Сценарий экологического турнира "Лучшие знатоки экологии"

Ведущая: Добрый день, дорогие друзья! Рады вас приветствовать на экологическом турнире "Лучшие знатоки экологии".
- Сегодня собрались команды из разных школ нашего города. И нам предстоит выяснить, насколько хорошо вы знаете родную природу.
- Она как никогда сегодня нуждается в защите, заботе, любви.

- В сегодняшнем турнире победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, птиц, насекомых, умеет правильно вести себя в природе, готов ее оберегать.

- Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Игра состоит из 9 конкурсных заданий. Каждый конкурс имеет свои правила, которые я вам сообщу перед каждым его проведением.

- Итак, мы начинаем турнир. За выступлением команд будет наблюдать независимое жюри, которое я с удовольствием представляю…
- Для того, чтобы все присутствующие могли познакомиться с нашими командами, мы проводим первый конкурс-визитку "Вот такие мы ребята!" Это было вашим домашним заданием, в этом конкурсе Вам нужно представить название команды, девиз и выбрать капитана команды. Конкурс оценивается по 5 бальной шкале.

- И первое слово предоставляется школе №… Молодцы! Далее приветствие школы №… Спасибо! Приветствие школы №… Молодцы ребята!
- Спасибо вам, дорогие участники! Ваши названия и девизы команд весьма оригинальны. А насколько они были удачными, мы узнаем от членов нашего жюри в конце нашей игры.

- И далее у нас конкурс-разминка "Экологический светофор".
- Условия данного конкурса: Экологический светофор поможет вспомнить Вам ребята соблюдение правил разумных взаимоотношений с природой, вспомним, как нужно охранять природу и помогать людям.

- Какие цвета у светофора? (красный, желтый, зеленый)
- Я вам раздаю и кружки с этими цветами.

  • Красный цвет – стой! Твои действия приносят вред окружающей среде.
  • Желтый цвет – будь осторожен! Постарайся не нанести вреда природе своими действиями! Соблюдай меру и правила!
  • Зеленый цвет – ты настоящий друг и защитник природы! Твои действия полезны для нее! Продолжай помогать природе!

- Вам нужно показать кружки красного, или желтого, а может зеленого цвета, в зависимости от того какие действия я вам буду говорить, озвучивать. И так…

  1. Дети оставили костер в лесу. (к)
  2. Ребята огородили муравейник. (з)
  3. Девочки не стали рвать ландыши в лесу. (з)
  4. Ребята срезают грибы ножиком. (ж)
  5. Дети очищают парк от мусора. (з)
  6. Ребята увидели гнездо в траве. (ж)
  7. Дети сильно шумят в лесу. (к)
  8. Ребята ходят в парке только по тропинкам. (з)
  9. Мальчик полез в кусты за мячом. (ж)
  10. Дети вешают кормушку. (з)
  11. Мальчики рассматривают жука. (ж)
  12. Дети развешивают скворечники в парке. (з)
  13. Подростки моют мотоцикл в реке. (к)
  14. Мальчик вырезал перочинным ножом свои инициалы на дереве. (к)
  15. Во время прогулки мальчик выбросил ненужную бумажку, найденную у себя в кармане, на землю. (к)
  16. Подростки бросают в бездомную собаку камнями. (к)
  17. Юный корреспондент написал статью в местную газету на экологическую тему. (з)
  18. Рыбаки пользуются для ловли рыбы сетями и электроудочками. (к)
  19. Дети вылечили найденную в лесу птицу. (з)

Ведущая: Молодцы ребята! Уважаемое жюри подводит итоги конкурса, отмечает самые активные команды этого конкурса.
- Далее у нас конкурс "Мои соседи по планете".

- Командам предлагаю выполнить на листах бумаги коллективный рисунок, на котором Вы должны изобразить своих соседей по планете. (ведущий не уточняет, кого именно)
- Ребята, время вышло. Пожалуйста, капитан команды … представляет рисунок своей команды. Спасибо.

- Слово предоставляется команде ..., хорошо. Следующее слово предоставляется команде …, спасибо. Далее команда … ваш рисунок.
- Молодцы ребята! Уважаемое жюри подводит итоги конкурса, а мы продолжаем.
- Продолжаем и у нас конкурс "Экологический".

- Каждой команде задается по два вопроса, за который она сможет заработать 2 балла за каждый правильный ответ. Итого 4 балла.

Задание команде 1

  1. Существование зайца на Земле не безоблачно. То и дело слышишь горькие вздохи о том, что в нашем краю на одного зайца по 10 охотников. К сожалению, это соотношение не так уж преувеличено. Как же зайцы умудряются выжить? (Их спасает плодовитость: выводков бывает до 3 – 4-х в год, и в каждом до восьми детенышей)
  2. Почему в тех странах, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся. (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных)

Задание команде 2

  1. Пользу или вред приносят зайцы природе? (Пользу. Зайцы являются звеном в пищевой цепи. Тот вред, который они приносят, обгладывая кору плодовых деревьев, минимальный, по сравнению с той пользой, которую они приносят природе)
  2. Какие приспособительные признаки помогают животным выжить на Крайнем севере. Теплокровные животные имеют густой мех и толстый слой подкожного жира.

Задание команде 3

  1. Как приспособились растения для жизни в пустыне. (Листья имеют небольшую листовую поверхность, покрыты восковым налетом, у некоторых из них листья превратились в иголки, как у кактусов, длинные корни)
  2. Назовите местообитания следующих животных: песец, белая сова, лемминг, северный олень. (Тундра)

Задание команде 4

  1. Идя на экскурсию в лес, ребята увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести ее в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили, кто прав. (Сон траву рвать нельзя, она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя)
  2. Для чего птице нужен хвост? (управлять полетом, держаться на деревьях)

Задание команде 5

  1. Какую пользу приносят синицы? (Поедают жуков и личинок)
  2. Чем питается медведь, когда спит в берлоге? (Запасом жира)

Задание команде 6

  1. Ему хвост помогает охотиться. Удар хвоста опасен даже для крупных животных Покрытый роговыми пластинками, он тяжелый, как бревно. Мощным хвостом это животное сбивает жертву с ног, подбрасывает вверх и ловит огромной зубастой пастью. (Крокодил)
  2. Ты натер в пути ногу. Какое растение облегчит боль? (Подорожник)

Задание команде 7

  1. Как называют человека, который охраняет лес, следит за порядком? (лесник)
  2. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами. Подсказка: Его считают большим трусишкой. (заяц)

Ведущая: Молодцы ребята! Уважаемое жюри подводит итоги конкурса, а мы продолжаем.
- И следующий конкурс "Конверт с сюрпризом".

В конверте спрятаны рисунки листьев, плодов, ветвей, разных деревьев. Командам необходимо правильно назвать дерево, которому они принадлежат. И еще подумайте о полезных свойствах этого дерева, может где–то и для чего-то используется. Пожалуйста ребята, минутка на обсуждение. Конкурс оценивается в 5 баллов.

  • Дуб (веники дубовые, дольше всех живет, плод желуди – ими питаются различные животные, в годы войны делали муку из этих орехов, которая спасала от голода население)
  • Ель (хвоя выделяет фитонциды, еловые ветки как подкормка животных и профилактика заболеваний, шишки едят клесты)
  • Береза (веник, сок, береста на деготь, музыкальные инструменты)
  • Рябина (ягода богата витаминами, пища птиц – снегирь, свиристель)
  • Осина (кора обладает противомикробным действием, лечебные свойства)
  • Сосна (легки планеты, не прихотливое дерево, ценится хвоей, которая богата витаминами, шишками, богатые смолами, витаминами)
  • Тополь (самое быстрорастущее дерево в городах, чистит воздух в городах)

Ведущая: Итак, слово предоставляется команде … определили, какому дереву принадлежат данный плод, листья. Молодцы ребята!
- Далее слово команде … Спасибо.

- Уважаемое жюри подводит итоги конкурса, данный конкурс оценивается в 5 баллов, а мы продолжаем.
- Предлагаю Вам дорогие участники поиграть в конкурс "Осенние приметы", Ваша задача вспомнить продолжение приметы и произнести ее полностью. За правильный ответ команда получает 1 балл. Только поднимаем руки, не выкрикиваем

  1. Много рябины… (к холоду)
  2. Красный закат… (к ветреной погоде)
  3. Кошка мордочку прячет… (к холоду)
  4. Много паутины … (к долгой сухой осени)
  5. Комары в ноябре - быть… (мягкой зиме)
  6. Поздний листопад… (к суровой и продолжительной зиме)
  7. Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо - … (мороз наступит не скоро)
  8. Гром в сентябре… (к теплой осени)
  9. Если утром пчелы не летят в поле, а сидят по ульям ... (жди дождя)
  10. Воробьи купаются ранней весной ... (к теплу)

Ведущая: Молодцы ребята! Уважаемое жюри подводит итоги конкурса, а мы продолжаем.
- И следующий конкурс, в котором вам предстоит выбрать правильный ответ на вопрос из предложенных. Я вам выдаю карточки от 1-4.

- С помощью карточек вы можете продемонстрировать членам жюри номер, который, по вашему мнению, правильный. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.
- Итак, внимание вопрос.

Самка какого животного имеет довольно скверный характер: она злобна, драчлива и очень трудно приручается?

  1. Лошадь
  2. Зебра
  3. Обезьяна
  4. Медведица

Какой океан является самым большим?

  1. Северный Ледовитый
  2. Тихий
  3. Атлантический
  4. Индийский

У какого водоема бывают притоки?

  1. Море
  2. Болото
  3. Озеро
  4. Река

Сколько процентов земной поверхности покрыто водой?

  1. 70%
  2. 100%
  3. 50%
  4. 30%

В каком озере находится 80% всей пресной воды нашей страны?

  1. Байкал
  2. Лох-Несс
  3. Святое
  4. Ладожское

На страницах какого цвета в Красной книге записаны те животные, количество которых уменьшается?

  1. Красного
  2. Белого
  3. Серого
  4. Желтого

Какой рыбы нет в природе?

  1. Рыба-игла
  2. Рыба-молот
  3. Рыба-ножницы
  4. Рыба-нож

Ведущая: Спасибо дорогие участники! Жюри подводит итоги.
- А мы продолжаем, и у нас следующий конкурс. Условие: каждая команда выбирает себе цвет карточки (сектора). Выбираем ... я поясню,

  1. Зеленый цвет – это вопросы о растениях.
  2. Синий цвет – вопросы о птицах.
  3. Красный цвет – вопросы о животных.
  4. Желтый цвет – насекомые.
  5. Розовый цвет – вопросы о грибах.
  6. Белый цвет – вопросы на знание заповедника "Хакасский".
  7. Оранжевый цвет – вопросы о рыбах.

- В каждом секторе 5 вопросов, если команда отвечает на все пять вопросов, получает 5 баллов, если на 4-4, на 3-3, на 2-2, на 1-1 балл.

Вопросы к зеленому сектору "Растения"

  1. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет. (На срубе четко видны годовые кольца. Сколько колец, столько лет)
  2. Что за трава, которую и слепые знают? (Крапива)
  3. Дерево - символ нашей Родины. (Береза)
  4. Какие лекарственные травы лечат простуду? (Мать-и-мачеха, подорожник, душица, мята и др.)
  5. Какая ягода бывает черной, красной, белой? (Смородина)

Вопросы синего сектора "Птицы"

  1. Пингвин птица или нет? (Да)
  2. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет)
  3. Какая птица может поворачивать голову на 270 градусов? (Сова)
  4. акая птица выводит птенцов зимой? (Клест)
  5. Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом)

Вопросы красного сектора "Животные"

  1. Кто меняет шубу 2 раза в год? (Лиса, белка, заяц)
  2. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Умирает)
  3. Какой хищный зверь падок до малины? (Медведь)
  4. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
  5. Какие животные спят зимой? (Медведь, ёж)

Вопросы желтого сектора "Насекомые"

  1. Как узнать о приближении дождя, наблюдая за муравейником. (Перед дождем муравьи прячутся в муравейник и закрывают все ходы)
  2. Какую пользу приносят черви? (Рыхлят землю)
  3. Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (Стрекозы)
  4. Волосатая, зеленая, Хоть и много ножек, Бегать все равно не может. (Гусеница)
  5. Не зверь, не птица, носок, как спица. Летит-кричит, сядет - молчит. (Комар)

Вопросы розовый сектор "Грибы"

  1. Грибы, растущие под осинами. (подосиновики)
  2. Ядовитый гриб, шляпка красная с белыми точками. (Мухомор)
  3. Гриб оранжевого цвета, никогда не бывает червивым. (Лисичка)
  4. Сколько живет гриб? (5-10 дней)
  5. Сколько лет живет грибница? (До 100 лет)

Вопросы Белый цвет – вопросы на знание заповедника "Хакасский"

  1. Сколько кластерных участков включает в себя заповедник "Хакасский"? (9)
  2. Самое большое по площади озеро в Хакасии? (Беле)
  3. Самый большой участок Заповедник "Хакасский". (заимка Лыковых)
  4. На базе каких Государственных природных заповедников образован Заповедник "Хакасский". ("Чазы" и "Малый Абакан")
  5. Сильноминерализованное озеро, обладающее высокими лечебными качествами? (Шира)

Вопросы Оранжевый сектор - вопросы на тему Рыбы"

  1. Какую рыбу на Руси уважительно величали "боярином"? (Осетра – за вкус, икру, красоту, размер)
  2. Может ли рыба моргать? (нет, у нее нет век)
  3. Удивительная эта рыба: в теплую погоду уходит в холодные реки, забивается в самую глухомань и ищет норы поглубже; заядлый хищник? (Налим)
  4. Какая пресноводная рыба среди водорослей темно-зеленая, на песчаной отмели – золотисто – желтая, а у коряги – бурая? Ее еще называют "речным волком". (Щука)
  5. Какие рыбы, обитающие в Енисее, имеют усики? (Сом, сазан, усач, карп)

Ведущая: Спасибо дорогие участники! Жюри подводит итоги. А мы продолжаем, и у нас следующий конкурс "Игра в прядки".
- Попрошу капитанов команд подойти ко мне и выбрать задание для своей команды.

- Условие данного конкурса: У Вас есть задание с зашифрованными словами. Ответьте на вопрос и вставьте пропущенные буквы. 2 Минутки на обсуждение. Данный конкурс оценивается в 2 балла.

Задание команде 1
Хищничество - это когда животные одного вида поедают животных другого вида. Приведите пример. (волк и заяц, лисица и мышь)

Слово "Хищничество"Слово "Хищничество"

Задание команде 2
Паразитизм. Форма взаимоотношений между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида в течение определенного времени Приведите пример. (кошка и легочный сосальщик, все паразиты, клещи, человек – бычий цепень, аскарида паразитирует в кишечнике человека и других млекопитаюших)

Слово "Паразитизм"Слово "Паразитизм"

Задание команде 3
Конкуренция. Возникает тогда, когда у двух видов есть схожие потребности. Они могут конкурировать за воду, пищу. Различают еще межвидовую (борьба между особями разных видов) и внутривидовую (борьба между особями одного вида) Приведите пример. (волк и лиса – конкуренты)

Слово "Конкуренция"Слово "Конкуренция"

Задание команде 4
Симбиоз - это когда животные взаимодействуют друг с другом взаимовыгодно. Возьмем как пример опыление растений. Растения получают возможность размножаться благодаря насекомым, а насекомые питаются нектаром. (Гриб + осина, рак-отшельник и актиния)

Слово "Симбиоз"Слово "Симбиоз"

Задание команде 5
Нахлебничество схоже с симбиозом и паразитизмом, но в данном случае организм получает питательные вещества от другого и не наносит при этом вреда. Примером являются отношения льва и гиены. Лев ловит и поедает добычу, а гиена подбирает то, что осталось.

Слово "Нахлебничество"Слово "Нахлебничество"

Задание команде 6
Браконьерство незаконные действия по добыче или уничтожению диких животных, рубке леса с нарушением установленных запретов.

Слово "Браконьерство"Слово "Браконьерство"

Задание команде 7
Заповедник – особо охраняемая территория, на которой сохраняются и изучаются природные процессы. Эта строгая форма территориальной охраны запрещает любую хозяйственную деятельность.

Слово "Заповедник"Слово "Заповедник"

Ведущая: Ребята, время вышло. Пожалуйста, капитан команды зачитывает задание и ответ. Слово предоставляется команде …, хорошо. Следующее слово предоставляется команде …, спасибо. Далее команда … ваше задание и ответ…
- Молодцы ребята! Уважаемое жюри подводит итоги конкурса.

- Итак, завершается наша игра. Кому – то сегодня повезло чуть больше, кому – то чуть меньше. Думаю, жюри по достоинству оценит ваши старания. Вам слово, уважаемое жюри.

Награждение

- Третье место в экологическом турнире занимает команда…
- Второе место занимает команда…
- И Первое место занимает команда … Поздравляем!

Ведущая: И закончить наш турнир мне хотелось бы такими словами:

Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим!

- Наш экологический турнир подошел к концу. Давайте, ребята, всегда помнить эти слова!
- Постараемся сохранить красоту и богатство нашей планеты.

Размер:
101.69 Kb
Скачали:
14