Цель: оогащение представлений детей о деревьях осенью, формирование интереса к природе и развитие познавательной активности через игровые и коррекционные методы.
Задачи:
Предварительная работа:
Дети сидят на стульчиках перед педагогом.
Педагог: Ребята сегодня я шла утором и на участке детского сада услышала, что кто-то плачет.
- На скамейке сидел маленький лесной житель серого цвета с длинными ушами.
- Кто же это, вы догадались? (Ответы детей)
- Да, это был зайка. Мне его стало жалко, и я пригласила зайчика к нам в гости. (Педагог показывает игрушку зайца)
- Давайте спросим у него что случилось?
Заяц рассказывает детям, что не послушался маму ушел далеко гулять и потерялся. Теперь он не знает, как найти свой дом. Педагог предлагает детям помочь зайчику вернуться домой.
Педагог: Где живет зайчик? (в лесу)
Что такое лес? (это где растет много деревьев и разных других растений, там живем много зверей и птиц)
Дети вместе с зайчиком отправляются в лес. Идут по лесной тропинке (по следам), перешагивают овраги (гимнастические палки), идут по камням (коррекционная дорожка).
Педагог: Ребята, мы с вами очутились в сказочном лесу. Посмотрите, хорошо и красиво.
- На полянке дети видят стоит дерево. (Ель)
- Давайте подойдем, посмотрим, может быть там дом зайки.
Зайка: Ребята! Это же мой родной лес! (Зайка радуется, прыгает, и ранит лапку)
- Ой! Ой! Как больно!
Педагог: Что случилось? Кто обидел зайку? Может быть, ежик спрятался в траве? (дети находят еловую ветку)
- Что это? С какого дерева ветка? Как узнали? (дети рассматривают, обследуют ветку)
- Какая веточка? (колючая, зеленая)
- Что на веточке? (иголочки)
- Эти иголочки называются хвоинками. А дерево называется ель.
Зайка просит идти дальше, чтобы найти его дом. Дети видят, что недалеко растет еще одно дерево.
Педагог: Давайте посмотрим, может быть там, под этим деревом дом зайки?
- А что за ягодки растут на дереве?
- Узнали, как называется это дерево? (Рябина)
- Как узнали? Что есть у дерева еще кроме ягод? А кто сидит на дереве? (птичка)
- Давайте поиграем с птичкой. (птичка перелетает, а дети называют куда села птичка: на ветку, на ствол, вверху, внизу, слева, справа)
(действия детей по тексту песни)
Прилетела к нам, к нам, к нам.
Маленькой птичке
Зернышек я дам, дам, дам.
Маленькая птичка
Зернышки клюет, клюет.
Маленькая птичка
Песенки поет, поет.
Дети с зайкой идут дальше и выходят на полянку с осенними листиками.
Педагог: Как здесь красиво, сколько много разных листиков разбросала Осень.
- Посмотрите, какой красивый листик лежит под этим деревом! (поднимает из-под дерева и показывает лист клена)
- Найдите такой же листик на полянке. Посмотрите какой он красивый!
- Эти листочки упали с клена. Они кленовые листочки. (дети находят листья, рассматривают)
- Давайте все кленовые листочки положим под дерево, которое называется кленом. (дети кладут листики и замечают кучу листвы, в которой кто-то спрятался)
Из-под листвы вылезает ёжик и здоровается с детьми. Дети рассказывают ему. что они ищут дом зайца. Ёжик предлагает помочь, но просит сначала с ним поиграть с волшебными мячиками похожими на ёжиков.
В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький ёжик. (зажать шарик в ладошке)
Выглянул ёжик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко.
Улыбнулся ёжик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу.
Покатился ёжик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)
Катился-катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга).
Обрадовался ёжик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками).
Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика).
Спрятался ёжик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя.
Когда закончился дождь, то побежал ежик домой. (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик)
А когда наступил вечер, закрыл ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! (зажать шарик в ладошке).
Ёжик благодарит детей и показывает дерево, рядом с которым видел маму зайчиху. Рядом с деревом лежит "Волшебный мешочек".
Педагог: Дети, а как называется это дерево?
- Может быть отгадка в волшебном мешочке?
Дети тактильно обследуют предмет в мешочке, узнают по форме плоды дуба - желуди.
- С какого дерева упали желуди? (Дуб)
- Посмотрите и назовите какое это дерево? (большое, высокое, широкое, могучее)
Зайка благодарит детей за помощь и предлагает поиграть.
Звучит музыка, дети танцуют изображая падающие листики. Когда музыка останавливается, дети берут по одной карточке, на которой изображен лист дерева и находят дружочка, у которого такой же листик.
Педагог: Ребята, вы молодцы! Выручили зайчика из беды.
- Но нам пора возвращаться в детский сад.
- Где мы сегодня побывали?
- Какие деревья видели? (дети возвращаются по тропинке в детский сад)