Экологическое воспитание как эффективный способ развития творческих способностей обучающихся

Экологическое воспитание должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны.

И в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту природы.

Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду. Дети, получившие определенные экологические представления, будут бережнее относиться к природе. В будущем это может повлиять на оздоровление экологической обстановки в нашем крае и в стране.

Основной целью моей работы с обучающимися по экологическому воспитанию является формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания.

Экологическое воспитание младших школьников имеет свои специфические особенности в связи с присущими им характерными чертами: природной любознательностью, чрезвычайной эмоциональной отзывчивостью, доверчивостью, верой в авторитет учителя и родителей

При составлении программы объединения была определена следующая цель: научить видеть, понимать, создавать и оберегать красивое в природе, воспитывать любовь к природе путем изучения растительного и животного мира на экскурсиях, занятиях, пропагандировать среди школьников идеи охраны и обогащения родной природы; воспитывать экологическую культуру.

При планировании учебно-тематического плана объединения тщательно подбирала темы для занятий, учитывала возрастные особенности учащихся и местные условия, осуществляла индивидуальный подход к каждому члену кружка.
Всвоей работе применяю разные методы и приемы экологического воспитания младших школьников:

1. Экологические беседы
Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети знакомятся с фактами из жизни растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию ее ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

2. Экологические чтения
Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений В. Бианки, М. Пришвина, Л.Н. Толстого, С.Есенина, А.С. Пушкина, К. Паустовского и других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.

3. Экологические игры
Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой.

Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (настольные игры "В гостях у лесовичка", "Природное лото", пазлы "Растения и животные", познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).

Большой интерес у детей вызывают различные комплексные экологические игры, где включаются различные компоненты игр и конкурсы. Эти игры направлены на развитие внимания, мышления, логики, памяти и т.п. Регулярно проводим такие экологические игры как "Я садовником родился", "Земля, вода, воздух", "Ручеек", "Экологическая сказка", "Невиданное животное" и т.д.

Например, конкурсно-игровая программа "Зимушка-зима" состояла из этапов таких, как представление своей команды, загадки, подвижные эстафеты, ребусы, изготовление творческой работы.

Эти игры позволяют осознать необходимость коллективного взаимодействия, развивают быстроту, внимание. Любой вид игры приносит пользу школьнику, где он проверяет свои способности. Каждая игра определяется содержанием программного материала и воспитательными целями. Заранее определяется место и роль игры. Объяснение содержание игры должно быть эмоциональным, кратким, логичным и понятным. Осенью проводим конкурсно-игровую программу "Осенние фантазии".

Регулярно проводим экологические игры к различным датам, например, "День птиц", "День Земли", День воды". Эти экологические игры имеют огромное значение на формирование нравственной экологической позиции младших школьников.

Главная цель дидактической игры – обучающая. Основным компонентом в ней выступает дидактическая задача, которая скрыта. Эти игры направлены на развитие речи, слуха, развитие мыслительных операций. Например, игры "Отгадай растение", "Отгадай животное", "Лесник" и т.д. Наряду с такими играми можно предложить детям различное лото. Их темы могут быть разными, например, "Что это за лист?", "Что это за цветы?", "Что это за семена?" и т.д. Для такого лото можно использовать рисунки, картинки, но и засушенные листья, наклеенные на картонные карточки и окантованные прозрачной пленкой.

Комплексные экологические игры соединяют романтику, смекалку, интеллект, спорт и непосредственное общение с природой. Все эти игры создают психологическую основу для экологического мировоззрения личности. Веселье, радость и масса получаемого удовольствия сопровождают такие экологические игры.

4. Практические творческие занятия

Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, поделки, аппликации, оригами, коллективные работы. Восторгу не бывает предела от самостоятельно изготовленной поделки.

5. Загадки природы

Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.

Большую помощь в работе оказывают познавательно-развлекательные журналы "Экос", "Непоседа", "Геоленок", "Муравейник", "Свирель", "Филя", "Юный натуралист", "В мире животных", "Кот и пес", "Мурзилка", "Друг", "Миша".

Одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы. Большой и разнообразный материал для наблюдений дают прогулки. Воспитанники знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.

Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции (участие в международной акции "Дни учета птиц").

Одной из интересных форм организации воспитательно-образовательного процесса являются экскурсии, во время которых детям даются экологические знания и нормы экологического поведения. Специфика занятий предполагает широкое использование разнообразного природного материала, ветки, шишки, травы, цветы. Часть этого материала собирается в природе. Поэтому при проведении экскурсий необходимо обучать детей правилам сбора растений и знакомить с редкими и исчезающими растениями своего региона

Часто в ходе работы к детям приходит мысль придумать самостоятельный знак по охране природы, заостряющий внимание окружающих на экологически грамотном поведении. Во время занятий проводятся физкультминутки, позволяющие сменить вид деятельности, улучшающие эмоциональное состояние детей.

Таким образом, экологическое воспитание младших школьников включает следующие основные направления: практическая экологическая деятельность; познавательная деятельность; общение с представителями животного и растительного мира; эколого-эстетическая, творческая деятельность.

Пословицы, поговорки, приметы, сказки и другие жанры народного творчества являются содержательным компонентом национальных ценностей любого народа, ядром формирования экологического сознания, экологической культуры.

Воспитанники получают эмоциональный заряд, усваивают приемы и методы бережного отношения к родным истокам и природной среде. Природная среда, природный ландшафт, национальные традиции бережного отношения ко всему живому формируют важные особенности этнического менталитета.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!