Конспект познавательного комплексного занятия по теме "Дикие животные зимой" разработан для детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения.
В ходе путешествия по сказочному лесу дети закрепляют знания о внешнем виде и повадках лесных зверей, учатся узнавать следы и детенышей животных, развивают речь, внимание, ориентировку в пространстве и навыки взаимодействия в мини-группах
Цель: формировать и закреплять знания детей о лесных животных зимой через игровую и поисково-познавательную деятельность.
Задачи:
Оборудование: музыка, следы животных, картинки – детеныши животных, квадраты, стрелки.
Воспитатель:
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем,
И лесных зверей, конечно
Обязательно найдем.
- Ребята, а вы любите загадки? (Ответы детей)
- Я тоже очень люблю отгадывать загадки. Давайте сегодня мы с вами и отправимся в одно загадочный место - это загадочный лес.
- А в этом загадочном лесу есть лесные жители. А кто там живет, мы с вами знаем и сейчас их вспомним.
- Для этого приготовьте ваши ладошки, и мы поиграем.
Воспитатель: Я знаю, что в лесу живет лиса, а ты?
Хлопать по ладоням одного ребенка, следующего и т.д. Ребенок хлопает по ладоням воспитателя и одновременно произносит название дикого животного.
- В этом загадочном лесу все звери очень дружат, любят играть, вот и для вас они приготовили разные загадки.
- Но так как сейчас у лесных жителей много забот, они готовятся к наступлению зимы, поэтому мы с вами должны себя вести тихо-тихо, что бы их не потревожить и не напугать.
- Договорились?
- Давайте отправимся в путь и попробуем разгадать загадки зверей.
Воспитатель: Прислушайтесь, что за звуки вы слышите? (слышно сопение и храп медведя, идем на храп)
- Давайте подойдем поближе, но очень тихо, так что бы, не разбудить.
- Кто это так храпит? Кто из зверей спит зимой? (медведь)
- Что это за горка такая? Как называется дом медведя? (Это берлога, там готовиться к зимнему сну медведь)
- Медведь - это большое дикое животное и как он выглядит, что он кушает, что он умеет делать, об этом нам расскажет … (Послушать рассказ ребенка о медведе)
- Рядом с берлогой маленькая норка, забросанная листьями. Домик ежа.
- А посмотрите там еще чей то дом среди листьев, рядом с пеньком.
- Кто там спрятался в своем домике? Отгадайте!
Он в лесу живет под ёлкой,
Носит острые иголки.
Ходит-бродит вдоль дорожек
Весь колючий братец... (ёжик)
- О том, где и как живет ёжик, что он ест, нам расскажет … (подготовленный ребенок)
Воспитатель:
Под кустами ёж колючий
Нагребает листья в кучу.
Спит зимой в берлоге косолапый
До весны сосет он лапу.
У лисы в лесу глухом
Есть нора - надежный дом.
Есть у каждого свой дом.
Всем тепло, уютно в нем.
- Ребята, мы теперь знаем, что у медведя дом - берлога. Берлога чья? (медвежья)
- А у ежа дом - гнездо.
- А где живет белка? (Белка живет в дупле)
- Значит это чье дупло? (Это беличье дупло и т.д.)
- Лиса живет в норе, волк живет в логове.
- А есть ли дом у зайца? (Нет, он прячется под кустами)
На полу в беспорядке разложены следы.
Воспитатель: Ой, еще одну загадку приготовили для нас. А что это? (следы)
- Чьи? (зверей)
- Все следы запутаны и очень трудно узнать, кто и куда проходил.
- Давайте-ка попробуем разобраться, а для этого сначала сядем и отдохнем на лавочках.
- А теперь каждый возьмет по одному квадратику. (На подносе приготовлены квадраты по 2 штуки разного цвета)
- Они разного цвета. У кого какие квадраты? (По 2 квадрата одного цвета: 2 коричневых, 2 ярко-оранжевых, 2 серо-оранжевых, 2 белых, 2 светло-серых и 2 темно-серых)
- Сейчас вы найдете себе пару по цвету.(дети делятся на пары) и сядьте на скамеечки парами, рядом друг с другом.
- Я не зря раздала квадраты разного цвета, у кого квадрат коричневого цвета, те превратятся, в кого как вы думаете? (в медведей)
- Ну, вот все звери здесь собрались на полянке, тогда можно, и поиграть...
- Вы, медведи подойдите к следам и найдите только свои следы, следы медведя, соберите их и сядьте на свои места.
- Те, у кого белые квадраты, ищут следы зайца, ярко оранжевые – лисы и т.д. по очереди.
- Все собрали, у всех правильно?
Когда дети находят следы, дается задание: обратите внимание - на полу стрелки. Посмотрите стрелки то же разного цвета. Чья эта коричневая стрелочка? А чья это? (рассмотрели)
- Выложить следы надо по направлению стрелки.
- Я открою вам секрет: мы пойдем с вами в необычное загадочное место, называется оно "Детский сад для зверят".
- Там нас ждет умная тетушка Сова - воспитательница маленьких зверят.
- И так идите медведи и зайцы раскладываете свои следы и т.д. все по очереди.
Дети проходят по следам (каждая пара по своим) до столов. Можно детей посадить парами медведи, лисы и т.д.
- В нашем сказочном лесу есть такой же детский сад. Только ходят туда не ребята, а зверята.
- Он так и называется "Детский сад для зверят". Мамы и папы приводят туда своих малышей.
Воспитатель играет роль Совы.
- Первыми за своими малышами пришли… А кто догадайтесь сами.
Загадка, например, о медведе:
Ходит летом косолапо
А зимой сосет он лапу. (медведь)
На ветке не птичка –
Зверек - невеличка
Мех теплый, как грелка
Кто это? (белка)
Кто зимой холодной
Бродит в лесу злой,
голодный. (волк)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной
Иголок очень много,
А ниток ни одной. (ёж)
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной
И стоит среди травы
Уши больше головы. (заяц)
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (лиса)
Те дети, которые прокладывали следы медведей, встают и подходят к воспитателю.
- Здравствуйте, вы наверно, пришли за своими детишками? (Да)
Воспитатель показывает картинку и обращается к первому.
- У вас кто? (У меня медвежонок)
- А у вас? (У меня два медвежонка и т.д.)
- Вы молодцы, отгадали все загадки.
- А теперь нам нужно отправляться дальше в путь. (Идут по тропинке и подлезают под дуги)
- Мы пришли на полянку.
- Ребята, мы то с вами знаем, что зверей можно узнать не только по внешнему виду и по следам, а еще и по тому, как они двигаются.
- А теперь мы загадаем загадки для друг другу. Будем показывать только движения животных.
- Как вы думаете, животным хорошо жить в лесу? (Хорошо. Им там уютно. Лес их кормит)
- А как люди должны вести себя в лесу? (В лесу нельзя ничего ломать, преследовать животных. Надо беречь красоту. Лес нельзя загрязнять)
- А нам с вами пора возвращаться в детский сад.