Проблема выбора метода работы возникала перед педагогами всегда. В современных условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником.
Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой (например, тьюторской). Как организовать обучение через желание?
Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний? Одной из таких форм обучения, апробированной мной, стало проведение дистанционного курса "На перекрестке наук".
Дистанционное обучение по данному курсу, направлено на активизацию школьников в собственном образовании на стыке наук: физики, биологии, химии, экологии, географии обеспечивает возможности изучения данных учебных дисциплин на межпредметном уровне. Курс предусматривает практико-ориентированную деятельность учащихся при ознакомлении с приемами к проведению различных методов исследований по оценке состояния окружающей среды.
Этот курс актуален при предпрофильном и профильном обучении в старшей школе. Он поможет старшекласснику сориентироваться в выборе профильного предмета и в последствии бедующей профессии. Обучение осуществляется с использованием современных информационных технологий, через школьный сайт или сайт учителя. Курс разделен на две сессии: осенняя (октябрь) и весенняя (апрель).
Каждая сессия включает по четыре этапа. Активные и мотивированные учащиеся прошедшие обучение награждаются сертификатами и дипломами.
Цель курса: способствовать формированию естественнонаучного мировоззрения учащихся на основе глубокого анализа взаимосвязи физики, химии, биологии, экологии и географии.
Задачи курса:
Актуальность дистанционного курса
По окончании основной школы у учащихся должна быть сформирована единая научная картина мира, однако практика показывает, что основные законы природы у учащихся ассоциируются только с конкретным учебным предметом. Если речь идет о физике, то учащиеся вспоминают закон сохранения энергии, закон сохранения импульса и некоторые другие; о химии – закон сохранения массы вещества, периодический закон, закон Авогадро; о биологии – закон естественного отбора, законы Менделя и т.д.
Учащиеся не всегда могут выделить основные фундаментальные законы природы и показать их конкретное применение для объяснения различных явлений природы. Выполняя задания, на стыке сразу нескольких наук, ученик может уже выбрать то направление, с которым он свяжет свою бедующую профессию.
Таблица. Программа дистанционного обучения (осенняя сессия - октябрь)
Тема: На перекрестке физики, биологии, химии |
Сроки выполнения |
Форма отчетности |
Молекулярно – кинетическая теория и биологические явления. |
1 неделя |
Отправка ответов на электронный ящик |
Квантовая теория и биологические явления. |
2 неделя |
Отправка ответов на электронный ящик |
Закон сохранения энергии и биологические явления |
3 неделя |
Отправка ответов на электронный ящик |
Эксперимент в домашних условиях |
4 неделя |
Представление отчетов по итогам домашнего эксперимента (видеоотчет, презентации, слайд-шоу) |
Таблица. Программа дистанционного обучения (весенняя сессия - апрель)
Тема: На перекрестке экологии, химии и биологии |
Сроки выполнения |
Форма отчетности |
Здоровье |
1 неделя |
Отправка решение задач на электронный ящик |
Вода |
2 неделя |
Отправка решение задач на электронный ящик |
Воздух |
3 неделя |
Отправка решение задач на электронный ящик |
Почва |
4 неделя |
Отправка решение задач на электронный ящик |
Файлами прикрепляются задания и теоретические разъяснения по темам.
Вот некоторые из них:
Молекулярно – кинетическая теория и биологические явления.
Молекулярно-кинетическая теория – одна из фундаментальных научных теорий, утверждающая древнейшую научную идею – идею о дискретности вещества. Она служит основой для объяснения многих физических, химических, биологических явлений, без нее не может обойтись ни одна из естественных наук. О значении этой теории образно сказал известный американский физик Р. Фейнман.
Он задал вопрос: "Какое утверждение, составленное из наименьшего количества слов, содержало бы наибольшую информацию для передачи грядущим поколениям, если бы в результате какой-то мировой катастрофы все накопленные научные знания оказались бы уничтоженными?" И сам ответил: "Это – атомная гипотеза: все тела состоят из атомов – частиц, которые находятся в непрерывном движении, притягиваются на небольшом расстоянии, но отталкиваются, если одно из тел плотнее прижать к другому". В этой фразе содержится огромная информация о мире.
Каждый живой организм может рассматриваться как водный раствор, вода – поистине живая. Представьте себе, что вы находитесь у озера летом и вам захотелось попить воды. Но прежде вспомните Андерсеновскую "Каплю воды": "Если через увеличительное стекло посмотреть на каплю воды, взятой из пруда, то увидишь тысячи диковинных зверьков, которых вообще никогда не видно в воде, хотя они, без всякого сомнения, там есть".
Невидимые нами существа без голов, без глаз, без ртов. Как они едят, пьют? Питательные вещества, как и вода, в одноклеточные организмы поступают через всю поверхность их тела благодаря явлению диффузии. Без диффузии не обходятся процессы питания и во всех других организмах.
Вопросы по теме:
Эксперимент в домашних условиях
1 задание. Проведите исследование. Возьмите мешочек из пленки, прилегающей к скорлупе яйца. Чтобы получить эту пленку, куриное яйцо опускают в концентрированный раствор уксусной кислоты на 5 – 6 дней, при этом скорлупа растворяется (с уксусной кислотой иметь дело опасно, поэтому обратитесь за помощью к родителям) После того, как мешочек готов, налейте в него концентрированный раствор сахара и края мешочка плотно привяжите к стеклянной трубке, затем опустите его в стакан с водой.
Что вы наблюдаете? Как называется это явление? Где его можно наблюдать в живых организмах?
2 задание. Проведите исследование. Объясните полученный результат. Работу проведите в паре (подключите к исследованию брата или сестру, можно родителей). Один из участников эксперимента садится на стул и смотрит прямо перед собой (двигать головой, или скашивать глаза нельзя). Другой поочередно демонстрирует набор предметов, окрашенных в разные цвета. Предмет показывают в движении и короткое время с таким расчетом, чтобы он проецировался на боковую поверхность сетчатки.
Демонстрация должна сопровождаться вопросом:
3 задание. Проявите фантазию. При помощи графического редактора или других программ создайте образ, показывающий взаимосвязь между такими науками как: физика, химия, биология и экология. Объясните свой выбор.
Всю отчетность учащиеся отправляют на электронный адрес учителя, результаты выставляются на школьном сайтев новостях.
Если осенняя сессия посвящена изучению современной картины мира, то весенняя направлена изучение объектов окружающей среды и источников их загрязнения. Это понятие об окружающей среде. Виды загрязнений окружающей среды.
Классификация загрязнителей:
Почва
Понятие о почве. Состав почвы (минеральная и органические части, почвенный воздух, почвенный раствор). Свойства почвы (поглотительная способность, плодородие). Разрушение почвы (эрозия, засоление заболачивание, нарушение гидрологического режима). Удобрения, их двойственная роль относительно природной среды. Современные тенденции в использовании пестицидов. Пути экологизации сельскохозяйственного производства: отказ от минеральных удобрений и химических средств защиты.
Курс предусматривает решение задач с экологическим и производственным содержанием.
Пример. Важнейшая проблема в промышленном производстве удобрений – получение так называемого "связного азота". В настоящее время ее решают путем синтеза аммиака из азота и водорода. Какой объем аммиака (при н.у.) можно получить в этом процессе, если объем исходного водорода равен 300 л, а практический выход – 43%?
Полную версию материала вы можете скачать по ссылке ниже