Игровое занятие по правилам дорожного движения поможет детям 4–7 лет научиться безопасному поведению на дороге вместе с Лисой и Инспектором ГИБДД.
Ролевые ситуации и подвижные игры способствуют лучшему усвоению правил и развитию внимания.
Цель занятия - формирование у дошкольников (4-7 лет) навыков безопасного поведения на дорогах - знакомство с правилами дорожного движения: светофорами (пешеходными, автомобильными и железнодорожными) и дорожными знаками в увлекательной игровой форме.
Задачи:
Инспектор ГИБДД: Здравствуйте, ребята! Сегодня я пришел к вам в гости не один. Со мной пришла Лисичка, которой нужна помощь.
- Давайте послушаем, что же случилось у Лисы.
Лиса: Ой, Инспектор, милые ребятки! Я - Лиса, хотела навестить свою сестру, которая живет в большом городе.
- Но как только я вышла из леса, тут столько всего!
- Какие то непонятные знаки везде стоят, разные столбы стоят, то горят, то мигают красным, желтым и зеленым.
- Я растерялась, не знаю, как правильно перейти дорогу, чтобы не попасть под машину.
- Помоги мне, пожалуйста, узнать, что обозначают эти знаки и как правильно вести себя, когда переходишь дорогу".
Инспектор: Не волнуйся, Лиса! В городе много правил, и мы с ребятами тебе поможем их выучить. (Дети вовлекаются)
- Ребята, поможем Лисе? (Ответы детей)
- А начнем мы с игры...
Инспектор ГИБДД объясняет правила игры.
- Я буду показывать движения, а вы повторяйте за мной. Если действие разрешено по правилам ПДД, мы весело шагаем на месте.
- Если запрещено останавливаемся и говорим: "Стоп!". Помните: на дороге безопасность важнее всего!"
Инспектор: Ну что, Лиса, ты запомнила основные правила безопасного поведения на дороге?
Лиса: Да, спасибо вам, ребятки и инспектор!
Инспектор: Но как же быть с горящими столбами? Я совсем о них ничего не знаю, для чего они нужны, тоже не знаю.
- Ребята, давайте поможем Лисе разобраться со светофорами. Скажите, пожалуйста, какие светофоры бывают? (Светофоры бывают транспортные, пешеходные и железнодорожные)
- А давайте мы с вами поделимся на три команды и нарисуем для Лисы эти светофоры, чтобы она узнала, как они выглядят, и подарим ей, чтобы она не забыла, как они выглядят? (Ответы детей. После чего дети делятся на команды и приступают к рисованию светофоров)
- Какие вы молодцы, какие хорошие у вас получились светофоры!
- Ну а теперь давайте с помощью игры поможем разобраться, для чего они нужны и как правильно ориентироваться по ним? (Дети отвечают)
- Давайте сыграем в "Светофорные приключения: дороги, переходы и рельсы".
- Разделимся на три команды:
- Светофоры разные: для пешеходов - красный и зеленый, для машин - еще желтый, для поездов - зеленый, желтый и красный (иногда два желтых).
- Мы будем слушать сигналы, и двигаться правильно! Итак, мы начинаем".
Инспектор ГИБДД берет светофор для пешеходов и приставляет к нему красный кружок, который обозначает красный свет светофора. Команда пешеходов стоит на месте. Как только Инспектор ГИБДД меняет красный кружок на зеленый, дети начинают движение.
Когда Инспектор ГИБДД меняет зеленый кружок на красный, дети замирают на месте. Игра повторяется 2–3 раза.
После чего Инспектор ГИБДД берет светофор для автомобилей и так же меняет цвета в светофоре, а команда детей, которые рисовали светофор для автомобиля, приступает к игре.
Дети имитируют держание руля в руках: на красный цвет круга дети стоят на месте, на желтый - начинают ходьбу на месте, а на зеленый - начинают движение. Игра повторяется 2–3 раза.
Когда Инспектор ГИБДД берет железнодорожный светофор, в игру включается команда детей, которые рисовали железнодорожные светофоры.
При красном цвете дети стоят на месте и имитируют звук гудка. Как только цвет меняется на зеленый, дети начинают движение и имитируют звук и движение поезда. Игра повторяется 2–3 раза.
Инспектор: Вы молодцы! Лиса, теперь ты знаешь, как выглядят светофоры и для чего они нужны.
- Запомни, что ты можешь идти только на зеленый сигнал светофора, который для пешеходов.
Лиса: Ой, спасибо вам огромное! Теперь я знаю, что такое светофоры и для чего они нужны.
- Но как же быть с картинками, которые стоят вдоль дороги? Они то для чего нужны?
Инспектор: Лиса, не переживай, мы с ребятами и с этим тебе поможем разобраться, ведь так, мои юные помощники? Сейчас мы с ребятами тебе все расскажем.
- У меня тут есть с собой дорожные знаки. (Достает из внутреннего кармана конверт, высыпает на стол его содержимое и удивляется. Все дорожные знаки разрезаны на несколько частей. Удивленно смотрит на кусочки знаков и обращается к детям)
- Ребята, кажется, кто то решил похулиганить и разрезал все мои дорожные знаки… Как же теперь мы Лису познакомим с дорожными знаками?" (Их можно собрать по кусочкам, как пазлы)
- Вот это вы молодцы! Как правильно вы сумели решить эту задачку!
- Давайте соберем их и расскажем Лисе о них. (Дети приступают к сборке знаков дорожного движения: "пешеходный переход", "парковка", "подземный и наземный переход", "уступи дорогу", "светофорное регулирование", "место автобусной остановки", "полоса для велосипедистов", "движение пешеходов запрещено" и рассказывают по очереди об этих знаках)
Инспектор: Ну что, ребята, мы с вами сегодня вспомнили правила дорожного движения и познакомили с ними Лису.
- И я убедился, что вы знаете их хорошо. Теперь самое главное для вас - применять их всегда, когда выходите на улицу, показывая всем пример хорошего, осторожного и внимательного участника дорожного движения.
- Лиса, теперь ты сможешь добраться к сестре?
Лиса: Спасибо вам, ребята! Теперь я точно без проблем смогу навещать свою сестру в городе и буду соблюдать все правила дорожного движения.