Статья для выступления на семинарах и педагогических советах
В наш обиход с 2009 года прочно вошло понятие Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС), который направлен на подготовку учащихся в едином образовательном пространстве РФ.
Первыми кто столкнулся с его нововведением стали учителя начальных классов и младшие школьники. Они первыми освоили новое направление, а точнее отказались от традиционного обучения и перешли к новым технологиям и структурам урока. Если, например, структура урока преобразилась с плана в технологическую карту, то основная деятельность учащегося просто преобразовалась в технологию обучения.
А так как игровая деятельность всегда была основной в начальном звене школы, то она теперь просто стала основной технологией обучения младших школьников. Методы и формы работы остались в том же виде, что и в традиционном уроке. Появились УУД – универсальные учебные действия, а иначе формируемые умения школьника. Именно это стало основой ФГОС, потому что теперь учителя не только должны дать знания о предмете, но сформировать навык использования этих знаний, то есть научить пользоваться информацией в различных условиях, а порой даже научить находить новую информацию учащимися самостоятельно.
На мой взгляд, это правильное решение, потому что в жизни каждого учителя были «отличники», которые знали предмет на «пять», но после выпуска из школы себя реализовать так и не смогли. И были среди учащихся те, кто учился на «удовлетворительно», а сейчас занимает хорошую должность. А почему? Потому что владеть информацией сейчас мало, ее нужно уметь применять в разных условиях, даже там, где на первый взгляд она не нужна. К этому и стоит стремиться.
Введение ФГОС уже ведется с 1992 года, что уже четверть века. Поэтому нельзя сказать, что стандарт резко вошел в педагогическую деятельность. За это время уже была подготовлена «почва» для нововведений. И если педагоги взращивались на этой почве, то учащиеся – это не тронутый материал, который педагог как может превратить в нечто прекрасное, так и может израсходовать в пустую. Чтобы педагог на уроке точно знал, чему нужно научить и обучить учащихся, создаются преемственные программы и технологические карты уроков, которые точно ориентируют учителя в образовательном пространстве. Рассмотрим простую шапку технологической карты:
Если раньше план урока – это основная деятельность учителя, то по новому стандарту урок разграничивают на две части: деятельность учителя и деятельность учащегося. Причем по нормативам нового стандарта учитель занимает всего тридцать процентов урока, а учащийся семьдесят. Педагог направляет, указывает, задает направляющие задания, но никак не выступает в роли лектора или образца, выполняющего задание. Учащиеся теперь сами задают цель, ставят перед собой задачи и решают их для того, чтобы достичь цели.
Учитель лишь может указать на ошибки или неправильный ход решения, но ни в коем случае не решить за учащихся. Теперь учащиеся не объекты образовательного процесса, а субъекты. Они должны действовать на уроке, совершать операции урока и делать выводы. Педагог лишь должен оценить их действия и скорректировать в случае ошибочного результата.
Такая форма нетрадиционного урока позволяет учащимся осознать чего они должны достичь в конце занятия, какие знания применить, получить опыт на ошибках личных и ошибках одноклассников. Что немало важно, в случае ошибки, учащиеся ищут новые пути решения, которые после нахождения применяют. А это уже проявление активности социальной адаптации. Это значит, что в будущем учащиеся при возникновении затруднения или ошибки не будут ждать помощи извне, а будут самостоятельно справляться с возникшими проблемами.
Самыми результативными формами обучения являются:
Эти формы позволяют проявить индивидуальность, применить собственный опыт и представить личный взгляд на проблему. Учащиеся не работают под «копирку» с учителя, а применяют свои знания на практике. Благодаря преемственности образовательных программ уроки, построены таким образом, что учащийся усваивает новые знание и опыт, подкрепленные знаниями и опытом с прошлых занятий. Поэтому уверенность в том, что учащийся справится с новым материалом более высокая.
Говоря о нетрадиционных уроках возникает вопрос: что такое нетрадиционные уроки и какие они бывают?
Нетрадиционный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартные формы, структуру, методы обучения, в которых чаще всего педагог выступает объектом, а учащиеся субъектом обучения.
Рассматривая виды нетрадиционных уроков, мы видим, что при подготовке урока задействован не только учитель, но и учащиеся. Это позволяет учащимся понять, что они затратили свой труд на подготовку урока, поэтому они более бережно будут относиться к его проведению. Здесь уже проявляется духовно-нравственное развитие и воспитание, что является тоже одной из целей ФГОС.
Несмотря на то, что нетрадиционный урок воспринялся негативно, он доказал, что ему имеет место быть в учебном процессе. Он так же, как и традиционный имеет свои плюсы и свои минусы, но эффективность в современном мире у него больше. Традиционный урок больше не может дать тех умений, которые необходимы сегодняшним школьникам.
Проблема принятия нетрадиционного урока кроется в самих педагогах. Многие боятся доверить ведение урока ученикам, некоторые психологически не готовы, кто-то еще не понял суть нового стандарта, а может просто не обеспечены материально-технической базой.
Реализация ФГОС в полной мере не возможна, если использовать стандартные уроки. Поэтому введение нетрадиционного урока — это лишь вопрос времени.