Наше учреждение в этом году перешло на основную образовательную программу дошкольного образования "Вдохновение" под редакцией И.Е. Федосеевой.
Организация образовательной деятельности выстраивается на основе проектов, темы проектов выбираются совместно с участниками образовательных отношений.
Иногда по инициативе их интересов, иногда по выбору родителей (пишем на выбор три темы), иногда на основе образовательных целей и задач педагога. Проектная деятельность по программе "Вдохновение" предполагает активное участие всех педагогов учреждения. Так и я была приглашена в сентябре в подготовительную группу в проект "Мое настроение". Мне понравилось, зарядилась положительной энергией и решила реализовать одну из своих давних задумок – проект по теме "Стресс и стрессоустойчивость".
Выбор темы проекта был неслучайным. Наблюдение за детьми выявило то, что дети часто испытывают стресс под воздействием ситуаций, но не все знают, как избавиться от эмоционального напряжения
Более того данная тема также заявлена и рекомендована для реализации в программе "Вдохновение". Зная технологии по снятию эмоционального напряжения с дошкольниками, решила реализовать их в проекте, тем самым обучить навыкам и умениям работы и борьбы со стрессом.
Реализовав проект в разных возрастных группах, могу сказать, что данный проект подходит как для детей с нормой, так и для детей с особыми возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями).
Программа проекта была основана на арт-терапии, так как ее техники, методы и приемы являются наиболее здоровьесберегающими и обоснованными для работы с детьми. Уже в 30-е годы прошлого столетия начали использовать арт-терапию на вывезенных испытавших стресс детях, оказавшихся в зоне военных действий, а точнее в фашистских лагерях.
Образовательная деятельность в рамках проекта была выстроена по центрам активности и видам деятельности. Так, в совместной образовательной деятельности детям были предложены изобразительная и коммуникативная деятельность, которые реализовывались путем решения следующих задач:
Во время самостоятельной деятельности в течение дня были определены следующие виды деятельности воспитанников: рисование, лепка, игра и экспериментирование.
Также во время совместной и самостоятельной деятельности в Центре открытой площадки были отработаны коммуникативная, игровая, познавательно-исследовательская и двигательная деятельности. Реализация проекта охватывает все области развития воспитанников.
Задачи социально-коммуникативного развития:
Задачи позновательного развития:
Задачи речевого развития:
Задачи художественно-эстетического развития:
Задачи физического развития:
Начало проекта было реализовано с детского совета, во время которого была использована модель 3-х вопросов. Вместе с детьми мы ответили на вопросы: что мы знаем о стрессе? Что мы хотим узнать? Как узнать?
Далее был составлен лотос-план, в котором были определены следующие образовательные ситуации:
В центре книги запланировали следующую работу: найти картинки и фотографии эмоций, составить сказку про спокойствие, составить правила и техники расслабления для родителей.
В центре искусства воспитанники рисовали то, что они представляли под музыку, изображали каракули, выдували рисунки. В данной работе была задействована изотерапия, давно зарекомендававшая себя как эффективный и действенный метод работы с стрессовыми ситуациями. Во время изобразительного воздействия было использовано индивидуальное, парное и групповое рисование. В этом же центре исскуства воспитанники работали с пластилиновыми эмоциями, так как лепка является также одним из самых эффективных способов в работе со стрессами.
В центре науки по инициативе воспитанников и при участии педагога по экспериментированию мы делали игрушку антистресс-слайм, а также узнавали как можно быстро расслабиться и как научиться не переживать.
В центре расслабления были использованы методики прогрессивной мышечной релаксации Э. Джекобсона – изучение 10 шагов мышечной релаксации и дыхательные практики: "Надувание воздушного шарика", "Правильное дыхание: разогреться или остыть", "Визуальное дыхание". Данные техники направлены на преодоление неприятных мыслей и воспоминаний, а также контроль дыхания помогает быстро успокоиться.
В центре игры были реализованы игры в парах и в группе. В данном центре воспитанниками были разыграны ситуации, также в игре дети учились определять и отгадывать эмоциональные состояния, которые испытывают люди. В этом центре воспитанниками было освоено "Успокаивающее лото", которое является отличным способом отдохнуть.
Во время реализации данного проекта к участию привлекались и родители, выполняя поставленные перед ними задачи в создании альбома с фотографиями и рисунками своих детей "Это Я". Данные альбомы создавались с целью изучения эмоциональных состояний, которые свойственны каждому человеку.
Данные альбомы были рассмотрены и обсуждены воспитанниками группы во время встреч. Работа была поставлена таким образом, чтобы дети отгадывали эмоции и чувства, которые испытывает ребенок на фотографии, а затем старались изобразить и прочувствовать данную эмоцию, тем самым развить свой эмоциональный интеллект.
Во время реализации проекта воспитанники передали памятки с правилами и техниками расслабления родителям.
Рефлексия данного проекта была проведена в виде создания тематического постера "Дерево стрессоустойчивости". Все умения и навыки, освоенные воспитанниками во время участия в проекте были отражены на дереве, где ствол – это оптимизм, корни дерева – это самопринятие, помогающее противостоять любым невзгодам и испытаниям, ветви - это стратегии преодоления негативных эмоций, а листья – это умения расслабляться.
Данный образ взят не случайно, так как метафорическое значение дерева – это жизнь, рост, укоренение. Дерево отражает внутреннее состояние человека, и в нашем случае проект и был нацелен на развитие стрессоустойчивых, полноценных личностей в лице наших воспитанников.