Дополнительная общеобразовательная программа естественно-научной направленности "Занимательная математика"

Возраст детей: 11-12 лет.
Срок реализации образовательной программы: 1 год, 108 часов, занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятий - 1 час. Наполняемость групп 15-18 человек.

Курс "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению общественно-научное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации.

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.

Новизна программы состоит в том, что по форме организации образовательного процесса является модульной, состоит из 4 модулей, логически и последовательно дополняющих друг друга и расширяющих математические знания обучающихся.

Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях, так как, если развитием этих способностей специально не заниматься, то они угасают.

Педагогическая целесообразность
Разработанная программа "Занимательная математика" основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включенных в программу, способствует развитию речи учащихся.

Программа универсальна, по ней можно заниматься с детьми разного возраста и различного уровня подготовки, используя одну и ту же тему меняя лишь задачи. Познавательный материал курса будет способствовать формированию функциональной грамотности – умению воспринимать и анализировать информацию. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами.

Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.

Задачи:

  • Научить правильно применять математическую терминологию.
  • Подготовить учащихся к участию в олимпиадах.
  • Совершенствовать навыки счета.
  • Научить делать доступные выводы и обобщения, обосновывать собственные мысли.
  • формировать навыки самостоятельной работы.
  • Формировать приемы умственных операций школьников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), умения обдумывать и планировать свои действия.
  • Развивать математическое мышление, смекалку, эрудицию.
  • Развитие у детей вариативного мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Программа способствует:

  1. Развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию воли и характера.
  2. Созданию условий для формирования и развития практических умений обучающихся решать нестандартные задачи, используя различные методы и приемы.
  3. Выявлению одаренных детей.
  4. Развитию интереса к математике.

Программа "Занимательная математика" предусматривает достижение следующих результатов образования:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
  • умение высказывать свое мнение и аргументировать его;
  • сформированность мотивации к учению и познанию;
  • владение способами исследовательской деятельности;
  • сформированность творческого мышления.

Предметные результаты: освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Критерии и способы определения результативности

Отслеживание результативности в ходе реализации программы осуществляется с помощью:

  • игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.);
  • собеседования (индивидуальное и групповое);
  • тестирования;
  • проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

Программа "Занимательная математика" предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении новых математических сведений, понятий; второй - практический, где обучающийся решают задачи, применяя полученные знания

Наиболее рациональным способом учета знаний, умений будет проведение контрольных работ обучающихся после каждого изучаемого раздела, в виде игры, конкурса. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся.

Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, тематические игры, творческие конкурсы, написание доклада, выпуск математических газет, школьные и городские олимпиады.

Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

Учебный план ДОП "Занимательная математика"

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Модуль 1. Из истории математики. Великие математики.

24

 

6     

18

2

Модуль 2. Числа и цифры.

28

 8

20

3

Модуль 3. Задачи на смекалку.

20

3

17

4

Модуль 4. Геометрия. Геометрические головоломки.

36

7

29

 

Итого

108 часов

24

84

Работа публикуется в сокращении, скачать полную версию рабочей программы курса "Занимательная математика" вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!