Педагогические технологии 2.0: перезагрузка

В основе организации инновационной и экспериментальной деятельности педагогов дополнительного образования лежит разумное использование современных инноваций и технологий, которые базируются на моделях, акцентирующих внимание...

  • на активизацию и интенсификацию деятельности обучающихся;
  • на эффективность организации и управления процессом обучения;
  • на методическое усовершенствование и дидактическое реконструирование учебного материала;
  • на взаимодействие нескольких групп специалистов (наставничество);
  • на социальную адаптацию и личностную самореализацию обучающихся (компетентностный и деятельностный подходы).

Данная концепция позволяет педагогу выстроить инновационную стратегию для решения конкретных учебных и воспитательных задач. Наиболее близки к традиционным методам построения образовательного процесса – поддерживающие инновации.

К ним относятся технологии, основанные на активизации и интенсификации деятельности обучающихся:

  • технология проблемного обучения;
  • игровые технологии;
  • коммуникативное обучение Е.С. Пассова;
  • технологии основанные на эффективности организации и управления процессом обучения (групповые способы обучения, программированное обучение, технологии индивидуальных приемов обучения, технологии дифференцированного обучения)
  • ИКТ и технологии, основанные на методическом усовершенствовании и дидактическом реконструировании учебного материала

Наиболее востребованной технологией была и остается проектная деятельность. Данная технология позволяет объединить в единый узел усилия педагога и обучающихся, а также содержание, формы, методы, средства и другие атрибуты учебной деятельности, создавать систему учебных действий для достижения познавательного результата и последовательного развития обучающихся.

Благодаря использованию проектной технологии создются условия, при которых обучающиеся самостоятельно приобретают недостающие знания; учатся пользоваться этими знаниями; приобретают коммуникативные и исследовательские умения; развивают системное мышление.

Игровая технология также относится к современным педагогическим технологиям. Это обусловлено тем, что данная технология направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Технология позволяет формировать особую атмосферу в коллективе, создавать благоприятный психологический климат в объединении, мотивировать и развивать надпрофессиональные умения обучающихся.

С целью формирования знаний, установок и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся, педагогами проводятся комплексные здоровьесберегающие мероприятия, с включением игровых ситуаций, динамических и релаксационных пауз, гимнастикой для глаз, упражнениями на развитие мелкой моторики рук.

С целью профилактики детского травматизма разрабатываются методические материалы, проводятся беседы, тестирования, инструктажи по ТБ, ППБ. Обучающиеся творческих объединений участвуют в акциях, привлекаются к участию в проектах и декадах. По-прежнему, актуальными остаются деятельностные формы и методы взаимодействия педагога и обучающихся, способствующие развитию контекстных, крос-контекстных и метапредметных компетенций обучающихся.

Среди них: словесные, наглядные, практические, проектно-конструкторские методы обучения, кейс-методы, метод проблемного изложения, формирования знаний, поведения, эмоций и другие.

Востребованными сегодня являются такие формы занятий, как: занятия-погружения, виртуальные путешествия, ходовые испытания, исследования, познавательно-развивающие игры, занятия «с сюрпризом», тематические конкурсы, защита творческих и исследовательских проектов, экскурсии, посещение различных выставок и др.

Внедрение в педагогическую практику современных педагогических технологий позволяет педагогу улучшить качество образования путем органичного встраивания в образовательные процессы системы мониторинга, анализа получаемых компетенций и адаптивной коррекции учебного процесса

Для практического решения актуальных задач по доставке, сортировке, хранению и поиску учебной информации педагогами может использоваться семантическая технология. Ее использование – это новый, эффективный способ навигации в глобальных информационных ресурсах. Ресурсы данной технологии позволяют педагогу воздействовать на эмоциональную сферу обучающихся, формировать у них уверенность в своих силах, удовлетворение от умственной работы, элементарные навыки поисковой и исследовательской деятельности.

Для развития познавательных умений обучающихся стоит воспользоваться групповой технологией, которая предусматривает формирование групп с учетом интересов и учебных возможностей обучающихся. С учетом взаимосвязанных звеньев: педагог-коллектив-обучающийся, педагог опирается на самостоятельную, продуктивную деятельность обучающихся.

Наряду с вышеперечисленными педагогическими технологиями максимально востребованы педагогическим сообществом информационно-коммуникационные технологии, которые позволяют осваивать и внедрять в учебный процесс новые цифровые инструменты. Это мобильные приложения, программы и сервисы, системы тестирования и оценивания, социальные сети, конструкторы, симуляторы, устройства дополнительной реальности и другие виды девайсов, контента, программного обеспечения, помогающие осуществлять сбор, организацию и создание информации, заниматься моделированием и проектированием.

Применение ИКТ позволяет педагогу не только планировать и проводить учебные занятия, не только анализировать эффективность своей профессиональной деятельности, но и создавать цифровые образовательные продукты, отвечающие требованиям сегодняшнего дня.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!