Сегодня, в современном многообразном, динамичном мире экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Как никогда, перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения отношения людей к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения.
Экологическое воспитание должно охватывать все возрасты и должно стать приоритетным, экологические знания необходимы всем.
Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под ним подразумевается. Под экологическим воспитанием детей я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Важно сформировать у детей потребность в изучении природы.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства. Любовь к окружающему миру начинается в семье, поэтому мы начинаем изучать природу в нашем Центре с поступившими детьми. Для этого я работаю по программе дополнительного образования " Земля – наш общий дом", которая разработана и апробирована мною в 2017 году.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и развитие экологического воспитания, а также формирование умений практического характера, что позволяет обучающимся внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
В течение всего года я стараюсь строить свою работу с индивидуальным подходом в выборе педагогических средств реализации содержания программы, учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу подростка, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения.
На каждом занятии создаю эмоционально-положительную творческую атмосферу, организовываю диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой. Все занятия строятся в соответствии с календарно – тематическим годовым планом по разделам:
Кружок проводится 1 раз в неделю. (18 часов теория и 17 часов практика) Использую групповую индивидуальную форму организации деятельности воспитанников, различные методы в работе по программе: словесно-иллюстративные методы: рассказ, беседа, дискуссия, работа с литературой; репродуктивные методы: воспроизведение полученных знаний во время выступлений; частично-поисковые методы; исследовательские методы и др.
Так, в октябре месяце провела конкурс под названием "Творение из материалов, созданных самой природой". Очень интересными, красивыми и необычными получились поделки.
Кроме семян и косточек мы использовали также засушенные листья, плоды и цветы, шишки, солому, травы, тополиный пух, камни ракушки и многое другое, заготовленные самими ребятами во время походов и экскурсий в природу.
В ноябре мы приняли активное участие в конкурсе на лучшую кормушку для птиц: "Спасем птиц" и провели акцию "Покормите птиц зимой". Данные мероприятия проводятся систематически в осенне-зимний период.
В феврале провели операцию "Скворечник". (подправили скворечники, которые повесили раннее на территории Центра и повесили два новых скворечника)
В начале апреля в огороде с ребятами посадили овощные культуры (свеклу и морковь, укроп и петрушка).
В течение всего года ребята ухаживали за рыбками и регулярно меняли воду в аквариуме. В мае все воспитанники активно участвовали в посадке сосен на территории Центра.
Также, в мае провели акцию "Планета без мусора", ребята изготавливали и презентовали костюмы из бросового материала.
На протяжении всего учебного года воспитанники знакомились с разнообразием природы нашей Родины. Формирование у детей ответственного отношения к природе сложный и длительный процесс.
Конечным результатом должно быть не только овладение определенными знаниями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать природу и быть истинно культурным человеком. Поэтому считаю целесообразным продолжать данную работу в нашем учреждении, чтобы экология была не только наукой, а частью души!