Статья "Влияние социальных сетей на воспитание школьников"

Одной из значимых задач процесса воспитания, обозначенных в ФЗ РФ "Об образовании в Российской Федерации", является создание условий для самоопределения и социализации обучающегося.

Очевидно, что использование социальных сетей как средства воспитательного взаимодействия в современном образовании выступает одним из таких условий.

Учитывая то количество времени, которое проводит большинство подростков в системе Интернет и непосредственно в социальных сетях, необходимо использовать их в качестве педагогического инструментария, и тогда обучающиеся в привычной среде найдут полезное содержание.

Сказать однозначно о негативном или позитивном влиянии социальных сетей на детей невозможно, ведь каждый ребенок – это отдельная личность, которая находится в процессе формирования.

Всем известно, что отношения зарождаются и формируются в коллективе. Но помимо создаваемых с воспитательной целью коллективов большое влияние на формирование личности имеют неформальные коллективы – группы людей добровольно объединившихся на основе общих интересов, симпатий, обоюдной пользы.

Поэтому в настоящее время большой популярностью у детей и подростков пользуются социальные сети, которые притягивают тем, что дают возможность ребенку самовыразиться и во многом формируют его коммуникативную культуру.

У большинства школьников есть страницы или аккаунты в социальных сетях. Зачастую страница подростка в социальной сети предстанет перед педагогом как своеобразный электронный "слепок" его личностных характеристик

Анализ личной страницы ребенка – это возможность осуществлять постоянный мониторинг его виртуальной жизни, где можно будет своевременно выявить позитивные и негативные стороны его поведения.

Вы можете узнать, что интересно вашим ученикам, что вызывает у них переживания и отразить это в воспитательной работе. Элементарно подобрать темы классных часов и индивидуальных бесед, которые для них будут актуальны.

Обращаясь к современной публицистике, можно найти немало примеров успешного взаимодействия учителя с учениками в социальных сетях. Так, например, в известной британской газете Таймс в статье Рэндольфа Коэна описана история учителя восьмого класса, который с помощью "Facebook" "подружился" в виртуальном мире со своими учениками.

Педагог выяснил, что некоторые из них употребляют алкоголь, другие обманывают, не стыдясь об этом говорить открыто, некоторые высказывают негативные суждения о своей школе, семье или стране. Долг педагога в данном случае, как отмечает автор статьи, незамедлительно помочь воспитаннику. Действительно, не все особенности направленности личности подростка можно диагностировать непосредственно в школе, и социальная сеть как дополнительный метод наблюдения за жизнью ребенка и это позволит вовремя заметить его состояние и наметить план индивидуальной воспитательной работы.

В наше время развитых информационно-коммуникационных технологий к вопросу воспитания нужно подходить современно. Запрещать детям сидеть в социальных сетях - дело достаточно сложное и малоэффективное. Поэтому вместо бессмысленных ограничений, нужно быть с детьми "на одной волне".

Идеальный вариант - создать так называемое "школьное сообщество" в социальной сети. Оно должно базироваться на принципах демократии, коллегиальности, эффективности, ситуационного лидерства, взаимного интереса учащихся и учителей друг к другу.

Именно в ситуации "школьного сообщества" реально возможной становится проявление активной жизненной позиции школьников. Но, прежде всего, необходим учитель, которому отводится роль координатора или тьютора, компетентного в интернет-технологиях. На сегодняшний день, существует две популярные социальные сети, в которых ребята проводят время – это ВКонтакте и Инстаграм.

У нашего учреждения "Центр развития творчества детей и юношества" г. Нерюнгри есть группы на обеих этих площадках, причем это не только аккаунта учреждения, но и некоторых направлений, например, таких как Союз детского общественного объединения "Содружество", "Школа блогеров", "Бизнес-клуб" и другие.

Данные аккаунты позволяют нам создать условия для организации воспитательного процесса с обучающими. Это реализуется через:

  • формирование позитивного контента групп;
  • создание положительного имиджа учреждения в сети интернет;
  • привлечение детей к формированию информационно-медийной культуры;
  • патриотическое и духовно-нравственного воспитания;
  • популяризация здорового образа жизни.

Мы организуем различные онлайн конкурсы и викторины, проводим опросы и прямые эфиры с интересными людьми, устраиваем флешмобы, размещаем социальные ролики, тем самым расширяя кругозор детей и повышая уровень эстетического воспитания.

Вариантов взаимодействия с детьми в социальных сетях на самом деле много. И используя все возможности даже этих двух социальных сетей вы сможете в полной мере выстроить хорошую учебно-воспитательную работу.

Таким образом, можно выделить положительные аспекты использования социальных сетей в воспитательных целях:

  • индивидуализация процесса общения;
  • педагог и ученики преодолевают стереотипы стандартного стиля взаимодействия, что повышает коммуникативный интерес;
  • получение разноплановой полезной информации различными способами;
  • свободный обмен мнениями.

Главная задача педагогов состоит в том, чтобы войти в пространство, где ребенок проводит значительную часть свободного времени, активно взаимодействовать и направлять, используя в качестве средств воздействия интернет технологии.

Для этого педагоги должны владеть теоретическими и практическими основами икт технологий, понимать их значимость для объединения сообщества школьников с активной жизненной позицией, и, главное, быть мотивированными на использование этих технологий.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!