Из опыта работы: Дополнительное образование в период пандемии

Из опыта работы МБУ ДО "ДДТ № 1" Новокузнецкого г.о.

В настоящее время обучение с применением дистанционных образовательных технологий становится все более актуальным и востребованным.

К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые подразделяются на следующие виды...

  1. Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) - средства коммуникаций, позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника процесса, независимо друг от друга. К данному типу коммуникаций можно отнести форумы, электронную почту, wiki–сайт и т.д.;
  2. Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение) – это средства коммуникации, позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени. Это голосовые и видеоконференции (чаты), технологии Skyp, и т.д. Такие технологии удобны, когда участники территориально удалены друг от друга.

О дистанционном обучении говорится давно. Все недочеты и проблемы дистанционных форм обучения отошли на второй план в период пандемии новой коронавирусной инфекции 2020 года. Это стало вызовом для всего общества, в том числе и для системы образования. В условиях самоизоляции вынужденной заменой очным занятиям стало дистанционное обучение.

В ситуации пандемии остро встал вопрос о том, как в новой реальности организовано дополнительное образование детей. Учреждения встали перед необходимостью сохранить учебный процесс в режиме самоизоляции, и удаленное обучение стало единственным возможным вариантом.

Создание системы непрерывного дистанционного учебного процесса для дополнительного образования – задача крайне сложная. Для эффективного обучения детей творчеству в виртуальном формате требуется совокупность правильной административной тактики и высокого профессионализма, а также находчивости педагогических работников.

Практика показала, что для компетентной и качественной работы в дистанционном режиме обучения педагоги дополнительного образования не подготовлены, как теоретически, так и практически. Этот формат работы для педагогов новый и непривычный. Перед педагогами встала задача – организовать и наладить дистанционное обучение, используя средства удаленной цифровой связи.

Наше учреждение выбрало несколько направлений деятельности для организации дополнительного образования в режиме сложной эпидемиологической ситуации:

  1. Ведение занятий в дистанционной форме. С целью создания наиболее комфортных условий для учащихся было принято решение полностью сохранить привычное расписание. Для ведения занятий в дистанционной форме каждый педагог мог выбрать для себя более подходящий инструмент сетевого взаимодействия с учащимися.
  2. Проведение дистанционных мастер-классов, выставок работ учащихся, конкурсов в сети Internet.

В отличие от общеобразовательных школ, учреждения дополнительного образования не имеют сетевых платформ и инструментов, применяемых для организации учебного процесса в системе общего образования (Школьный портал, Фоксфорд, ЯКласс, Учи.ру и др.). В результате, каждое учреждение дополнительного образования столкнулось с необходимостью самостоятельного выбора пути перенесения своей деятельности в виртуальный формат.

Оригинальных платформ для организации дополнительного образования детей не очень много. Из-за форс-мажора для этого не было создано точных инструкций и единого инструментария, поэтому поначалу задача казалась достаточно сложной. Каждый педагог Дома детского творчества №1 решал для себя сам, какие платформы и методы он будет использовать.

Популярным инструментом стал официальный сайт организации и сайты учителей, где размещаются задания для самостоятельного обучения к каждому занятию. Платформа Zoom позволяет осуществлять "обучение на расстоянии" достаточно комфортно.

Мессенджер WhatsApp. Родительские чаты используются для рассылки: напоминаний о занятии; идентификатора и пароля конференции; домашних заданий.

Взаимодействие видео хостинга Youtube и официального сайта учреждения. Педагог публикует видеоурок на сайте Youtube, затем ролик размещается на соответствующей вкладке сайта учреждения. Обратная связь организована посредствам электронной почты.

Используются эфиры в Instagram, так как здесь можно регулировать доступ, видеоуроки доступны в течение двадцати четырех часов, а если сохранить - то еще дольше. Это позволяет людям просматривать записи в любое удобное время и не быть привязанными к расписанию.

Официальная группа социальной сети "В Контакте" (а также группы Вк всех детских объединений) и Мессенджер Instagram позволяет педагогам размещать:

  • учебные занятия в форме видео материалов и видео лекций, сопровождающих их или автономных учебно-методических материалов, заданий к ним; в конце каждого занятия педагог дает задание; свои работы учащиеся размещают в комментариях к занятию; педагоги в обязательном порядке выражают свое отношение к работам детей не только лайками, но и в виде текстовых или аудио рецензий, устных онлайн-консультациях, присылает комментарии личными сообщениями;
  • мастер-классы в виде роликов или презентаций;
  • дистанционные выставки рисунков, работ декоративно-прикладного творчества детей;
  • конкурсное выступление участников в ходе дистанционных конкурсов.

Дистанционное обучение стало испытанием для всех – педагогов, детей и их родителей. Несколько недель обучения в таком режиме выявили ряд проблем:

  • отсутствие нормативно-правовой базы по применению дистанционных образовательных технологий;
  • недостаток и неприспособленность технологического оборудования, как у педагогов, так и у детей;
  • необходимость внесения изменений в существующие образовательные программы;
  • переутомление детей при многочасовом нахождении за компьютером, обучаясь дистанционно по школьным программам и по программам дополнительного образования;
  • убежденность части родителей во вреде цифровых устройств;
  • для многих родителей становится отсутствие возможности обеспечить продуктивную занятость детей и подростков вне дома под присмотром опытного наставника.

Пандемия короновируса разделила нашу жизнь на "до" и "после", но, несмотря на все сложности и проблемы, которые выявились при переходе образовательных организаций на дистанционное обучение, стала очевидна необходимость его внедрения в практику дополнительного образования.

В основном педагогам удалось оперативно изменить содержание и формы обучения с учетом поиска и применения новых интересных образцов практики. Появилось понимание того, что дистанционное образование может использоваться как дополнительный образовательный ресурс как за рамками непосредственного процесса освоения программы, так и для разнообразия форм самой образовательной деятельности, повышая доступность дополнительного образования.

Таким образом, главное при организации дистанционного обучения - это овладеть инструментарием и не бояться экспериментировать, пробовать новые форматы, делиться своим опытом с другими.

Помнить, что дистанционная форма обучения - это новый подход при построении образовательной деятельности в современных реалиях, где, по-прежнему, в центре внимания остаются дети с их интересами, потребностями и возможностями.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!