Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья усиливает значимость социально-реабилитационной и социокультурной деятельности, целью которой является максимально-достижимая адаптация к жизни, предоставление детям с ОВЗ шанса сформировать навыки социальной ориентации, этики и культурного поведения.
Важная роль в осуществлении данного процесса принадлежит искусству. Адаптационные возможности искусства по отношению к ребенку с ОВЗ связаны с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, содействует реализации его творческих потребностей, предоставляет ему неограниченные возможности для самовыражения и самореализации как в процессе творчества, так и в процессе познания своего "Я". Создание ребенком продуктов художественной деятельности облегчает ему процесс его коммуникации и установления отношений с окружающими.
Суть арт-терапии заключается в терапевтическом воздействии посредством художественного творчества
Данная программа "Терапия творчеством" ориентирована на особые образовательные потребности конкретных детей и построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку с ОВЗ.
Дополнительно запланированные занятия изотерапией (для детей с УО), должны положительно повлиять не только на ребенка (расширение познаний об окружающем мире, развитие всех психических функций, интенсивное развитие речи, формирование позитивного отношения к себе и окружающим), но и на всю семью, улучшая ее микроклимат.
Актуальность данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что:
- программа социально ориентирована на детей, требующих особого внимания;
- предназначена для удовлетворения образовательных потребностей детей с ОВЗ в области изобразительного искусства;
- способна обеспечивать включение ребенка в новые формы организации социальной жизни, тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в существующей социальной среде;
- обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов ребенка, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех;
- может обеспечить включение ребенка с ОВЗ в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, интересов, ценностных ориентаций, тем самым способствовать его реабилитации и социализации;
- обеспечивает оказание досуговых услуг в области художественно-изобразительной деятельности, которые пользуются все большим спросом у детей с ОВЗ и у их родителей.
Отличительные особенности данной программы:
- возможность выбирать, варьировать техники.
- экспериментальная деятельность, положена в основу содержания программы.
Новизна программы заключается в том, что для достижения наилучших результатов на занятиях используются не только традиционные художественные средства (карандаши, гуашь, акварель, пастель), но и другие материалы для детского творчества (различные виды цветной и самоклеющейся бумаги, картона, крупа, песок, ватные диски и палочки, разнообразные виды пластилина и т.д.)
Отличительной особенностью данной программы является знакомство с различными техниками в живописи: точечная, кляксография, пластилинография, аппликация из круп и др.
Программа включает следующие формы обучения детей: теорию и практические занятия:
- индивидуальные, групповые и комбинированные занятия;
- лабораторно-практические занятия;
- экскурсии;
- самостоятельные работы.
Целевое назначение программы: организация интересного досуга ребенка средствами изобразительного искусства в учреждении временного пребывания детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, интеграция в социум.
Задачи:
- помочь ребенку преодолеть отчуждение, замкнутость, развивая средствами предметной и игровой деятельности;
- снятие физического и психологического напряжения, увеличение периодов работоспособности;
- развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности;
- способствовать развитию мелкой моторики и дифференцированных движений пальцев, кисти рук.
Дополнительная общеобразовательная программа "Терапия творчеством" построена на модульном принципе представления содержания
Срок освоения каждого модуля рассчитан на один реабилитационный курс. Модуль может быть выбран родителями, ребенком, может быть предложен социальным педагогом. Длительность занятий 20 – 30 минут.
Время может меняться с учетом индивидуальных особенностей ребенка и с учетом диагноза заболевания. Процесс обучения рассчитан на 4-8 занятий. Педагог может вносить изменения в содержание индивидуальной программы реабилитационных мероприятий ребенка.
Ожидаемые результаты:
Коррекционно-развивающая программа педагогической арт-терапии "Терапия творчеством" обеспечит:
- Оптимальное социокультурное развитие личности ребенка через активизацию и интенсификацию арт-деятельности детей в условиях временного коллектива.
- Максимально быструю адаптацию средствами искусства в новом коллективе.
- Выявление и инициацию потенциальных художественных возможностей каждого ребенка.
- Обогащение новым опытом художественной деятельности.
- Развитие эмоциональной сферы и творческой активности детей.
- Повышение мотивации к различным видам искусства.
- Развитие и коррекция коммуникативных качеств личности, навыков конструктивного общения.
Модуль 1. "Кляксография"
Цель: обучить различным вариативным способам изображения в технике "Кляксография"
Задачи:
- вызвать интерес к "оживлению" необычных форм (клякс), учить дорисовывать детали объектов (клякс), для придания им законченности и сходства с реальными образами; учить видеть необычное в обычном;
- развивать образное мышление, гибкость мышления, восприятие, воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности;
- воспитывать аккуратность в рисовании красками.
Темы занятий:
- Освоение техники работы "От пятна"
- Кляксография – эксперементтирование "Осеннее дерево"
- "Цветы для бабочки"
- "Загадочные струйки"
- "Приключения Кляксы"
Сформированные навыки и умения:
- Знакомство с использованием нетрадиционной техники рисования –кляксографией, ее выразительными возможностями.
- Умение передавать силуэтное отражение.
- Навык дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами.
Модуль 2. "Пластилинография"
Цель: развитие у детей художественно - творческих способностей при помощи пластилинографии.
Задачи:
- Учить передавать простейший образ предметов, явлений окружающего мира посредством пластилинографии.
- Учить основным приемам пластилинографии (надавливание, размазывание, отщипывание, вдавливание).
- Учить работать на заданном пространстве.
- Учить принимать задачу, слушать и слышать речь воспитателя, действовать по образцу, а затем по словесному указанию.
Темы занятий:
- Консультация для родителей "Пластилинография - это интересно!"
- Конспект занятия "Рисуем пластилином".
- Конспект занятия по лепке методом пластилинографии "Друзья для щенка".
- Занятие по пластилинографии "Украсим кукле платье".
- Занятие по пластилинографии "Листопад".
- Конспект занятия "Ёлочка нарядная".
Работа публикуется в сокращении. Скачать полную версию дополнительной общеразвивающей программы "Терапия творчеством" с учебно-тематическим планом вы можете по ссылке ниже.
Протасова Вера Васильевна, социальный педагог ОК и ДП г. Иркутск
terapiya-tvorchestvom.rar
Размер:
25.71 Kb