Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме "Осень"

Цель: закрепление умения рассказывать по сюжетным картинам. Развивать познавательный интерес к природе, развивать у детей логическое мышление, память. Вызвать любовь к природе. Закреплять умение доводить до слушателя свою мысль.

Оборудование: конверт с письмом и заданиями от Осени, листочки из картона для дорожки, аудиозапись "Звуки осеннего леса".

Вводная часть

Воспитатель:
- Ребята, сегодня утром я получила письмо. Как вы думаете, от кого оно? Отгадайте, пожалуйста, загадку:
Утром мы во двор идем —
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят...

- Ребята, когда это бывает.?
- Осенью!
- Ребята, как вы догадались, это письмо от Осени.
Посмотрим, что же в конверте?

Письмо:
Вновь за окном листва желтеет,
И тихо дождик моросит.
А я Вас в гости приглашаю-
Осенний день вновь к нам спешит!

С собой возьмите вы улыбки
И настроение на "пять"!
Не опоздайте ни минутки!
Вам говорю сейчас без шутки!

- Ну что, принимаем приглашение осени?
- Да!
Тогда – пустимся в путь. А для того чтобы добраться до леса, нужно передвигаться по осенним листочкам и не сбиться с пути. (Ребята идут по осенним листьям, разложенным змейкой на полу)
- Вот мы пришли в осенний лес.

Рисунок "Осенний лес"Рисунок "Осенний лес"

Осень долгожданная,
Цвета ярких бабочек,
Украшает лес красочной листвой!
Не смотря на дождик,
Не смотря на холод,
Пусть приносит осень радость нам с тобой!

Прекрасен осенний лес! Ребята, скажите а для чего люди ходят в лес? (Для того чтобы побыть на свежем воздухе, подышать)
А что можно осенью собрать в лесу?

- Грибы.
- Я предлагаю вам послушать лес. Какие звуки издает лес . Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись "Звуки леса")
- Открываем глаза. Ребята, кто что услышал?
- Шорох листьев, звук шагов по лесу, шум ветра и качающихся деревьев, дождя.
- Вот как нас встретил лес - зашумел, зашуршал, загудел!

Давайте вдохнем поглубже и представим запах осеннего леса?
- Опавшими листьями, грибами, жухлой травой
- Посмотрите, как много в лесу опавших листьев.
Давайте присядем на этот осенний ковер.

Как вы думаете почему и зачем деревья сбрасывают осенью листья?
- Если листья не опадут, то зимой ветки могут сломаться от тяжести снега.
- Да, правильно. Деревья готовятся к зиме, сбрасывая листву, они защищают себя.
- Ребята, посмотрите,в конверте осень для нас оставила карточки с заданиями. Это Осень предлагает нам поиграть в игру "Знатоки природы". А вы любите играть?
- Да!

Вначале проведем разминку.

Физминутка "Мы – листики осенние"

Мы, листики осенние,
На веточках сидели.
Ветер дунул, полетели.
Мы летели, мы летели.
И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал.
И листочки все поднял.
Повертел их, покружил.
И на землю опустил. (Дети имитируют действия "листочков" в соответствии с текстом стихотворения: садятся на корточки, летают по комнате, вновь тихо садятся, поднимаются, кружатся и снова садятся)

1 задание "Загадочное"

Первое задание называется "Загадочное". Ребята, слушайте внимательно и отгадывайте загадки.
Листья в воздухе кружатся,
Тихо на траву ложатся.
Сбрасывает листья сад —
Это просто... (листопад)
Стало ночью холодать,
Стали лужи замерзать.
А на травке — бархат синий.
Это что такое? (Иней)
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)
Стало хмуро за окном,
Дождик просится к нам в дом.
В доме сухо, а снаружи
Появились всюду... (лужи)
В сером небе низко
Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли... (зонт)

2 задание "Бывает - не бывает"

Ребята, я вам буду зачитывать предложения,вы даете ответ да - если такое осенью бывает, нет - если осенью не бывает.

  1. Осенью может пойти снег. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  2. Осенью можно услышать пение птиц. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  3. Для того, чтобы собирать малину, нужно уметь лазить по деревьям. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  4. Осенью можно купаться в реке и загорать на пляже. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  5. Яблоки, груши и сливы называются фруктами, потому что растут на деревьях. Да или нет? (Ответ детей, объяснение)
  6. В октябре в лесу находиться долго невозможно, потому что очень кусаются комары. Да или нет?

3 задание "Да или нет"

Когда я назову приметы осени, говорите дружно "да". Если приметы относятся к другому времени года, говорите дружно "нет". Вы готовы? (да). Дайте правильный ответ:
Осенью цветут цветы? (нет)
Осенью растут грибы? (да)
Тучки солнце закрывают? (да)
Часто — часто льют дожди? (да)

Туманы осенью плывут? (да)
Ну а птицы гнезда вьют? (нет)
Звери норки закрывают? (да)
Урожай все собирают? (да)
Птичьи стаи улетают? (да)

Солнце светит очень жарко? (нет)
Все купаются в реке? (нет)
Можно детям загорать? (нет)
Ну а что же надо делать? Куртки, шапки надевать? (да)
Сапоги всем обувать? (да)
Молодцы! Вы знаете приметы осени.

Молодцы, справились с заданиями.

Итог занятия

Молодцы! Со всеми заданиями Осени справились. Пора возвращаться в детский сад.
Раз, два, три повернись, в детском садике очутись. (Дети повторяют слова, кружатся)
- Ребята, посмотрите на столе, где раньше лежало письмо, лежат медали. Это осень постаралась, и я вас от ее имени награжу.

Чем мы с вами, ребята, сегодня занимались? (Мы путешествовали по лесу, выполняли задания Осени)
А еще мы вспомнили, что осень бывает разной.
Ответили на все вопросы - загадки и задания. И показали себя настоящими знатоками природы!

Размер:
18.05 Kb
Скачали:
18