Из опыта работы МБУ ДО "ДДТ № 1" Новокузнецкого г.о.
В настоящее время обучение с применением дистанционных образовательных технологий становится все более актуальным и востребованным.
К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые подразделяются на следующие виды...
О дистанционном обучении говорится давно. Все недочеты и проблемы дистанционных форм обучения отошли на второй план в период пандемии новой коронавирусной инфекции 2020 года. Это стало вызовом для всего общества, в том числе и для системы образования. В условиях самоизоляции вынужденной заменой очным занятиям стало дистанционное обучение.
В ситуации пандемии остро встал вопрос о том, как в новой реальности организовано дополнительное образование детей. Учреждения встали перед необходимостью сохранить учебный процесс в режиме самоизоляции, и удаленное обучение стало единственным возможным вариантом.
Создание системы непрерывного дистанционного учебного процесса для дополнительного образования – задача крайне сложная. Для эффективного обучения детей творчеству в виртуальном формате требуется совокупность правильной административной тактики и высокого профессионализма, а также находчивости педагогических работников.
Практика показала, что для компетентной и качественной работы в дистанционном режиме обучения педагоги дополнительного образования не подготовлены, как теоретически, так и практически. Этот формат работы для педагогов новый и непривычный. Перед педагогами встала задача – организовать и наладить дистанционное обучение, используя средства удаленной цифровой связи.
Наше учреждение выбрало несколько направлений деятельности для организации дополнительного образования в режиме сложной эпидемиологической ситуации:
В отличие от общеобразовательных школ, учреждения дополнительного образования не имеют сетевых платформ и инструментов, применяемых для организации учебного процесса в системе общего образования (Школьный портал, Фоксфорд, ЯКласс, Учи.ру и др.). В результате, каждое учреждение дополнительного образования столкнулось с необходимостью самостоятельного выбора пути перенесения своей деятельности в виртуальный формат.
Оригинальных платформ для организации дополнительного образования детей не очень много. Из-за форс-мажора для этого не было создано точных инструкций и единого инструментария, поэтому поначалу задача казалась достаточно сложной. Каждый педагог Дома детского творчества №1 решал для себя сам, какие платформы и методы он будет использовать.
Популярным инструментом стал официальный сайт организации и сайты учителей, где размещаются задания для самостоятельного обучения к каждому занятию. Платформа Zoom позволяет осуществлять "обучение на расстоянии" достаточно комфортно.
Мессенджер WhatsApp. Родительские чаты используются для рассылки: напоминаний о занятии; идентификатора и пароля конференции; домашних заданий.
Взаимодействие видео хостинга Youtube и официального сайта учреждения. Педагог публикует видеоурок на сайте Youtube, затем ролик размещается на соответствующей вкладке сайта учреждения. Обратная связь организована посредствам электронной почты.
Используются эфиры в Instagram, так как здесь можно регулировать доступ, видеоуроки доступны в течение двадцати четырех часов, а если сохранить - то еще дольше. Это позволяет людям просматривать записи в любое удобное время и не быть привязанными к расписанию.
Официальная группа социальной сети "В Контакте" (а также группы Вк всех детских объединений) и Мессенджер Instagram позволяет педагогам размещать:
Дистанционное обучение стало испытанием для всех – педагогов, детей и их родителей. Несколько недель обучения в таком режиме выявили ряд проблем:
Пандемия короновируса разделила нашу жизнь на "до" и "после", но, несмотря на все сложности и проблемы, которые выявились при переходе образовательных организаций на дистанционное обучение, стала очевидна необходимость его внедрения в практику дополнительного образования.
В основном педагогам удалось оперативно изменить содержание и формы обучения с учетом поиска и применения новых интересных образцов практики. Появилось понимание того, что дистанционное образование может использоваться как дополнительный образовательный ресурс как за рамками непосредственного процесса освоения программы, так и для разнообразия форм самой образовательной деятельности, повышая доступность дополнительного образования.
Таким образом, главное при организации дистанционного обучения - это овладеть инструментарием и не бояться экспериментировать, пробовать новые форматы, делиться своим опытом с другими.
Помнить, что дистанционная форма обучения - это новый подход при построении образовательной деятельности в современных реалиях, где, по-прежнему, в центре внимания остаются дети с их интересами, потребностями и возможностями.