Наше время - время новое! Перемены сменяют друг друга и заставляют нас мыслить по-другому. Успех в обучении, как мне кажется, во многом зависит и от внутреннего настроя, и от внешних признаков: активности каждого ученика и активности каждого родителя.
Творческие проекты наиболее актуальны в педагогическом процессе, т.к. являются одним из эффективных методов обучения.
Они формируют у обучающихся навыки самостоятельно добывать знания, уметь анализировать информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и строить умозаключения. Ну и, наверное, самое главное - это умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека. К таким технологиям относится и проектная деятельность.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая, игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата
Это организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта. В начальной школе. Это конечно, не удастся сделать сразу с 1 класса, поэтому мне всегда в этом начинают помогать родители, которые сначала сами не совсем перестраиваются на проектную деятельность, но потом им тоже становится это интересно.
По мнению И.С. Сергеева технологическая проработка учебного проекта описывается формулой "пяти П": проблема – проектирование - поиск информации – продукт - презентация. Плюс 6 "П" – это портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.
I этап – мотивационный
Учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой.
Ученики: обсуждают задание, предлагают собственные идеи; создают рабочие группы.
II этап – планирование деятельности по выполнению проекта
Определяются тема и цели проекта; формулируются и уточняются задачи; уточняется информация (источники); вырабатывается план действий; определяются средства достижения цели; устанавливаются критерии оценки результата и процесса; согласовываются способы совместной деятельности.
III этап - информационно-операционный (выполнение проекта)
Ученики: собирают материал; разрабатывают документацию, технологию изготовления проектного изделия; проводят исследование; работают с литературой и другими источниками; непосредственно выполняют проект; оформляют проект; составляют план защиты проекта, распределяют роли участников для защиты.
Учитель: наблюдает за ходом выполнения проекта; координирует действия каждого участника проекта; поддерживает и помогает тем, кому нужна помощь; участвует в заседаниях групп; оказывает содействие процессу творчества учащихся; сам является источником информации.
IV этап – рефлексивно-оценочный
Учащиеся: представляют проекты на экспертизу; защищают проект; участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы; оценивают достижение поставленных целей; осуществляют устную или письменную самооценку; исправляют или дополняют содержание проекта; рефлексируют.
Учитель: выступает участником коллективной оценочной деятельности; переводит совместно с обучающимися рейтинговую шкалу в пятибальную систему оценивания.
В нашей школе, ежегодно, в апреле, проводится научно-практическая конференция "Умники и умницы", на которой обучающиеся начальных классов уже сами пробуют защищать свои первые наработки. Пытаются не бояться высказать свое мнение.
Коллективный творческий проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта, который предполагает свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов (журнал, театрализации, спортивные игры и т.д.)
За основу коллективного проекта берется какая-то актуальная на текущий момент тема. Она прорабатывается, обсуждается с детьми на уроке или во внеурочное время. Затем, работая в парах или в группе, мы создаем основу (исходные данные) для формирования будущего проекта. И только изучив всю тему с различных сторон, каждый выполняет свою личную, индивидуальную часть работы. В результате выполненное учащимися индивидуально складывается как мозаика в общее дело.
В основе проектирования лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение классного коллектива, и формирование личности школьника.
Коллективные творческие проекты могут осуществляться с привлечением родителей, музеев, храмов и других общественных организаций
Я хотела бы рассказать о нашем совместном проекте "Тепло наших рук и сердец", который я реализую уже 10 год подряд. Суть проекта в том, чтобы научить ребенка не в урочное время, а во внеурочное, вязать спицами. Это задание предлагается нам в учебниках технологии по УМК "Школа России". В чем же творчество, спросите вы?
В этом году, к 76-летию Победы в Великой Отечественной войне, все обучающиеся моего класса (28 человек), связали на зимних каникулах простой вязкой квадраты размером 20х20 см. Все выбирали цвета по своему выбору и вкусу. Участие приняли все! А потом и помогли нам родители. Они сшили все кусочки при помощи крючка у нас получился настоящий теплый плед.
Это уже четвертое такое одеяло, которое делают мои ученики. Мы в этом году решили подарить его президенту Союза ветеранов "Группы войск в Германии" генералу-полковнику А. Терентьеву. Отправив наш подарок вместе с письмами детей, вкусными гостинцами с юга России, А. Терентьев, был очень тронут нашей работой. А это и есть творческий проект, да еще и вклад в военно-патриотическое и духовно-нравственно е воспитание молодого поколения. Каждый ребенок получил сертификат. А теперь мы ждем его к нам в гости!
Выполняя общее дело, каждый ученик ощущает свою принадлежность коллективу, ощущает себя частицей этого коллектива, при этом, не утрачивая свою индивидуальность. Возраст 7-11 лет – ключевой, фундаментальный для формирования личности ребенка, поэтому именно в начальной школе взаимодействие классного руководителя с родителями играет первостепенную роль. Формирование личности не может происходить только в школе или только в семье – школа и семья одновременно формируют личность ребенка.
Как показала практика, коллективная работа над проектом увлекает школьников, объединяет их творческую энергию и умения, предоставляет простор для воображения и успешного воплощения задуманного. Все это позволяет считать коллективные творческие проекты одним самых эффективных методов обучения на современном этапе развития школьного образования.
Для детей - возможность быстро увидеть свой результат, формирование общественного мнения коллективной самооценки, рост личностного и группового самосознания и в целом развитие личности ребенка. Что несомненно влияет на общее качество образования учащихся.
Для педагога - формирование положительного микроклимата в классе, повышение профессионализма и авторитета учителя.
Для родителей - привлечение к участию в жизни школы, что способствует улучшению межличностных отношений родители - дети, желание помочь своему ребенку добиться успеха.
Таким образом, данная форма организации образовательного процесса является результативной с точки зрения формирования универсальных учебных действий, способствует воспитанию полноценной, самодостаточной личности, способной самореализоваться в будущем.