрос командам, ответы, на которые обсуждаются коллективно в течение одной минуты; блиц – ответы на вопросы соперников, усложнённые задания капитанам команд и т. д.
На среднем этапе активно использую обучающие игры. Обобщающий урок по теме «Москва – столица России» в 7 классе провела в форме заочной экскурсии.
«Телемост» был проведён в 6 классе по теме «Спорт». Здесь использовала «телевизор». С помощью игры «Прямой эфир» «зрители» могли задавать вопросы ведущим передачи. Для этого один телефон был установлен в классе, другой – на столе в «студии». Макет телевизора можно использовать для создания любой учебной ситуации, приближённой к реальной.
Ученики 5 класса выступают в роли работников Гидрометцентра, и рассказывают о погоде.
Большое значение придаю контролю знаний учащихся. Практика показывает, что предлагаемые контрольные работы становятся для учащихся не интересными. Да и не всегда дают объективные результаты, поэтому я ищу новые формы итоговых уроков.
Итоговым уроком в 7 классе по теме «Наша Родина» стал урок – праздник «Niemand ist vergessen». Этот праздник требует тщательной подготовки и активного участия в нём всех учеников с высоким уровнем обученности. Ученики готовили наглядные пособия, выпустили газету, бюллетень, писали объявления. В 11 классе по теме «Экология» итоговый урок прошёл в форме устного журнала. Выбор мною таких форм урока обусловлен тем, что в учебниках материала по этим вопросам мало, а проблемы очень актуальны.
На уроке по теме «Природа вокруг нас» учащиеся обсуждали следующие вопросы:
Успешно стала использовать в последнее время компьютерные уроки. Например, по теме «Изобразительное искусство», провожу интегрированный урок с компьютерной поддержкой. По теме «Литература» использую урок – лекцию. Каждый ученик получил на уроке опорный конспект. Лист бумаги, расчерченный пополам.
С левой стороны – пункты плана лекции, а с правой учащихся должны записать с помощью опорных слов краткое содержание прослушанного. Затем, после 5-ти минутной работы с конспектом, ученики готовятся к самостоятельному высказыванию. Такая работа приучает учащихся более вдумчиво слушать учителя, работать с карандашом в руке.
Такие формы проведения уроков вовлекают учащихся в «предлагаемые обстоятельства». Усиливают личностную сопричастность каждого ученика к происходящему на уроке, создают общий побудительный фон к деятельности, возникает учебное сотрудничество и партнёрство.
Наше партнёрство становится успешнее, когда я исключаю из урока все формальности.
1. Ученики, входя в кабинет на перемене здороваются со мной по-немецки. Поэтому мы не начинаем урок с традиционного никому не нужного приветствия. Каждому учащемуся предоставляется свобода в выборе любого речевого штампа, каждый может проявить свой вкус, индивидуальность.
2. Я исключаю традиционную ситуацию «Я забыл дома…», не теряю драгоценное время на выяснение: ведь всё равно забытый дома предмет не появится. В кабинете есть бюро добрых услуг. Там можно взять на занятие ручку, карандаши, линейку, тетрадь и т. д.
3. Я отметила традиционный рапорт дежурного. Дети непосредственно участвуют в построении урока.
Каждый учитель определяет для себя ряд правил, которых он придерживается в своей работе.
Приведу свои правила:
Я не безразлична к своим ученикам и щедро готова поделиться с ними своими знаниями. Урок для меня не просто прохождение материала. Я вдумчиво, творчески ищу всё, что оживит урок, сделает его увлекательным, интересным и познавательным для детей.
Творчество рождает творчество. Моё творчество побуждает учеников с интересом изучать немецкий язык. А источником моего вдохновения, в свою очередь, должны стать успехи учащихся, их неизменное «Ура, сейчас немецкий!», благодарность родителей, одобрение и поддержка коллег.