Возраст детей: 11-12 лет.
Срок реализации образовательной программы: 1 год, 108 часов, занятия проводятся 3 раза в неделю. Продолжительность занятий - 1 час. Наполняемость групп 15-18 человек.
Курс "Занимательная математика" входит во внеурочную деятельность по направлению общественно-научное развитие личности. Программа предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Новизна программы состоит в том, что по форме организации образовательного процесса является модульной, состоит из 4 модулей, логически и последовательно дополняющих друг друга и расширяющих математические знания обучающихся.
Актуальность программы обусловлена необходимостью создания условий для развития интеллектуальных возможностей, стремления детей к творческому мышлению, умения принимать неожиданные и оригинальные решения в нестандартных ситуациях, так как, если развитием этих способностей специально не заниматься, то они угасают.
Педагогическая целесообразность
Разработанная программа "Занимательная математика" основана на получении знаний по истории математики, углублении знаний о метрической системе мер и мер времени. Она расширяет понятия о натуральном числе, нуле и натуральном ряде чисел. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами. В программу включены игры, задачи-шутки, задачи на смекалку, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления. Заучивание стихотворений, включенных в программу, способствует развитию речи учащихся.
Программа универсальна, по ней можно заниматься с детьми разного возраста и различного уровня подготовки, используя одну и ту же тему меняя лишь задачи. Познавательный материал курса будет способствовать формированию функциональной грамотности – умению воспринимать и анализировать информацию. Материал программы тесно связан с различными сторонами нашей жизни, а также с другими учебными предметами.
Цель программы – создание условий для повышения уровня математического развития учащихся, формирования логического мышления посредством освоения основ содержания математической деятельности.
Задачи:
Программа способствует:
Программа "Занимательная математика" предусматривает достижение следующих результатов образования:
Предметные результаты: освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Критерии и способы определения результативности
Отслеживание результативности в ходе реализации программы осуществляется с помощью:
Программа "Занимательная математика" предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении новых математических сведений, понятий; второй - практический, где обучающийся решают задачи, применяя полученные знания
Наиболее рациональным способом учета знаний, умений будет проведение контрольных работ обучающихся после каждого изучаемого раздела, в виде игры, конкурса. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся.
Контроль и оценка результатов освоения программы зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, тематические игры, творческие конкурсы, написание доклада, выпуск математических газет, школьные и городские олимпиады.
Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.
№ |
Наименование модуля |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Модуль 1. Из истории математики. Великие математики. |
24
|
6 |
18 |
2 |
Модуль 2. Числа и цифры. |
28 |
8 |
20 |
3 |
Модуль 3. Задачи на смекалку. |
20 |
3 |
17 |
4 |
Модуль 4. Геометрия. Геометрические головоломки. |
36 |
7 |
29 |
|
Итого |
108 часов |
24 |
84 |
Работа публикуется в сокращении, скачать полную версию рабочей программы курса "Занимательная математика" вы можете по ссылке ниже