Индивидуализация обучения на примере работы творческого объединения "Волшебный фоамиран"

Индивидуализация обучения является одной из главных характеристик дополнительного образования.

Адаптация содержания, методов и темпов обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика способствует более продуктивному обучению и успешному творчеству.

Индивидуальный подход помогает учащемуся осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать собственные сильные и корректировать слабые стороны.

Дети, занимающиеся по программе "Волшебный фоамиран", приобретают знания, умения, навыки в области декоративно-прикладного искусства. Овладевают способностью нестандартно мыслить, выстраивают творческие замыслы и реализуют их. Педагог старается пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро, красоту, приносить себе и людям радость.

Главная задача педагога применять к обучающимся индвидуальный подход на занятиях, что позволяет более целенаправленно и эффективно моделировать и строить учебные занятия и воспитательные мероприятия, более результативно обеспечивать и поддерживать процессы самосовершенствования личности ребенка, развития его индивидуальности. Нужно предоставить ребенку право выбора. Так как без него невозможно развитие индивидуальности, свободной и творческой личности.

На первом этапе при помощи тестирования и наблюдения определяются индивидуально-личностные особенности учащихся, выявляются их познавательные интересы и склонности. Анализируется степень сформированности практических умений, мыслительной деятельности детей, организация самостоятельной учебной и практической деятельности, устойчивость познавательной мотивации.

На следующем этапе разрабатывается индивидуальная траектория изучаемого модуля по степени сложности и с учетом интересов обучающихся, в процессе освоения вносятся необходимые коррективы и уточнения.

Особое место занимает разработка технологической карты учащегося: педагог разрабатывает подробный план и график выполнения намеченных заданий по каждому модулю программы. Результаты творческой деятельности учащихся оцениваются педагогом на основе индивидуальной стратеги, общими показателями является степень полученных знаний и приобретенный практический опыт.

Как известно, самым эффективным средством для выявления и развития индивидуальных особенностей и творческих способностей детей в возрасте 6-9 лет является - игра

В объеденении "Волшебный фоамиран" на каждом этапе освоения отдельного модуля и изучения и повторения новой темы, педагог использует игровую деятельность. Это в основном, дидактические и сюжетно-ролевые игры.

Например, для знакомства с новым материалом-фоамираном, педагог использует игру-упражнение "Волшебная мозаика", создаваемую самими детьми. Для игры дети вырезают из различных видов фоамирана (глиттерный, махровый, цветной, плотный и тонкий) используя шаблоны, различные по форме, цвету и размеру геометрические фигуры.

В игре используются разные задания:

  • сложить узор из фигур (например из глиттерного фоамирана);
  • сложить животное из фигур (например из махрового фоамирана);
  • построить дом используя только плотный фоамиран;
  • создать сюжетную картину используя различные виды фоамирана.

В процессе игры у детей не только формируются представления о разных видах фоамирана, но и закрепляются знания о плоскостных геометрических фигурах, о цвете и счете, развивается мелкая моторика рук, зрительная память, творческое мышление и воображение.

Другая, разработанная педагогом игра-упражнение, называется "Помощники" способствует закреплению и повторению учебного материала по программе. Сделана по типу игры-ходилки, ведущие персонажи игры - сказочные герои (незнайка, мальвина, царевна-лягушка), которым требуется помощь детей. Суть игры заключается в обозначении проблемы и общественном ее решении. Также на занятиях педагог использует кроссворды, ребусы, викторины, помогающие выявить уровень знаний по определенной теме.

В сюжетно-ролевых играх учащиеся играют определенные роли, например в игре "Я мастер" дети делятся на группы, в каждой выбирается лучший ученик (мастер), который показывает остальным, как сделать тот или иной подарок. Эту игру педагог использует в предверии праздников: 8 марта - "Мастерская подарков для любимой мамы", новый год - "Новогодняя мастерская", праздник Пасха - "Пасхальная мастерская" и другие. Игра учит работе в коллективе, самоконтролю, взаимовыручке и развитию творческих способностей.

В перерывах между занятиями детей увлекает познавательная игра "Знатоки". В игре используется детская рулетка, поля разделенные карточками на различные области знаний (декоративно-прикладное творчество, математика, русский язык, литература, окружающий мир, рисование, музыка, физкультура) дети по очереди бросают шарик на вращающийся диск колеса и выполняют задания по конкретной тематике, которые педагог заранее подготовил.

Результаты деятельности педагог отслеживает при помощи контрольных заданий, кроссвордов, тестирования, творческих заданий и творческих выставок. Результаты записываются в специальную тетрадь, где по каждому ученику суммируются набранные баллы и выводится итоговый.

Это помогает педагогу вовремя вносить корректировки в процесс обучения и строить индивидуальную работу для каждого воспитанника.
Индивидуальное обучение особенно актуально в выявлении и развитии творческих способностей детей, что является основной задачей в объединении "Волшебный фоамиран".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!