Методическая разработка по безопасности жизнедеятельности "Безопасность на улице и дороге"

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить детей с понятиями "улица", "дорога", "перекресток", "Остановка общественного транспорта", элементарными правилами поведения на улице.
  • Подвести детей к осознанию необходимости соблюдать ПДД.
  • Уточнить знания детей о назначении светофора и работе полицейского.
  • Знакомить с различными видами транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения.
  • Знакомить детей со знаками дорожного движения.
  • Развивать речевую и двигательную активность детей.
  • Воспитывать умение применять в повседневной жизни полученные знания.

Предварительна работа: беседа "Знакомство со светофором: Пешеходным и транспортным", заучивание стихов по ПДД, рассматривание иллюстраций с ситуациями на дороге;

Словарная работа: улица, пешеходный переход, светофор, перекресток, пешеход, водитель, транспорт, проезжая часть.

Материалы и оборудование: игра "Волшебный фонарик", фонарик, круг Луллия "Ситуации", пособие "Знакомство с транспортом", аудио к физминутке И. Бусыгин "Соблюдаем правила дорожного движения", жетоны "Знаток ПДД", макет дороги и улицы;

Ход занятия

Коммуникативная игра для психологического настроя

Для начала встанем в круг,
Сколько здесь друзей вокруг!
Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!
Будет весело сейчас,
Все получится у нас!

Воспитатель: У меня сейчас отличное настроение, солнечное и я хочу поделиться им с вами. Вот мой лучик. (протягиваю ладошку вперед, дети по кругу кладут ладошку на руку воспитателя и называют свое имя)
- Вот какое лучистое солнышко получилось у нас. Надеюсь и у вас теперь настроение солнечное…

- Ребята! Вы пока еще ходите по улице с папами и мамами, но совсем скоро вам придется ходить по улицам самостоятельно.
- По дорогам движется много машин и переходить улицу в неположенных местах, там, где хочется, опасно.
- Со стороны может показаться, что на улице царит полный беспорядок: по проезжей части едут автобусы, машины. На тротуарах полно спешащих людей.

- На самом деле все движение на улице происходит по строгим правилам - правилам дорожного движения. И мы сегодня с вами поговорим о правилах поведения на улице.
- И я вас приглашаю "В школу юных пешеходов", где мы будем учиться правилам безопасности на дороге. (Дети подходят к макету улицы и дороги)

Воспитатель: Перед вами улица большого города. Посреди улицы проходит дорога. По обе стороны дороги находятся специальные дорожки для пешеходов.
- Как называются дорожки для пешеходов? (тротуар)

Тротуар – это "дорога для пешеходов"

- Как называют людей, которые идут по тротуару? (Пешеходы. Дети ставят на макет пешеходов)
- И вот по тротуарам пошли люди. Вдоль улицы стоят многоэтажные дома, магазины, автобусные остановки, газетные киоски и т.д.
- Перед домами растут деревья, разбиты газоны и цветочные клумбы.

- Основную часть дороги, по которой движутся транспортные средства, называют проезжей частью.
- А, теперь, внимательно посмотрите на улицу, чего еще не хватает на ней? (транспорта)
- Какие виды транспорта вы знаете? (грузовой, пассажирский, легковой, машины специального назначения)

- Дороги и улицы городов заполняют разные виды транспорта: автомобили, трамваи, мотоциклы, другие машины.
- Они различаются по назначению, размерах и передвигаются с разной скоростью. Есть специальные автомобили - пожарные, медицинские. На них и сигнал особый – сирена.
- Мчатся автобусы, трамваи, такси, автобусы, в них едут люди: одни на работу, другие домой, а кто-то в гости.

Игра с кубом "Транспорт" "Едем, летим, плаваем"

Воспитатель показывает на транспорт. (картинки на кубе)
Едем - дети имитируют движения езды
Плывем - имитация движений плавания
Летим - имитация движений полета.

Воспитатель: Где движется транспорт? Видите, белую линию на дороге? Она разделяет дорогу на две части.
- По этой части дороги машины едут в одну сторону, по этой в другую. (Дети ставят на макет транспорт)
- Ребята, а как называют тех, кто сидит за рулем транспортных средств? (Водители)

- Ребята, место, где пересекаются улицы, называют перекресток.
- Улица очень оживленная. Здесь шумно, многолюдно, по дороге туда-сюда снуют машины, слышен визг тормозов, сигналы.
- Как во всем разобраться, как пройти на ту сторону улицу.

Воспитатель загадывает загадку:
Есть на каждом перекрестке
Замечательный прибор.
Знайте, дети, что зовется
Он помощник… (светофор)

- Наши ребята знают стихи о светофоре.

Дети читают стихи

1. Я сегодня пешеход,
Перед нами переход.
Маму за руку держу
И по сторонам гляжу.
Светофор на нас сердит,

А потом он подобреет,
Свет на нем позеленеет,
Вот, тогда и мы пойдем,
А пока стоим и ждем!

2. Нам на улице не страшно,
Знаем все мы с давних пор
Путь закрыл нам светофор
Свет зеленый (не забудь!)
Говорит "Свободен путь!"

3. Светофор – дорожный друг –
Управляет всем вокруг
Красный свет - грозный вид.

Он опасности таит.
Если свет горит такой,
Значит, как солдатик стой!

Воспитатель: Поговорим отдельно об очень важном на дороге предмете – о светофоре. Это устройство, которое показывает цветовой сигнал и регулирует движение на дороге. С помощью цвета светофор дает знать, можно ли идти пешеходу и ехать автомобилю.

- Обратите внимание, ребята, что для машин и для человека светофоры разные. У светофора для машин три цвета: красный, желтый и зеленый. Если горит красный, то двигаться нельзя, если желтый, то двигаться также нельзя, но надо приготовиться к движению, ну, а зеленый – путь свободен, можно ехать.
- У светофора для людей цвета два: красный и зеленый. Запомните: проезжую часть можно переходить исключительно на зеленый цвет.

Беседа о светофоре

Воспитатель: На регулируемом пешеходном переходе устанавливают специальные пешеходные светофоры. В них используются 2 цвета. На них нарисованы человечки: красный- стоит на месте, зеленый-шагает. (Показывает иллюстрацию)

- Теперь вы знаете, что движение пешеходов и машин на перекрестке может управлять транспортный светофор и пешеходный. Как вы думаете, что может случиться, если вдруг светофор сломается? (Дети ставят светофоры)

Дети: Авария, люди могут попасть под машину.
Воспитатель: А на какой улице находится наш детский сад? (Дети отвечают)
- Места, где разрешается переходить дорогу пешеходам, обозначаются специальными знаками. Показывает пешеходный переход. (показывает знак)

Физкультминутка

Дети показывают движения под музыку.
Воспитатель: Ребята, мы расставили транспорт, пешеходов, светофоры. Наш макет улицы и дороги готов.

Игра с пособием круг Луллия по ситуациям на дороге

На круге изображение какого-нибудь нарушения, ребенок должен прокомментировать изображение, прокрутив стрелку круга, назвать правильные ответы, при затруднениях помогает педагог. Далее воспитатель предлагает ребятам поиграть в маленьких волшебников.

Дидактическая игра с фонариком

Загадывает загадки по карточкам, ответ высвечивает фонариком с обратной стороны.

Заключение

Ребята встают в круг. Воспитатель читает текст, а дети хлопают в ладоши если ответ: разрешается. Топают ногами, если ответ: запрещается.

Правила движения соблюдать,
Чтоб в беду не попасть... (разрешается)

Там идти, где весь народ,
Где есть надпись – переход… (разрешается)

Двум сигналам светофора
Подчиняться и без спора... (разрешается)

Людям знать, что красный свет
Означает – хода нет... (разрешается)

Всем всегда идти вперед
Только там, где переход… (разрешается)

Всегда правила учить,
И с дорогою дружить... (разрешается)

И лететь вперед так скоро,
Что не видеть светофора... (запрещается)

Как мартышке, или кошке
Висеть у машины на подножке... (запрещается)

Правила движения всем ребятам знать,
Их всегда и всюду выполнять... (разрешается)

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня постарались. Справились с азбукой пешехода.
- Но нам, еще предстоит с вами учить дорожные знаки, их очень много и мы будем продолжать учить ПДД.
- Я хочу вручить вам жетоны "Знатоков правил дорожного движения".

Размер:
34.43 Kb
Скачали:
3