Подгрупповое коррекционное занятие по развитию зрительного восприятия "В гости к Осени"

Коррекционные задачи:

  • закреплять умение анализировать основные признаки осенних листьев: форма, цвет, величина;
  • учить различать движущиеся предметы (падающие листья), понимать и называть словом действия: кружатся, летят, падают, опадают;
  • развивать умение сравнивать, выделять отличительные признаки осени;
  • учить использовать лупу при рассматривании мелких предметов.

Словарная работа:

  • Названия деревьев: береза, дуб, клен, рябина.
  • Признаки: березовый, дубовый, кленовый, рябиновый, с березы, с клена, с дуба, с рябины.
  • Правильное употребление названий формы, величины осенних листьев.
  • Действия: кружатся, опадают, летят, падают.

Материал к занятию:

  • Демонстрационный материал (на каждый стол): цветные изображения деревьев: березы, дуба, клена, рябины.
  • Раздаточный материал (на каждого ребенка): осенние листья (березы, дуб, клена, рябины по одному); осенние листья к игре "Найди пару"; перфорированное поле с изображением осенних листьев, дорожек, выполненных точками, пунктиром; фломастеры.

Предварительная работа:

  1. Рассматривание иллюстраций, картин с изображением ранней осени (обратить внимание на внешний вид и состояние деревьев).
  2. Чтение стихотворений об осени.
  3. Загадывание загадок.
  4. Проведение дидактических игр "Какие деревья ты знаешь?", "Чей лист, чья ветка?"

Ход занятия

Организационный момент

Педагог загадывает детям загадку:

Дни стали короче, длинней стали ночи.
Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (осенью)

- Ребята, хотите побывать у Осени в гостях? (да!)

Основная часть

На демонстрационном фланелеграфе выставлены деревья в осеннем наряде: береза, осина, клен.

Дидактическая игра "С какого дерева лист?"

Педагог раздает детям силуэтное изображение с осенними листьями. Дети выкладывают осенние листья на фланелеграфы. Педагог показывает березу на демонстрационном фланелеграфе.
- Кто знает, как называется это дерево? (береза)

- У березы листья, похожи на золотые монетки. Найдите березовый лист, положите перед собой и давайте внимательно рассмотрим его.
Дети совместно с педагогом рассматривают березовый лист, называют его цвет, форму, величину, отмечают наличие зубчиков. Для лучшего рассматривания можно использовать лупу.

- Почему листья березы сравнивают с золотыми монетками? (Выслушивают предположения детей, обобщает ответы)
- Березовые листья сравнивают с золотыми монетками, потому что они желтого цвета, как и сами монетки.
- Теперь давайте, посмотрим на это дерево. Как можно сказать, какого цвета у него листья? (У этого дерева листья красного цвета)

- Что это за дерево: красное снизу доверху, до самой макушки? (Это рябина)
Задание: взять рябиновый листочек, рассмотреть его, назвать цвет, форму, величину.

- А это дерево раскинуло во все стороны свои ветки, и под ним я нашла листок. Кто знает, как оно называется? (клен)
Дети совместно с педагогом берут кленовый лист, рассматривают точно так же, как и предыдущим.

- На что похож кленовый лист? (На раздвинутые пальцы руки, на бабочку)
- Кто знает, как называется это дерево? (дуб)

Дети совместно с педагогом берут дубовый лист, рассматривают точно так же, как и предыдущим.
- Назовите, с какого дерева первый лист? (с березы, осины, клена)

Дидактическая игра "Найди листок такой же формы"

- Покажите листья такой же формы.

Педагог показывает геометрическую фигуру, дети показывают – листья, соответствующие по форме данной фигуре. Предлагает разместить каждый листочек около своего дерева

Дидактическая игра "Найди пару"

Звучит спокойная музыка, педагог раздает каждому ребенку по половине осеннего листочка.
Задание: подобрать вторую половину и выложить на демонстрационном фланелеграфе целый листок под изображением соответствующего дерева.

Педагог проверяет правильность выполнения задания, поощряет детей.

Физминутка

- Вы, наверное, наблюдали, как падают осенние листочки.

Осенние листья тихо кружатся, (круговые движения руками)
Листья под ноги тихо ложатся. (приседают)
И под ногами шуршат, шелестят, (поднимают руки вверх-вниз)
Будто опять закружиться хотят.

Дидактическая игра "Нарисуй, как падает листочек"

- Хотите нарисовать, как падают осенние листья?
Педагог раздает детям листы бумаги с цветным изображением листьев. Дети обводят "дорожку" (траектория падения листа). Напоминает, что обводить дорожку необходимо сверху вниз. Дорожка нарисована точками или пунктиром.

Итог занятия

Педагог предлагает детям вспомнить.
- У какого времени года мы были в гостях? Что нового узнали сегодня на занятии?

Домашнее задание

  1. Понаблюдать, как падают осенние листья.
  2. Составить букет из осенних листьев.
  3. Засушить листья для гербария.
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!