Цель: закрепление лексико-грамматических категорий языка по теме: "Осень".
Задачи:
Оборудование: листья деревьев на палочке, сундучок, музыка Железновой "Дождь", шум: дождя, ветра, зонт, стаканчики с водой, пипетка, блюдце, гимнастическая дорожка.
Вносится сундучок группу.
- Ребята посмотрите, что я нашла. Какой-то сундучок. Вы не видели, кто его оставил? (Нет)
- Не открывается. Посмотрите, что-то здесь написано. Давайте прочитаем.
"Я волшебный осенний сундучок. Откроюсь я, после того, как вы вернетесь из путешествия".
- Ребята, вы поняли, что он откроется после того, как мы вернемся из путешествия. Значит, что нам нужно сделать? (Отправиться в путешествие)
- Отправляемся? (Да)
По тропинке мы идем
Да, по узенькой идем,
Через ямки перепрыгнем,
Лужи все перешагнем!
Дружно, весело мы шли
И к лесочку подошли!
- Ой, как в лесу холодно. А вы знаете, почему холодно? (Потому что осень. Осенью дует сильный, холодный ветер)
Фонетическое упражнение "Ветер"
Дует легкий ветерок –ф-ф-ф…
И качает так листок –ф-ф-ф… (Выдох спокойный, ненапряженный)
Дует легкий ветерок –ф-ф-ф…
И качает так листок –ф-ф-ф… (Активный выдох)
Дует ветерок, качаются листочки и поют свои песенки.
Осенние листочки на веточках сидят,
Осенние листочки детям говорят:
Осиновый - а-а-а…
Рябиновый – и-и-и…
Березовый – о-о-о…
Дубовый – у-у-у…
Дети хором поют: "а-а-а", "и-и-и", "о-о-о", "у-у-у".
- Что произошло с листьями?
- Почему они опадают, вы знаете?
- Когда листочки падают с деревьев, как это называется? (Листопад)
- Посмотрите все листья опали и перемешались.
Игра "Какой это лист?"
- Отгадайте, с какого дерева упал лист и назовите его.
- Послушайте, как я расскажу.
- Этот листочек упал с тополя. Это тополиный листок. (Каждый ребенок берет листок и называет с какого дерева упал листок)
Звучит музыка ветра.
- Полетели вместе с листиками.
Игра с предлогами
- Куда упали листья? (На подоконник, на тумбочку, на ладонь)
- Где кружатся? (Над головой)
- Куда приземлились листья? (В вазу)
- Что получилось из листьев? (Букет)
А теперь превратим наши пальчики в красивый букет.
Пальчиковая гимнастика "Осенний букет"
1,2,3,4,5
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки)
Листья березы,
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (загибать поочередно пальцы)
Мы соберем.
В вазу осенний букет отнесем. (Сжимать и разжимать кулачки. Вытянуть вперед ладоши)
Звучит музыка "Шум дождя"
- Что это? (Дождь)
- Куда нам спрятаться от дождя? (Под зонт)
Игра "Хорошо-плохо"
- Скажите ребята, дождь – это хорошо. Почему?
- Дождь – это плохо. Почему?
- Что бывает после дождя? (Лужи)
Перепрыгни через лужи.(Под музыку Железновой "Дождь")
- А лужи из чего образуются? (Из воды)
- Ребята, посмотрите, вода не только в лужах, но и оказалась в стаканчиках.
Экспериментирование с водой
- Возьмите пипетку. Наберите в нее воду. Накапайте на тарелочку воду.
- Почему она растеклась по тарелочке? (Потому что вода жидкая)
- Правильно, ребята. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана. Я предлагаю вам превратиться в капельки – водички. Закройте глазки.
Релаксация "Капелька"
Раз, два, три глазки разомкни. Вам понравилось наше путешествие?
Но нам пора возвращаться. Нас ждет сундучок.
По дороге золоченой
Осень щедрая идет.
Убранный листами клена
Сундучок она несет.
Сундучок с ее приданным
Полон солнечных даров:
Много здесь брусники рдяной,
Спелых яблок и грибов.
- Вот мы опять оказались в саду. Посмотрите открылся сундучок или нет. (Открылся)
- Значит, вы все выполнили верно? (да)
- Что там? (Дары осени. Грибы)
- Молодцы! Справились со всеми заданиями.