Цель: систематизирование знаний детей об осени и осенних явлениях путем интегрированной работы специалистов в группе, где присутствуют дети с ТНР.
Задачи:
Оборудование: мультимедийная установка, листы белой пергаментной бумаги.
Ход занятия
Дети под музыку заходят в музыкальный зал.
Логопед: Ребята, к нам в группу пришло письмо. Интересно от кого оно? На конверте написано от Осени. Прочитаем? (Да)
Логопед читает письмо:
"Здравствуйте, ребята, я Осень. В лесу произошло много перемен! Приглашаю в гости, в мой лес. Только если вы готовы, не испугаетесь сильного ветра и прохлады, и дождя, и луж под ногами". (Ответы детей: предложения пойти в лес)
Логопед: Хорошо, ребята! Я с вами согласна. Но, чтобы отправиться в лес, мы должны быть какими? (Ответы детей: быть дружными, не бросать друзей в беде, отважными)
Инструктор по физкультуре: Совершенно верно, ведь только дружные ребята могут преодолеть все преграды на пути!
Ну-ка стройся-ка, ребятки!
Выполняй все по порядку!
По дорожкам и тропинкам,
Мы пойдем, расправив спинку!
Через кочки, пни и лужи,
Перепрыгнем очень дружно!
Вот и вышли на полянку,
Не зря встали спозаранку!
Инструктор по физкультуре: Вот и попали мы с вами в лес, полный сказочных чудес!
Музыкальный руководитель: А наши дети знают одну замечательную песню про осень.
Музыкальный руководитель вместе с детьми исполняют песню про осень.
Логопед: Раз эта песня была об осени, то скажите мне, пожалуйста, в какой лес мы с вами попали? (осенний)
- А какие приметы осени вы знаете? (Моросит дождь, дует ветер, листья опадают, птицы собираются улетать на юг, дети надели теплые курточки и сапожки)
- А какие вы знаете осенние месяцы? (ответы детей)
- Давайте послушаем, какие звуки слышны в осеннем лесу? (шум ветра, шелест листьев, крики птиц, шум дождя)
Звучит музыка "Грустное настроение"
Музыкальный руководитель: Какое настроение вызывает эта музыка? Почему? (Ответы детей)
- Ребята, давайте соберем букет из осенних листьев.
Пальчиковая игра "Осенний букет"
(показывают и говорят все специалисты)
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем листья собирать, (сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы, листья рябины,
Листики тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберем,
Маме осенний букет отнесем. (загибать поочередно пальцы)
Музыкально ритмические движения
Музыкальный руководитель: А давайте мы превратимся в осенние деревья и ветер. Наши руки и пальчики - это ветки и листики. Нужно поднять руки вверх и плавно качать ими под музыку.
Логопед: А ветер мы изобразим с помощью губ и язычка. Губы сделать трубочкой, язычок поднять к верхним зубам, произнести звук Ш-шшшш при этом мы будем качаться как стволы и ветки, а пальчики шевелиться как листики… (звучит музыка)
"Бумажный оркестр"
Музыкальный руководитель: Но вот ветер нагнал к нашему лесу тучи. А если появились темные тучи, то вероятно начнется что… (дождик)
- Давайте превратимся в дождик. Сейчас я раздам вам бумагу. Вы будете под музыку встряхивать листики и ударять ладонью о лист бумаги. Слушаем друг друга, стараемся звучать одновременно, следим за руководителем… (звучит музыка)
Логопед: Ну, вот дождик прошел, и стало в лесу как? (сыро, мокро, влажно)
- И воздух так стал какой? (свежий, влажный)
Дыхательная гимнастика
Логопед: Давайте мы все выпрямимся, вдохнем осенний воздух носом и выдохнем через рот. (упражнение делаем под счет)
Включается презентация.
Психолог: Ребята, посмотрите на наш осенний лес. Какого цвета листья?
- Как сказать про листья разного цвета одним словом?
- Да, листья разных цветов, они разноцветные. Какие у нас листья? (ответы детей)
Игра "С какого дерева?"
Психолог: Ребята, в лесу был сильный ветер, который сдул с деревьев листики и плоды. Давайте попробуем отгадать, с какого дерева упали листики и плоды. (появляются картинки листиков и плодов деревьев, дети угадывают, после чего появляются деревья).
Ветка рябины – рябиновая. Как называются эти плоды? (Ягоды)
Ветка дуба – дубовая. Как называются эти плоды? (Желуди)
Лист с березы – березовый.
Лист с клена – кленовый.
Шишка с елки – еловая шишка.
Шишка с сосны – сосновая шишка. (дети угадывают нужное дерево)
Инструктор по физкультуре:
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на носочках)
Листья нам под ноги тихо ложатся (дети приседают)
И под ногами шуршат, шелестят (волнообразные движения руками вниз)
Будто опять закружиться хотят. (поднимаются на носочки, кружатся)
Релаксационная минутка
Психолог: А теперь давайте отдохнем. Представьте, что вы превратились в осенние листочки. Наши листочки легли на желтую, осеннюю полянку, закрываем глазки и расслабляемся.
(Звучит спокойная музыка. Дети лежат на полянке, психолог читает стихотворение)
Осень наступила, высохли цветы,
И глядят уныло, голые кусты.
Вянет и желтеет травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет, дождик моросит.
Воды зашумели быстрого ручья,
Птички улетели, в теплые края.
Психолог: А теперь ребятки, открываем глазки и возвращаемся в детский сад.
Инструктор по физкультуре: Наше занятие подошло к концу. Скажите, о каком времени года мы сегодня говорили? (ответы детей)
Музыкальный руководитель: У кого есть желание, дома нарисуйте картину нашего осеннего путешествия, а сейчас всем спасибо, возвращайтесь в свою группу.